Школа (лат.) означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Это подразумевает процесс становления, совершенствования, восхождения души и духовности человека. Еще школа (греч.) — это дом радости, и носитель высокого в нем — Учитель. Почему эти первоначальные значения сегодня утрачены, а школы стали просто учебными заведениями? Отчего воспитание должно опережать обучение? Об этом и не только говорили работники образования области 20 августа на традиционной августовской конференции.
Участие в ее работе принял глава региона. Архимед Мухамбетов нацелил педагогов повысить качество образования и воспитания — одного из главных приоритетов государственной политики Казахстана.
Всего в системе образования сегодня работают 16,4 тысячи человек. 522 из них — молодые специалисты. В месяц они зарабатывают в среднем 65 с хвостиком тысяч тенге. Количество выпускников, приехавших «С дипломом — в село», уменьшилось с 373 в 2012 году до 296. Это наталкивает на определенные размышления о престиже профессии, создании условий для молодых и их социальной ответственности в том числе.
Аналитические материалы и цифровой доклад были направлены в районы, публиковались на сайте и в прессе задолго до конференции. Потому начальник облуправления образования Жанат Самуратова остановилась лишь на основных приоритетах образовательной политики.
Она рассказала, что с этого учебного года внедряется новый госстандарт среднего образования (ГОСО). Его особенности — внедрение английского языка с 1 класса, перенос начала изучения информатики на 5 класс, увеличение часов математики. Если в классе есть дети-инвалиды (поддержка инклюзивного образования), каждого из них будут считать за три при делении на предметы. Раньше таких мер не было.
— Изучать английский язык 1 сентября начнут 12 573 первоклассника. Озабоченность вызывает нехватка кадров, — обозначила проблему докладчик. — Пока учащихся 64 начальных малокомплектных школ (МКШ) будут учить преподаватели близлежащих крупных школ. Все первоклассники должны быть обеспечены учебниками за счет местного бюджета — это поручение Главы государства.
— Новые ГОСО призваны сформировать у школьников личностные, системно-деятельностные и предметные результаты. Но механизм их исполнения Минобразования и науки РК еще не представлен, — акцентировала Самуратова внимание представителя МОН РК, директора РНПЦ «Дарын» Шолпан Кирабаевой. — Но раз вопрос обозначен, будем выполнять.
Обучающие семинары НПЦ, по ее словам, уже запланированы. В помощь — опыт работы с инновационными технологиями, применяемый для повышения математической грамотности. Эффективными должны стать разработки «Программа по грамотности чтения» и курса «Основы проектной деятельности».
Переосмысления требуют задачи воспитания. К сожалению, до сих пор их воспринимают как нечто второстепенное. Между тем они должны стать необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс. Ведь это основа успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности.
Проект нравственно-духовного образования «Самопознание», который действует уже 10 лет, в облуправлении рассматривают как надпредметную программу. Пилотный проект стартует в 4 учебных заведениях.
Оснащенность предметными кабинетами составляет 52,2 процента. В этом году за счет республиканского бюджета (102,2 миллиона тенге) в 25 школах появятся кабинеты химии. Однако большинство основных и средних школ все еще нуждается в них.
Одним из условий повышения качества образования должно стать внедрение системы электронного обучения «e-learning» (мировая передовая технология). 48 (10 процентов) госорганизаций образования первыми будут подключены к ней в этом году. Для оснащения инфраструктуры из облбюджета выделено 39 миллионов тенге.
Доступ к интернету имеют все (100 процентов) школы, к широкополосному — 76,8 процента. Качество услуги оставляет желать лучшего. Скорость, прежде всего в селах, низкая, особенно в Иргизском и Айтекебийском районах. Кстати, этот вопрос поднимался в прошлом году.
Наш регион отстает по уровню оснащенности организаций ТиПО учебно-производственным оборудованием. Средний процент области равен 23 при республиканском показателе 30 процентов.
Радует одно — по трудоустройству выпускников, обучившихся в ТиПО по госзаказу, мы входим в тройку лидеров: в 2012 году — 89,2 процента.
Добиться высокого качества и эффективности в образовании помогут новые принципы и система финансирования отрасли. Важным шагом в повышении качества среднего образования станет внедрение подушевого финансирования в организациях образования, кроме малокомплектных школ. Единицей планирования госрасходов становится не школа, а ее ученик. Пилотный проект начнет действовать в 15 школах области.
И все же главным инструментом качества является ЕНТ. За 10 лет число получивших неудовлетворительные отметки (1 351) превалирует над подтвердившими «Алтын белгі» (895). Нестабилен показатель преодоления порогового балла. В этом году 1 250 учащихся споткнулись о порог (26 процентов).
В школах им. С. Жиенбаева и Булактыколской Байганинского района, им. Т. Жургенова Иргизского, Жарыкской и Пятигорской Кобдинского, Междуреченской и Каратаусайской Мартукского, Кудыксайской, Коктауской и Нурлыкошской Хромтауского районов ни один из участвовавших в ЕНТ не набрал нужного количества баллов. В течение 10 лет эти районы показывают низкие результаты.
— Думаю, «благодаря» таким школам сформировалась терпимость к низкому качеству, — с горечью резюмировала Самуратова.
Ответственны за это, в первую очередь, директора школ с низкой управленческой культурой. Не зря Глава государства призывает повышать качество директорского корпуса в системе среднего образования.
В области 445 директоров общеобразовательных школ, 95 процентов из них с высшим образованием и опытом работы от 3 до 10 лет.
— За 10 лет проведения ЕНТ в Айтекебийском районе только 4 обладателя знака «Алтын белгі». Из 23 школ выпускники лишь трех смогли подтвердить свою отличную учебу. В Иргизском и Каргалинском — всего по 8 обладателей. Это говорит о том, что у учащихся этих школ напрочь отсутствует мотивация к повышению уровня своих знаний, улучшению своих отметок, — обратил внимание акимов районов Архимед Мухамбетов. Сразу после конференции он обсудил с ними вопросы «проблемного поля», которые были подняты на встрече.
Первый руководитель области был возмущен тем, что семь лет подряд Сагизская школа Байганинского, Аккумская Айтекебийского, Междуреченская Мартукского и Берчогурская Шалкарского районов показывают низкие результаты.
— В этом году 1 250 выпускников не справились с тестированием, а
2 146 детей вообще не сдавали его. Значит, свыше 3 тысяч или 49 процентов выпускников мы бесполезно обучали 11 лет, — подвел неутешительный итог глава региона. — Сегодня вы называли много проблем снижения качества, все они обоснованны. Но, я думаю, это следствие того, что школа не занимается формированием сознательного отношения к учебе и получению знаний. У школьников нет ценностных ориентиров, для многих из них важен сиюминутный успех.
Этим пользуются различные антисоциальные элементы, в том числе деструктивные религиозные структуры, привлекая к себе молодежь, причем небезвозмездно.
Неуверенность в себе, в своих возможностях и способностях приводит к суицидам, число которых уже за первое полугодие по области сравнялось с годовым показателем.
Количество правонарушений среди несовершеннолетних уменьшилось почти в два раза. Это результат нашей с вами системной работы. Но успокаиваться рано. 84 преступления за полугодие — внушительная цифра.
Надо усилить работу по снижению правонарушений, суицида, религиозного экстремизма, расширять механизмы профилактической работы в каждом учебном заведении.
Архимед Мухамбетов поручил облуправлению совместно с рай-акиматами разработать перспективные планы повышения качества образования в каждом районе.
— Образование должно стать ключевым инструментом формирования в подрастающем поколении ответственного и разумного отношения к жизни, к самим себе, к людям. Качество и репутация регионального образования зависят от вашей деятельности, уважаемые педагоги. Вы должны стать настоящими лидерами, ведущими за собой не только учителей и школьников, но и родителей, всю общественность, — нацелил аким области педагогов.
Архимед Мухамбетов подчеркнул, что исполнительная власть и впредь будет оказывать поддержку во всех направлениях.
— Какая бы финансовая поддержка ни оказывалась, результаты, и в первую очередь становление образованных, грамотных молодых казахстанцев, зависят главным образом от труда педагогов. Качественный результат – от личности самого педагога, — подчеркнул аким области. — Сегодня роль образования в современном мире очень высока. Нации конкурируют не только товарами и услугами, они конкурируют системами общественных ценностей и образования.
Завершился главный педсовет области на торжественной ноте. Аким области вручил гранты в размере 4,9 миллиона тенге 3 школам и премии 7 организациям и 91 педагогу. Трое педагогов получили медали имени Ы. Алтынсарина — директор ШГ № 24 Сара Кистаубаева, методист ЦАНа Улганым Есенгужина и преподаватель музыкального колледжа Николай Таубеков. Обладателями знака «Почетный работник образования РК» стали замдиректора Кумсайской СШ Мугалжарского района Аккалка Аубакирова и директор Алгинского индустриально-инновационного колледжа Канат Нургалиев. Молодые педагоги присягнули на верность профессии на трех языках. Димаш Кудайбергенов, студент музыкального колледжа, исполнил песню «Ұстазым менің, ұстазым!», которую подхватил весь зал.
Ляззат ЕГИБАЕВА