30 участников необычной велогонки «SunTrip 2018» стартовали 19 июня из французского Лиона в китайский Гуанчжоу. Это третья по счету гонка. До этого были «SunTrip 2013»: Франция — Казахстан (Астана) протяженностью 8 000 километров, «SunTrip 2015»: Франция — Турция, 7 000 километров. А нынешнее соревнование уже на 12 000 километров. Маршрут большинства участников гонки пролегает через Актобе. Некоторые из них уже проехали через наш город. Думается, актюбинцам будет интересно более подробно узнать об этой, действительно, уникальной гонке.[divider]
Наперекор трудностям
Уникальность велопробега не только в том, что соревнования проходят на велосипедах с электроприводом от солнечной энергии, при этом участниками используются электродвигатели, механизмы и оборудование самых различных конструкций: промышленных и индивидуальных разработок. И не только в том, что «SunTrip» — это приключение без посторонней помощи. Есть точка старта, точка финиша и полная свобода передвижения между ними. «SunTrip» — это прежде всего приключение, где каждый участник берет на себя полную ответственность. Как и в кругосветной регате, участники сами выбирают свой маршрут, страны, которые они планируют пересечь, места, где они будут останавливаться на ночлег или отдых.
Уникальность гонки в том, что в этих приключениях участвуют люди разного возраста, с различным состоянием здоровья и уровнем спортивной подготовки (не всегда достаточно солнечной энергии, зачастую надо крутить педали при подъеме или при сильной облачности). Самому молодому 24 года, самому старшему — 70 лет.
Все участники «SunTrip» — реальные герои. Молодые и возрастные, опытные бойцы или просто люди, стремящиеся к новым путешествиям, спортсмены или мечтатели, инвалиды или не инвалиды, каждый из них Личность. Реализуя свои мечты, они пишут историю «SunTrip» и о возможностях путешествовать по миру налегке с минимальными затратами, увидеть много стран, удивительных мест, познакомиться с различными народами, интересными обычаями, обрести новых знакомых и друзей. Разнообразие состава участников доказывает, что путешествия и интересные приключения доступны для всех, и что у электро-солнечной мобильности есть будущее.
Найдется ли кто-нибудь, кто не восхитится 56-летним «молодым» человеком, которому в 2009 году пересадили сердце, а уже в 2013 году он осуществил восхождение на пик в Андах и покорил высоту 6 000 метров. Этот героический рекорд совершил участник гонки Поль Бодри. Перед стартом он говорил, что надеется достичь финиша за 100 дней. Но на 5 июля он уже проехал 2 121 км и находится на территории Украины, между городами Ровно и Житомир, значительно опережая свой график.
В путешествии участвуют четыре женщины: Анне-Софи Родет (Канада, 36 лет) и француженки Катрин Розобон (58 лет), Корин Курвалин (67 лет) и Франсуаза Донель (69) лет. Франсуаза Донель по профессии врач, пенсионер, опытный путешественник: в разное время пересекла ряд стран в одиночку, в том числе Южную Америку. Она говорит, что будет очень рада отпраздновать свое 70-летие на “SunTrip 2018” и мечтает в недалеком будущем совершить одиночное кругосветное путешествие.
Экипаж из Марокко. Мухамед Саид Жабари (38 лет, инвалид, перенесший полиомиелит в двухлетнем возрасте, передвигается на инвалидной коляске) и его напарник, специалист в области машиностроения 50-летний Юзеф Ел Хоас, который разработал и создал трехколесный вариант для людей с ограниченными возможностями. Юзеф в паре с таким напарником проехал в 2016 году 1 260 км по югу Марокко за 12 дней и в 2017 году — 2 000 км за 15 дней.
Хотелось бы отметить еще одного участника гонок — Патрика Плознера. Несмотря на высокую должность в автомобильной промышленности Франции, он постоянно работает над совершенствованием велосипеда на электроприводе и достиг поставленной цели — сделал велосипед на солнечных батареях с минимальными затратами, доступный широкому кругу энтузиастов. Он вышел на старт на 3-колесном варианте стоимостью 1 300 евро.
В первый же день (в Швейцарии) основная часть участников разделилась на 2 группы: первая, большая часть ушла по маршруту на северо-восток в направлении Нюрнберга, другая — на юго-восток в направлении Милана.
На 12 июля первую группу возглавляет 43-летний Раф Ван Хюл из Бельгии на 2-колесном велосипеде с прицепом. В отличие от всей группы, он шел по кратчайшему пути. Скорее всего, это стало возможным благодаря конструкции его велосипеда и высокой спортивной подготовке Рафа. Двухколесный велосипед позволяет использовать проселочные дороги, в отличие от трехколесных вариантов.
Раф участвовал в различных турах, а в 2013 году финишировал на велосипеде первым в Астане. Был вторым на гонках 2015 года в туре Франция — Турция.
Велосипед, который ежедневно использует Раф, пробежал более 150 000 км и начал изнашиваться. Поэтому Раф посчитал, что он не совсем отвечает условиям гонки в Китай. В гонках этого года он использует велосипед, вес которого на 20 кг легче предыдущего, а солнечные батареи из более гибкого материала и более высокого качества.
Его велосипед рассчитан на пробег до 400 км в день с апреля по сентябрь, пока солнечная энергия находится в максимуме. В пасмурный день — 200-250 км. Несмотря на аэродинамические преимущества велосипедов, управляемых в положении лежа, Раф остается верен классической конструкции с вертикальным сиденьем.
В своем интервью Раф говорит: «Электрические и автономные автомобили застревают в пробках, они громоздки и дороги. Мы зачастую пренебрегаем разумными решениями. Простые решения, как правило, самые лучшие. Будущее нашей мобильности рядом — в нашем гараже: простой велосипед с электрическим двигателем в сочетании с соответствующей одеждой».
Раф надеется выиграть эти гонки и вернуться домой в начале августа, чтобы выполнить обещание, данное дочке Миие быть рядом с ней.
Эрик Морель, 38 лет, француз, 3-е место и 2-й приз от жюри в «SunTrip 2015». Идет почти наравне с Рафом.
Бернар Кукиль обращает на себя особое внимание. Он победитель гонок «SunTrip 2015», когда в течение 27 дней проехал 7 000 км, в среднем преодолевая 280 км в день. Если в 2005 году он использовал 2-колесный велосипед, то Бернар специально для этих гонок создал 3-колесный и выступает в паре со своим 27-летним сыном Яном. Бернар отличается от других участников тем, что он сам, собственными руками создает свои велосипеды, воплощая свои идеи.
Конечно, этому способствуют его обширные и глубокие знания. 59-летний Бернар — профессор университета в Тулузе, преподает молодым учителям школ на курсах промышленной компьютерной инженерии и студентам на факультете машиностроения и повышения производительности машин и механизмов.
— Я живу в городе По, у подножия Пиренеев. Велосипед — одно из многих моих увлечений. Я стараюсь не воспринимать себя слишком серьезно, веду свою жизнь немного с юмором и хорошей долей самокритики. Меня беспокоит будущее нашей планеты, то, в каком состоянии мы оставим ее нашим внукам, — делится путешественник.
Здравствуй, Актобе!
Если условно принять Актобе промежуточным финишем, то первым достиг его 5 июля в 15.00 бельгиец Раф Ван Хюл. Встретив его на подступах к Актобе, автор этих строк помог ему пересечь незнакомый город на громоздком велосипеде, учитывая, что через мост в 5-м микрорайоне нет проезда и что закрыта ул. М. Маметовой (на въезде в город нет упоминания об этом — организаторы движения не позаботились об автомобильных гостях города).
В это время идущий вторым француз Бертран Стефан находился между п. Жымпиты и г. Уральском, отставая от Рафа примерно на 430 км. Он пересек Актобе на третий день после Рафа, 8 июля, и до захода солнца доехал и заночевал недалеко от п. Богетсай, преодолев с начала старта
4 793 км.
Третий на “промежуточном финише” Эрик Морель остановился в Royal Hotel на въезде в Актобе, а Раф заночевал в степи, недалеко от Казалинска, и на тот момент его удаление от точки старта составило 4 823 км.
Четвертым в Актобе в полдень 9 июля прибыл экипаж французов, братьев Коль. 29-летний Огюст работает в исследовательской группе “Энергия и автоматизация” на факультете промышленной инженерии в научно-исследовательском центре KULeuven, его 28-летний брат Камил недавно завершил работу над докторской диссертацией по ядерной физике.
Пятым, с небольшим отставанием от братьев Коль, прибыл 38-летний Микаель Жогю, который говорит, что ему надоело много лет ездить на работу в парижском метро, поэтому он пересел на велосипед на электроприводе, а затем это привело его к участию в солнечных гонках.
Шестым оказался самый молодой участник, 24-летний англичанин Джек Батлер, которого мы с внуком Акылгали встретили на въезде в Актобе после полудня 10 июля.
Джек работает в области разработки пользовательских программ для повседневной жизни. Он говорит, что у него нет специального образования и он не считает это необходимостью в век широкой доступности неограниченной информации, когда человек сам может получить образование и заработать необходимые ему денежные средства.
— Я зарабатываю очень мало, но мне этого хватает. Я много путешествую, в пути подрабатываю, не чураюсь физической работы. Люди зациклены на деньгах, непонятно зачем. Благодаря участию в «SunTrip» я увижу много стран, много интересного. Хочу некоторое время провести в Китае. Когда еще представится такая возможность? Не ожидал, что буду в первой десятке. Мне очень понравились просторные казахские степи. Степь — это фантастика! И люди у вас добрые, отзывчивые, улыбчивые, — восхищается Джек.
Седьмой участник, 55-летний Сегерс Херман ночь 10-го июля провел на берегу реки Карахобда, около поселка Сарытогай, и 11 июля прибыл в Актобе. У него богатый опыт путешественника: в одиночку пешком пересек много стран. В том числе прошел в Америке 4 250 км (тропа Тихоокеанский гребень), 2 000 км в Альпах (тропа Виа Альпина), 2 400 в Новой Зеландии и др.
Закат 10 июля Раф Ван Хюл встретил в 60 км от Туркестана, а Бертран Стефан — около Байконура, Эрик Морель — вблизи Аральска, братья Коль — примерно в 70 км от Иргиза, Джек Батлер — в Хромтау.
Остальные участники гонки еще не достигли нашего города. Так что если вы, читатель, увидите в Актобе необычные велосипедные конструкции — знайте: это участники необычной солнечной гонки “SunTrip” . Герои, бросившие вызов судьбе и обстоятельствам. Романтики, взявшие в союзники Солнце, которое одинаково светит всем, но помогает тем, у кого есть благородная цель и мечта.
Исатай БИРМАНОВ
Подготовил Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ
Фото автора