Свыше 2 800 специалистов подготовил Военный институт Сил воздушной обороны имени Т. Бегельдинова за годы Независимости. Это и летный, и инженерный состав. А в 2020 году прошел первый выпуск военных медиков. Корреспондент «АВ» провел один день в стенах института.
После всех необходимых разрешительных процедур мы вместе с фотокорреспондентом вошли в альма-матер военной авиации. Сами понимаете, объект режимный. Поэтому нашим гидом, скажем это на гражданском языке, по институту стал начальник пресс-службы управления воспитательной и идеологической работы ВИСВО майор Андрей Кузнецов.
Рота, подъем!
Жизнь в ВИСВО закипает с подъема в 6.00. Правда, для командиров отделений, назначенных на эту должность из числа курсантов, подъем раньше – в 5.50.
Через 10 минут весь личный состав (курсанты), кроме суточного наряда и караула, выходит на физзарядку. Так сказать, взбодриться в течение получаса. После утреннего туалета, заправки постелей, уборки помещения и осмотра курсанты выдвигаются на завтрак, на который отводится 20 минут.
В день нашего визита на завтрак курсантам давали гречку с отварной говядиной, подливой и колбасой. А также чай, масло сливочное, кефир, яйца и мед. Согласитесь, неплохой рацион.
Затем построение на плацу, где доводят приказы до личного состава. Как говорится, командование и себя покажет, и на подчиненных посмотрит. После построения прошел развод на занятия.
Самый главный в институте
В главном корпусе мы встретились с начальником ВИСВО полковником Талгатом Сыздыковым, военным летчиком, налетавшим на ударном вертолете Ми-24 свыше тысячи часов. «Вертушка» знатная и серьезная. Прекрасно зарекомендовала себя в горячих точках. Неофициальное название – «Крокодил». Сыздыков – выпускник Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков.
– У нашего института богатая история. В 1974 году было основано АВЛУГА. Огромная база, отработанная методика обучения. Несколько раз менялось название нашего вуза. И почти 20 лет назад он получил свое нынешнее название. От Актюбинского ВЛУГА нам достался дух. В этих стенах формировалась элита гражданской авиации всего СССР.
К нам поступает новая авиационная техника, учебно-материальная база, тренажеры. Все меняется в эпоху технического прогресса. Мы тоже шагаем с ним в ногу, – сказал начальник ВИСВО.
Симуляторы и самолеты
Талгат Сыздыков рассказал, что учебным отделом института разработано несколько симуляторов. В процессе обучения используются мультимедийные средства, процедурные тренажеры, цифровые ресурсы и многое другое. Можно смоделировать любую местность, водную поверхность, любое время суток и разные метеоусловия, направление и скорость ветра, нижнюю кромку облаков и горизонтальную видимость. И, что ценно, даже при выполнении групповых занятий можно остановить имитацию полета и показать курсантам их ошибки.
– Для специалистов группы руководства полетами мы можем полностью смоделировать воздушную обстановку и проводить шести-семичасовые летные смены с полной визуализацией. То есть как будто они сидят на вышке (командном диспетчерском пункте) и видят обстановку не только на мониторе, но и наблюдают общую картину. В это же время курсанты на тренажерах осуществляют полеты. Все в комплексе. Компьютерные технологии сейчас позволяют это делать. Здесь же офицер боевого управления осуществляет наведение на цель. Это то, о чем мы раньше даже и не мечтали. Хочу обратить внимание, что это разработка нашего института, – с гордостью в голосе отметил полковник Сил воздушной обороны РК.
«АВ» ознакомился с этими симуляторами/тренажерами. Но об этом расскажем чуть позже.
Сейчас идет приемка тренажера вертолета Ми-171Ш. Это модернизированный Ми-8АМТШ. Институт располагает самолетами Л-39 и Су-27, которые стоят на площадке в военном секторе в районе Международного аэропорта Актобе. На них летный состав отрабатывает запуск и выключение двигателей, алгоритм действий в кабине. Инженерно-технический состав получает практические навыки по обслуживанию самолетов (отдельных агрегатов) на земле, проведению регламентных работ, включая демонтаж и монтаж оборудования.
– Когда авиационный инженер приходит в боевую часть, то у него за плечами уже есть реальный опыт. Курсанты армейской авиации обучаются на вертолетах Ми-8МТ. В прошлом и этом году мы получили после капремонта свои вертолеты. Сейчас на базе полевого аэродрома Сарыжар (Хлебодаровка) на них усиленной практической подготовкой занимаются курсанты 4-го курса. Кстати, уровень навыков будущих офицеров-вертолетчиков очень хороший. Но мы его хотим поднять еще выше и осуществлять маршрутные полеты. А если не будем снижать темпы, то дойдем и до ночных полетов. Это будет высший пилотаж для армейской авиации, чтобы выпустить лейтенантов, имеющих практику ночных полетов, – рассказал о планах Талгат Сыздыков.
Выпускным самолетом для летчиков фронтовой авиации является Л-39. Уже в боевых частях молодые офицеры осваивают другие типы воздушных судов.
– Тот летчик, что освоил хотя бы один тип воздушного судна, сможет освоить и другие. Было бы желание. Я всегда говорю нашим курсантам: «Ставьте цель и достигайте ее», – подчеркнул начальник ВИСВО.
Вперед за знаниями и немного о себе
Еще шла первая пара. Кстати, начинается она в 8.30 и заканчивается в 9.50. Продолжительность одной пары – 80 минут. Мы тихонько зашли в учебный класс, где шло практическое занятие по дисциплине «Программное обеспечение измерительных приборов». Курсанты первого курса инженерного факультета (квалификация – техническая эксплуатация авиационного оборудования) с помощью компьютерной программы создавали виртуальные приборы. Не будем мешать, а поговорим с руководителем кафедры естественно-научных дисциплин Гульмирой Ибраевой.
– На нашей кафедре курсанты изучают общеобразовательные дисциплины: высшую математику, высшую физику, информационно-коммуникационные технологии, программное обеспечение измерительных приборов, вероятностные основы авиационного вооружения, авиационные ГСМ и спецжидкости. Сюда они приходят на первый курс сразу после школы. На базе полученных знаний на нашей кафедре курсанты в дальнейшем изучают спецдисциплины, – рассказала руководитель кафедры.
Звучит звонок – первая пара закончена. Прямо по курсу стайка третьекурсников – будущих вертолетчиков, только что сдавшая экзамен по авиационной медицине. Просим немного рассказать о себе и распорядке дня.
Адиль Сергазин сдал сегодня экзамен на отлично, поэтому настроение у парня боевое. Он рассказал, как пришел в военную авиацию.
– Я из Ушарала. У нас располагалась база армейской авиации. Отец и мать у меня военные. Они там и служили. Все знакомые, родственники – военные летчики. Так что с самого детства я для себя другой профессии просто не представлял. Когда окончил школу, отец мне сразу предложил поступать в ВИСВО. Тем более практически все его сослуживцы окончили этот институт. Подал заявление, результаты ЕНТ дистанционно на официальном сайте института, так как в 2020 году был карантин из-за Covid-19. Прошел медкомиссию в военкомате по месту жительства. По прибытии в Актобе еще раз прошел медкомиссию, профотбор, сдал нормативы по физической подготовке. Все это проходили в течение месяца на полигоне в Сарыжаре (Хлебодаровка), – рассказал курсант.
На вопрос, как проходит его день, он ответил, что по распорядку. Хотя каждый день расписан по-своему. Занятия проходят пять раз в неделю. 3 пары до обеда и четвертая после него. С 16.00 до 17.30 – самоподготовка в стенах учебного корпуса. Далее после развода и в зависимости от дня недели либо строевая подготовка, либо спортивно-массовые мероприятия. Также может проводиться в это время воспитательная работа. А затем подведение итогов, ужин, личное время, включающее в себя просмотр телепередач. Вечерние поверка, прогулка. Апофеоз дня – отбой, как и положено, в 22.00.
Важно: пользоваться сотовыми телефонами (и иметь в наличии) на территории ВИСВО курсантам запрещено. Но в воскресенье дается возможность связаться с родными по мобильной связи.
Адиль отметил, что поначалу было немного трудно. Но адаптация прошла нормально – созданы все условия, хорошее питание.
Острых ощущений от полета не хотите ли?
И вот теперь о самом главном – тренажерах и симуляторах. Первый из них – МиГ-31. В принципе, стационарный тренажер. Кабина для экипажа из двух человек – летчика и штурмана-оператора. Один в один, как на истребителе-перехватчике, авиационное оборудование. Даже фонарь кабины экипажа имеет две откидывающиеся вверх-назад створки. Но главная фишка в том, что на сферический экран проецируется изображение, имитирующее полет и все виражи. Земля, облака, ВПП. Причем настолько реалистично, что в какой-то момент даже голова немного на «вираже» закружилась, когда сидел на месте штурмана.
– Это комплексный тренажер экипажа самолета МиГ-31. Предназначен для обучения и закрепления навыков пилотирования, навигации, бомбометания, стрельбы летчиков и курсантов. Задаются любые погодные условия, включая грозу, сдвиг ветра, град и так далее. Нулевую видимость можно включить для отработки полета по приборам и даже отказ двигателя, – рассказал начальник авиационно-тренажерной службы подполковник Андрей Гурьянов.
Рядом находится вспомогательный тренажер, также двухместный. Это позволяет двум экипажам отрабатывать полет в спарке (ведущий/ведомый).
Показали «АВ» еще один тренажер, где отрабатываются полеты на Л-39. Но здесь еще круче – он на подвижных платформах и может вращаться по трем осям, что создает эффект полета в трехмерном пространстве.
На комплексном симуляторе, на котором отрабатывается не только запуск двигателя, руление, взлет, посадка и полет по маршруту, но и взаимодействие с командным диспетчерским пунктом (о чем говорилось ранее).
– Эта разработка нашего института позволяет минимизировать как финансовые расходы, так и использование человеческого ресурса. Но в то же время благодаря симулятору курсант будет подготовлен на земле к реальным полетам гораздо качественнее. Это действительно так. О наших ребятах, проходящих практику в Балхаше, говорят только хорошее. Они приходят подготовленными. Это не компьютерная игра. Программа создана так, что пока не выполнен правильно весь алгоритм, виртуальный двигатель не заведется, а самолет не сдвинется с места. Моделируются любые погодные условия и отказы, есть даже бот самолета-нарушителя границы, – пояснил начальник отдела информационных технологий майор Ержан Тлеугабылов.
На прощание начальник ВИСВО поздравил с праздником:
– 7 мая для меня является памятной датой вдвойне. Это государственный праздник – День защитника Отечества. И в этот день в далеком 1990 году в летном училище я впервые поднялся на вертолете Ми-2, воздушном судне первоначальной подготовки, для ознакомительного полета. Поздравляю всех актюбинцев и гостей города, казахстанцев с Днем защитника Отечества и желаю всего самого наилучшего!
Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА