«Представьте, будто вы заснули, и перед вами сны мелькнули», — произносит эльф Пак в эпилоге пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». Актюбинцы, позабыв о легком снегопаде за окном, вместе с актерами областного драмтеатра перенеслись во времена античных героев и амазонок. Полтора часа красочного действа, роскошных костюмов, невесомых декораций, иронии, шуток и любовного переполоха подарили зрителям режиссер Вячеслав Виттих и художник Асия Курманалина.
И, конечно же, труппа русского театра, сыгравшая при аншлаге комедию по Шекспиру «Сон в летнюю ночь».
Несколько лет назад в нашем драмтеатре уже ставилась эта пьеса, московский режиссер Вячеслав Виттих восстановил действие с новым актерским составом. Если вы помните сюжет, события происходят в Афинах. Колонны, классическая строгость, правитель страны герцог Тезей (его роль исполняет заслуженный артист Виктор Бриц) собирается жениться на царице амазонок Ипполите (Людмила Шипкова). Ко дворцу герцога является разгневанный Эгей, который обвиняет Лизандра в том, что он якобы околдовал его дочь Гермию, заставив полюбить его, в то время как она обещана Деметрию (на самом деле она любит Лизандра и не обращает внимания на ухаживания Деметрия). Дабы избежать отцовского гнева и строгих афинских законов, влюбленные решаются бежать в лес, о чем говорят подруге Гермии Елене (Татьяна Доценко), страстно и безответно влюбленной в Деметрия.
Это первая линия сюжета. Вторая – простоватые мастеровые готовят постановку к свадебному торжеству герцога. Плотник Питер Клин (Раиса Телеуова) руководит ими, назначая роли. Есть и третья сторона – сказочная. Когда колонны медленно уносятся вверх, а на смену им опускается кружевная сеть, изображающая чащу леса, – господство фей и эльфов. Их царь Оберон (Владимир Кузин) и царица Титания (Ангелина Недюжина) ссорятся, из-за чего возникает интрига, ставшая канвой пьесы. Оберон просит эльфа Пака принести ему цветок, на который упала стрела Купидона. Если веки спящего сбрызнуть соком этого цветка, то, проснувшись, он влюбится в того, кто первым попадется ему на глаза. Оберон решает таким образом наказать супругу, влюбив ее в какое-нибудь лесное животное. Эффектна сцена колыбельной для Титании. Спускается обруч-качели, обвитый цветами, царица садится, эльфы раскачивают ее, убаюкивают; поднятая над сценой, она надолго «засыпает». Следует заметить, что весь спектакль сопровождается музыкой, песнями, танцами. Над этим поработал сам режиссер и хореограф Каршыга Дандагариев.
В итоге ретивый и озорной Пак (с этой ролью прекрасно справилась Валентина Верясова) все перепутал. Деметрий (Валихан Кинжибаев) и Лизандр (Владимир Корчуков) по воле цветка страстно влюбляются в Елену (Оксана Бойко), а Титания полюбила мастерового ткача, которого Пак, забавляясь, превратил в осла. Да-а, умел англичанин Шекспир лихо закрутить сюжет, и публику рассмешить был мастер.
Наши зрители поддерживали актеров долгими аплодисментами. Комедию, и без того задобренную шутками, у нас начинили современными фишками, наверное, чтобы еще больше развеселить народ. Вот Лизандер, зомбированный цветком, из античного рыцаря превращается в этакого «качка». Поводя головой, словно разминаясь перед боем, он с расстановкой зовет возлюбленную: «Еле-на, а Еле-на». Деметрий, околдованный Паком, завывает женским голосом: «Елееена, где ты?». Девушки – Гермия и Елена — то сами задирают пышные платья, демонстрируя короткие штанишки, то за них это делают юноши, заглядывая сзади под кружевные юбки. Вызывают смех ужимки мастеровых, выступающих перед герцогом, сыгранные актерами Владимиром Венгером, Артемом Москаленко, Натальей Думлер, Олегом Панченко.
На мой обывательский взгляд в постановке переборщили с современностью. Елена клянется в вечной любви Лизандру, показывая жесты из серии: «зуб даю», «век свободы не видать», «голову даю на отсечение». Далее Гермия с Еленой демонстрируют клятвенный ритуал наших подростков: кулак о кулак, пяткой о пятку, пятой точкой об то же место. Когда Выдра (Полина Савицкая) искренне изображает Луну, мастеровой в роли Льва почему-то прыгает на месте, приседает, весь зажимается, изображая неудержимое желание убежать «за кустики». Таких моментов немало, возможно, это авторская находка, или классика-а-ля-Актобе, но в любом случае, комедия удалась. Полный зал: молодежь, дети с мамами и папами, семейные пары. Как давно мы стали понимать и ценить культуру – достояние мировой классики, театр? Помнится, еще года три назад «Женитьбу Бальзаминова» эти же актеры играли в пустом зале для десяти-пятнадцати зрителей.
Как говорит заведующая русской труппой Полина Савицкая: «Мне уже далеко не двадцать, но, посмотрите, я бегаю по сцене с этими смешными косичками. И мне это нравится. Я стояла за сценой, затаив дыхание, я живу этим. А Слава Виттих – режиссер от Бога. Жаль, что он не остался с нами».
Зато с нами Магзом Бакытжанов – художественный руководитель, и Женисбек Калкабеков – директор театра. И впереди нас ждет обновленная постановка «Восемь любящих женщин» французского драматурга Роберта Тома.
Гульсым НАЗАРБАЕВА