Авторская школа — феномен инновационной образовательной практики в конце 20 века — экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.
Термин «авторская школа» употребляется с конца 80-х годов. В качестве отличительной черты авторской школы многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.
Авторские школы известны, как правило, по именам их создателей — «школа Караковского», «школа Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В.С. Курганов), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) и другие. Этот термин часто применяют и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («школа Макаренко», «школа Сухомлинского» и др.).
Сегодня снова возникает вопрос: нужны ли авторские школы, если нужны, то какие?
Безусловно, ход новаторству давать нужно. Именно в авторских школах рождаются новые, прогрессивные идеи, которые рано или поздно приходят и в основную школу. Возможно, общеобразовательная школа не всегда принимает эти идеи, но так или иначе она получает стимул для развития.
Другое дело: авторские школы не следует пытаться тиражировать. Да и ничего из этой затеи не выйдет. Основа этих школ — личность. Личность, как известно, не поддается размножению. К этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду. Но опять же ни в коем случае нельзя относиться к этим процессам формально. К примеру, постановить: «Со следующего года 30 учителей города будут работать по методике авторской школы Шаталова». Ошибочность подобных подходов стала очевидна, когда в начальной школе появились программы Давыдова, Занкова. Далеко не каждый учитель по духу, по образу мысли «занковец» или «давыдовец». Началось искажение авторской философии. Дети получали вместо личностного развития отрывочные знания, не связанные между собой. Естественно, результата в подобных случаях быть не могло. Дело в том, что многие учителя сугубо механически, без глубокого понимания восприняли какие-то методические принципы Занкова или Давыдова, не чувствуя внутренней логики, глубинной философии автора.
Повторимся: авторские школы необходимы, однако их нельзя клонировать. Их не может быть много, как не может быть много гениев. В этих учебных заведениях особую роль играет личность.
Уникальность личности и есть авторство. Среди многообразия школ должны быть авторские. Вот насколько они нужны сегодня и как развиваются? Они нужны хотя бы для того, чтобы человек реализовался. Среди педагогов достаточное количество людей очень творческих, поэтому авторские начала или авторский климат могут быть в каждой школе.
Анатолий КАЛЮЖНЫЙ, заведующий кафедрой психологии и педагогики Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова, доктор педагогических и психологических наук, профессор
P.S. О работе авторской школы актюбинского педагога Валентины Руденко читайте в следующих выпусках «Большой перемены».