Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Личность и мы

Актобе посетили видные ученые Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова. Гости вместе с актюбинскими коллегами дискутировали за круглым столом на тему: «Исторические личности  Казахстана: методика и опыт определения мест захоронения».

Член-корреспондент НАН РК, доктор исторических наук, директор Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова Ханкелди Абжанов в своем выступлении отметил, что в Казахстане интерес к национальной истории очень высок.

— Но мы, профессиональные историки, не можем сказать, что полностью удовлетворяем потребности людей. Наоборот, во многих случаях запаздываем, не можем свое-

временно полноценно ответить на запросы интересующихся, — признался ученый. — Пользуясь этим, появляются «знатоки», которые коверкают нашу историю и облик исторических личностей. К сожалению, эти силы появляются не только издалека, они находятся и среди нас, ученых. Порой доходит до абсурда — ряд историков умудряется доказывать, что Абылай хан вовсе не был ханом.

По словам Абжанова, история превратилась в дисциплину, которая имеет политическую, идеологическую и практическую направленность. Поэтому игра с историей, а точнее, ее искажение не только нарушает восприятие ее народом, но и порождает вражду между соседствующими странами. К примеру, недавно президент России нелестно отозвался о нашей истории и государственности, что вызвало в обществе негативную реакцию. В этом плане казахстанцы никогда не должны забывать о национальной толерантности. Находясь между двумя державами, мы не должны поддаваться провокациям геополитического характера.

— При написании своих трудов наши ученые в первую очередь должны думать о народе, о его восприятии исторических событий и о стабильности в стране, нежели о получении званий, премий или регалий, — подчеркнул он.

Как далее отметил Ханкелди Абжанов, нынешняя смена поколений происходит нелегко, так как во взглядах между ними наблюдается большая разница.

— Несмотря на это, в свои 40-45 лет те же Алькей Маргулан, Манаш Козыбаев и многие другие наши ученые были известны на весь Союз. Их замечательные труды были написаны именно в этом возрасте. Историкам же постсоветского периода такие достижения несвойственны. Было бы неплохо, если бы старшее поколение смогло передать свой опыт и знания подрастающей смене. А в целом, все должны служить науке, — говорит член-корреспондент НАН РК.

Что касается дискутируемой темы, то по мнению Ханкелди Абжанова, прежде всего надо определиться со значением понятия «историческая личность» с методологической и теоретической точек зрения.

— Сейчас личности есть чуть ли не в каждом ауле, — сетует гость. — Но это не значок, который присваивается каждому второму. Думаю, личность — это тот человек, отличившийся бесценным трудом прикладного характера и духовным наследием, а также сделавший открытие и внесший свой вклад в развитие народа и страны. К примеру, один только Каныш Сатпаев принес неоценимую пользу своему народу — открыл Жезказган, основал Академию наук, разработал прогнозную карту Казахстана по всем полезным ископаемым, которая подтвердилась на 93 процента. Почему нам не гордиться такими историческими личностями?

Директор Института истории и этнологии не стал отрицать, что сейчас много споров возникает относительно точных мест захоронений исторических личностей. К примеру, в Актюбинской области есть разногласия по поводу того, где похоронены Исатай Тайманов или Абилкайыр хан.

— Наши предки считали священными не только места их захоронений. Например, на месте возведения памятника Культегину нет его останков. Или возьмем мавзолей Жошы хана в Жезказгане, где были проведены несколько археологических раскопок, но его захоронение не было найдено. Конечно, было бы замечательно, если бы останки нашлись. Но есть же много других наших известных людей, по которым вообще нет никаких данных о месте их захоронений.

Не перестанем же мы почитать их только из-за этого, — возмутился ученый.

Еще один пример доктора исторических наук касался исторической даты. Есть единственный источник, говорящий об образовании Казахского ханства. Мухаммед Хайдар Дулати указал дату — 1465 год.

— Почему-то некоторые не опираются на этот документ и называют другие цифры. Каждый ученый вправе исследовать и делать открытия, но бессмысленные споры ни к чему хорошему не приведут, — уверен Ханкельди Абжанов.

Ученый призвал собравшихся не превращать изучение исторических личностей в кампанию и ради этого пытаться найти точное место их захоронений. Также он посетовал на сложившуюся тенденцию, что их юбилеи каждый регион отмечает отдельно, по месту рождения.

— Юбилей Беимбета Майлина празднует Костанайская область, Ахмета Жубанова — Актобе, Сакена Сейфуллина — Караганда. А ведь историческая личность — она общая для всех нас, — подытожил свое выступление директор Института истории и этнологии.

Не менее интересным было выступление кандидата исторических наук Закратдина Байдосова. Профессор АРГУ имени К. Жубанова подробно остановился на двух исторических личностях — Бокенбай батыре Караулы и Исатае Тайманове, о месте захоронения которых также идут споры.

В первую очередь Закратдин Байдосов внес поправку в современные исторические материалы. Дело в том, что в начале 2000-х годов был издан труд «История Казахстана» в пяти томах.

— В третьем томе в сведениях о Бокенбай батыре допущена грубейшая ошибка, — утверждает историк. — Слова Бокенбая Караулы на историческом курултае о призыве объединиться и восстать против джунгаров приписали Богенбаю. А ведь это академическое издание.

По словам профессора, о Бокенбай батыре было написано еще более 200 лет назад, немало публикаций было и во времена СССР.

— Будет ошибочным, если скажем, что его жизнь изучена до конца, — признался ученый. — Только в Актобе были проведены 4 научно-теоретические и познавательные конференции. Но точки над i до сих пор не поставлены, так как есть разные версии о месте захоронения батыра.

По его словам, для этого были организованы несколько исследовательских групп в Актюбинскую, Западно-Казахстанскую области и ряд районов Оренбургской области. Также были изучены архивные данные Оренбурга и Москвы. В них указано, что Бокенбай батыр и его отряд были полностью уничтожены в 1742 году в военных действах против туркмен на берегу реки Жем.

— По рассказам старожилов, Бокенбай батыр Караулы из рода табын похоронен в 15 километрах к западу от нынешнего села Жаркамыс Байганинского района, — говорит Закратдин Байдосов. — Есть потомки батыра в ЗКО и Оренбуржье, которые тоже склоняются к данной версии. Противники же ее в ответ вместо вразумительных доводов вообще не могут точно указать место захоронения.

— Исходя из преданий народа, считаю, что батыр похоронен в местности Жаркамыс, — заявил Закратдин Байдосов. — И мавзолей, думаю, будет воздвигнут там же.

Немало споров, особенно в соседних Западно-Казахстанской и Атырауской областях, идет по поводу нахождения могилы Исатая Тайманова. К поиску подключились даже историки из Восточного Казахстана. Будучи партработником в Уилском районе, Закратдин Байдосов в 1966 году участвовал в раскопках недалеко от села Киыл Хобдинского района. По поручению тогдашнего первого секретаря Уилского райкома Жолмырзаева он должен был обеспечить экспедицию Ноэля Шаяхметова всем необходимым — техникой, питанием, жильем, людскими ресурсами. Ученик известного антрополога Герасимова нашел череп Махамбета Утемисова, теперь пытался найти останки его соратника и предводителя национально-освободительной войны Исатая Тайманова.

— В селе Киыл нашли местного жителя, который знал о могиле Исатая, — рассказывает Закратдин Байдосов. — Его дед в пятом колене указал, что там захоронены, помимо Исатай батыра, два его сына и сват. Это было в 1838 году. Прадед завещал своим потомкам, чтобы они не забывали это место и показывали тем, кто придет поклониться. Первый человек, который интересовался останками Исатая Тайманова, приехал из Атырауской области за 10 лет до нас. Он же оставил на могиле надпись химическим карандашом, что здесь похоронен Исатай Тайманов.

Во время раскопок экспедиция Ноэля Шаяхметова нашла скелеты двух юношей, предположительно, это были дети батыра. В третьей, более глубокой могиле находились останки взрослого человека. Четвертая могила также была глубокой, но там не оказалось останков. По историческим данным, во время сражения с казаками Исатая сначала ударили саблей по голове, а после выстрелили в область груди. Естественно, должны были сохраниться следы от ран.

— Хотя на черепе взрослого человека не было никаких следов, Шаяхметов заявил, что заберет его для исследований. Слышал, что он приезжал в Киыл через два года, но я в том мероприятии не участвовал, — продолжает историк. — В 1992 году в Атырау прошла научная конференция с участием видных историков Казахстана. Мой доклад об этом случае вызвал тогда большой переполох среди присутствующих. Тогдашний руководитель региона Алдамжаров прямо из конференц-зала позвонил Ноэлю Шаяхметову в Алматы. Благо, тот оказался дома и подтвердил мои слова. «Череп находится в лаборатории Алматы, больше вам ничего не могу сказать», — ответил Шаяхметов.

— На основании этого в СМИ появились публикации такого характера: «Исатай Тайманов там не похоронен, и устанавливать в том месте памятник нельзя». Но ведь никто не оспаривает, что Исатай Тайманов — национальный герой, историческая личность, видный предводитель национально-освободительной войны. Его заслуги перед казахским народом никто не отрицает. Лично я считаю, что необходимо увековечить захоронение в Киыле, где он пал, чтобы памятник стал местом преклонения потомков, — заключил кандидат исторических наук Закратдин Байдосов.

Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"