Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Лестница, ведущая вверх

педагогический
совет

Школа (лат.) означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Это подразумевает процесс становления, совершенствования, восхождения души и духовности человека. Еще школа (греч.) — это дом радости, и носитель высокого в нем — Учитель. Почему эти первоначальные значения сегодня утрачены, а школы стали просто учебными заведениями? Отчего воспитание должно опережать обучение? Об этом и не только говорили работники образования области 20 августа на традиционной августовской конференции.
Участие в ее работе принял глава региона. Архимед Мухамбетов нацелил педагогов повысить качество образования и воспитания — одного из главных приоритетов государственной политики Казахстана.
Всего в системе образования сегодня работают 16,4 тысячи человек. 522 из них — молодые специалисты. В месяц они зарабатывают в среднем 65 с хвостиком тысяч тенге. Количество выпускников, приехавших «С дипломом — в село», уменьшилось с 373 в 2012 году до 296. Это наталкивает на определенные размышления о престиже профессии, создании условий для молодых и их социальной ответственности в том числе.
Аналитические материалы и цифровой доклад были направлены в районы, публиковались на сайте и в прессе задолго до конференции. Потому начальник облуправления образования Жанат Самуратова остановилась лишь на основных приоритетах образовательной политики.
Она рассказала, что с этого учебного года внедряется новый госстандарт среднего образования (ГОСО). Его особенности — внедрение английского языка с 1 класса,  перенос начала изучения информатики на 5 класс, увеличение часов математики. Если в классе есть дети-инвалиды (поддержка инклюзивного образования), каждого  из них будут считать за три при делении на предметы. Раньше таких мер не было.
— Изучать английский язык 1 сентября начнут 12 573 первоклассника. Озабоченность вызывает нехватка кадров, — обозначила проблему докладчик. — Пока учащихся 64 начальных малокомплектных школ (МКШ) будут учить преподаватели близлежащих крупных школ. Все первоклассники должны быть обеспечены учебниками за счет местного бюджета — это поручение Главы государства.
— Новые ГОСО призваны сформировать у школьников личностные, системно-деятельностные и предметные результаты. Но механизм их исполнения Минобразования и науки РК еще не представлен, — акцентировала Самуратова внимание представителя МОН РК, директора РНПЦ «Дарын» Шолпан Кирабаевой. — Но раз вопрос обозначен, будем выполнять.
Обучающие семинары НПЦ, по ее словам, уже запланированы. В помощь — опыт работы с инновационными технологиями, применяемый для повышения математической грамотности. Эффективными должны стать разработки «Программа по грамотности чтения» и курса «Основы проектной деятельности».
Переосмысления требуют задачи воспитания. К сожалению, до сих пор их воспринимают как нечто второстепенное. Между тем они должны стать необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс. Ведь это основа успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности.
Проект нравственно-духовного образования «Самопознание», который действует уже 10 лет, в облуправлении рассматривают как надпредметную программу. Пилотный проект стартует в 4 учебных заведениях.
Оснащенность предметными кабинетами составляет 52,2 процента. В этом году за счет республиканского бюджета (102,2 миллиона тенге) в 25 школах появятся кабинеты химии. Однако большинство основных и средних школ все еще нуждается в них.
Одним из условий повышения качества образования должно стать внедрение системы электронного обучения «e-learning» (мировая передовая технология). 48 (10 процентов) госорганизаций образования первыми будут подключены к ней в этом году. Для оснащения инфраструктуры из облбюджета выделено 39 миллионов тенге.
Доступ к интернету имеют все (100 процентов) школы, к широкополосному — 76,8 процента. Качество услуги оставляет желать лучшего. Скорость, прежде всего в селах, низкая, особенно в Иргизском и Айтекебийском районах. Кстати, этот вопрос поднимался в прошлом году.
Наш регион отстает по уровню оснащенности организаций ТиПО учебно-производственным оборудованием. Средний процент области равен 23 при республиканском показателе 30 процентов.
Радует одно — по трудоустройству выпускников, обучившихся в ТиПО по госзаказу, мы входим в тройку лидеров: в 2012 году — 89,2 процента.
Добиться высокого качества и эффективности в образовании помогут новые принципы и система финансирования отрасли. Важным шагом в повышении качества среднего образования станет внедрение подушевого финансирования в организациях образования, кроме малокомплектных школ. Единицей планирования госрасходов становится не школа, а ее ученик. Пилотный проект начнет действовать в 15 школах области.
И все же главным инструментом качества является ЕНТ. За 10 лет число получивших неудовлетворительные отметки (1 351) превалирует над подтвердившими «Алтын белгі» (895). Нестабилен показатель преодоления порогового балла. В этом году 1 250 учащихся споткнулись о порог (26 процентов).
В школах им. С. Жиенбаева и Булактыколской Байганинского района, им. Т. Жургенова Иргизского, Жарыкской и Пятигорской Кобдинского, Междуреченской и Каратаусайской Мартукского, Кудыксайской, Коктауской и Нурлыкошской Хромтауского районов ни один из участвовавших в ЕНТ не набрал нужного количества баллов. В течение 10 лет эти районы показывают низкие результаты.
— Думаю, «благодаря» таким школам сформировалась терпимость к низкому качеству, — с горечью резюмировала Самуратова.
Ответственны за это, в первую очередь, директора школ с низкой управленческой культурой. Не зря Глава государства призывает повышать качество директорского корпуса в системе среднего образования.
В области 445 директоров общеобразовательных школ, 95 процентов из них с высшим образованием и опытом работы от 3 до 10 лет.
— За 10 лет проведения ЕНТ в Айтекебийском районе только 4 обладателя знака «Алтын белгі». Из 23 школ выпускники лишь трех смогли подтвердить свою отличную учебу. В Иргизском и Каргалинском — всего по 8 обладателей. Это говорит о том, что у учащихся этих школ напрочь отсутствует мотивация к повышению уровня своих знаний, улучшению своих отметок, — обратил внимание акимов районов Архимед Мухамбетов. Сразу после конференции он обсудил с ними вопросы «проблемного поля», которые были подняты на встрече.
Первый руководитель области был возмущен тем, что семь лет подряд Сагизская школа Байганинского, Аккумская Айтекебийского, Междуреченская Мартукского и Берчогурская Шалкарского районов показывают низкие результаты.
— В этом году 1 250 выпускников не справились с тестированием, а
2 146 детей вообще не сдавали его. Значит, свыше 3 тысяч или 49 процентов выпускников мы бесполезно обучали 11 лет, — подвел неутешительный итог глава региона. — Сегодня вы называли много проблем снижения качества, все они обоснованны. Но, я думаю, это следствие того, что школа не занимается формированием сознательного отношения к учебе и получению знаний. У школьников нет ценностных ориентиров, для многих из них важен сиюминутный успех.
Этим пользуются различные антисоциальные элементы, в том числе деструктивные религиозные структуры, привлекая к себе молодежь, причем небезвозмездно.
Неуверенность в себе, в своих возможностях и способностях приводит к суицидам, число которых уже  за первое полугодие по области сравнялось с годовым показателем.
Количество правонарушений среди несовершеннолетних уменьшилось почти в два раза. Это результат нашей с вами системной работы. Но успокаиваться рано. 84 преступления за полугодие — внушительная цифра.
Надо усилить работу по снижению правонарушений, суицида, религиозного экстремизма, расширять механизмы профилактической работы в каждом учебном заведении.
Архимед Мухамбетов поручил облуправлению совместно с рай-акиматами разработать перспективные планы повышения качества образования в каждом районе.
— Образование должно стать ключевым инструментом формирования в подрастающем поколении ответственного и разумного отношения к жизни, к самим себе, к людям. Качество и репутация регионального образования зависят от вашей деятельности, уважаемые педагоги. Вы должны стать настоящими лидерами, ведущими за собой не только учителей и школьников, но и родителей,  всю общественность, — нацелил аким области педагогов.
Архимед Мухамбетов подчеркнул, что исполнительная власть и впредь будет оказывать поддержку во всех направлениях.
— Какая бы финансовая поддержка ни оказывалась, результаты, и в первую очередь становление образованных, грамотных молодых казахстанцев, зависят главным образом от труда педагогов. Качественный результат – от личности самого педагога, — подчеркнул аким области. — Сегодня роль образования в современном мире очень высока. Нации конкурируют не только товарами и услугами, они конкурируют системами общественных ценностей и образования.
Завершился главный педсовет области на торжественной ноте. Аким области вручил гранты в размере 4,9 миллиона тенге 3 школам и премии 7 организациям и 91 педагогу. Трое педагогов получили медали имени Ы. Алтынсарина — директор ШГ № 24 Сара Кистаубаева, методист ЦАНа Улганым Есенгужина и преподаватель музыкального колледжа Николай Таубеков. Обладателями знака «Почетный работник образования РК» стали замдиректора Кумсайской СШ Мугалжарского района Аккалка Аубакирова и директор Алгинского индустриально-инновационного колледжа Канат Нургалиев. Молодые педагоги присягнули на верность профессии на трех языках. Димаш Кудайбергенов, студент музыкального колледжа, исполнил песню «Ұстазым менің, ұстазым!», которую подхватил весь зал.
Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"