Автор окончила Актюбинский педагогический институт. В течение 34 лет работала в школе учителем русского языка и литературы. По ее словам, писала всегда, но представить на суд читателей свои сказки и размышления решилась только сейчас.
Мнение
Поговорим о языке
Язык – божественный инструмент, данный нам для общения, передачи эмоций, настроения. Язык консервативен, особенно его грамматика. Подвижным пластом была, есть и будет лексика, ведь мир развивается: инновационные технологии, развитие новых отраслей промышленности, появление новых предметов быта позволили языку менять его лексический пласт за счет заимствований и новых понятий.
В современном мне мире язык стал, я бы сказала, причудливее, разнообразнее. Это язык интернета. Доцент кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики УрФУ Евгения Горина утверждает, что «появление молодежных словечек говорит о том, что с языком и с нами все хорошо». Я позволю не согласиться с ней. Язык – великое наследие, которое нам передало старшее поколение, читавшее Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, Ивана Тургенева… Какое наслаждение читать классиков, их богатую, образную речь, музыкальную, волнующую, трогающую самые заветные струны человеческой души. Почему язык подвергся, не побоюсь этого слова, такой экзекуции? Неужели слова «хейтить», «гуглить», «репостить» – достойная замена русским глаголам? Уверена, что нет. Общаться стало легче, проще, но потерялся тот потаенный смысл, который несло каждое русское слово, каждая фраза великих знатоков русского языка. Возможно, в повседневности уместнее сказать «хейтить», а не «порицать», но не всегда человек ведет бытовые беседы в социальных сетях. А если случится трагедия, если нужно будет призвать людей к защите Отечества и встать на его защиту? Неужели интернет-лексика способна будет поднять боевой дух народа? Уверена, что нет. Меня пугают статьи А. Башкирцевой, А. Веселко, которые легко согласились с изменениями в языке, с появлением новых слов, которые сопровождаются смайликами. Появление смайликов – это восполнение тех слов, которых нет в лексиконе ведущих переписку, когда слова заменили рожицы и символы.
Если обратиться к старшему поколению, то вряд ли, по моему убеждению, найдется человек, который безоговорочно примет сторону уважаемых оппонентов, статьи которых я прочитала с большим интересом. Это, как пишет госпожа Веселко (позволю себе процитировать ее), «будет выглядеть надругательством» в глазах людей старшего поколения. Скорее, я соглашусь с Девидом Кристалом и Деборой Таннен, что «интернет не губит язык, а помогает ему приспособиться к новым реалиям». К сожалению, приспосабливается, но как мучителен этот процесс для истинных гурманов языка, правильного, выверенного веками, на котором написаны шедевры русской классики.
И еще один мучительный вопрос: «Какое языковое наследие останется от моего поколения? На каком языке будут говорить мои дети, внуки и правнуки? Как откроется им мир классики?». Неужели чарующие сказки Пушкина и хрестоматийное «там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит» станет абракадаброй, какой и видят современный язык мои родители.
Думаю, и даже уверена, что многие мои современники не согласятся, скажут, что взгляды мои стары, как мир, но только время поможет понять, кто прав и кто виноват в этом споре об интернет-языке.
* * *
У каждого народа свой язык, богатый и многообразный, «своя звезда», как говорил Расул Гамзатов.
Я разделяю убеждение поэта и переводчика, истинного сына Дагестана, и считаю, что каждый народ, имея свой язык, должен знать его, сохранять, стремиться овладеть литературными нормами родного языка.
Но, с любовью относясь к языку своего народа, надо уважать и изучать другие, чтобы понимать и принимать мировое культурное наследие.
Каждый язык самобытен, он хранит историю, литературу, устное народное творчество своего народа. Следовательно, язык – это сокровищница, кладезь народной мудрости, только ему одному принадлежащей самобытности. Ведь этим и интересны люди разных национальностей. Было бы неверным, если бы люди на планете пользовались одним языком, если бы «все звезды слились в одну большую звезду». От этого нас предостерегает Гамзатов. Иначе мы потеряли бы не только свой язык, но и культуру, поэтическое и литературное наследие, любовь к своему народу и земле.
Язык – это принадлежность к родной земле, народу, это память о предках, о тех, кто стоял у истоков государственности, чья кровь течет в наших жилах, поэтому хочется сказать: «Пусть горит путеводная звезда каждого народа».
Сказки детям и взрослым
История одной звезды
Жила на небе звездочка. Была она маленькой, но яркой, лучистой и озорной. Вокруг нее сияли большие степенные звезды, которые медленно излучали свой неяркий свет и важно, свысока смотрели на Землю.
Маленькая звездочка, любопытная и шаловливая, тоже смотрела на далекую планету, и мечты уносили ее на неведомую ей планету.
Однажды начался звездопад, и маленькая звездочка устремилась вниз. Она летела и думала о том, с кем встретится.
Приземлилась путешественница на балконе дома, где жила дружная семья. Дети – Артур и Линара – первыми увидели нежданную гостью и очень обрадовались. Двери балкона отрылись, и очутилась звездочка в уютной квартире. Она не успевала отвечать на вопросы, которые сыпались на нее от приветливых домочадцев. Потом звездочка посмотрела все книжки в детской комнате, игрушки, сыграла в компьютерную игру со своими новыми друзьями.
Как здорово было сидеть в теплой, уютной комнате, пить горячий чай с молоком, есть вкусное пирожное вместе с семьей.
Но звездочка загрустила, ведь пора было возвращаться на небо, где ее уже манил свет мерцающих звезд. Только теперь поняла она, как хорошо, что у всех есть дом. И у нее тоже. Ее дом – это огромное звездное небо. Попрощалась со своими друзьями повзрослевшая звездочка и с невероятной силой устремилась на небо.
С тех пор она мерцает на небесном своде, посылая далеким друзьям свой привет. А Артур и Линара перед сном обязательно смотрят на свою лучистую подругу, желая ей освещать путь странникам ночи.
Пальто
Давным-давно в старом скрипучем шкафу жило пальто. Оно было новое-преновое. Долго висело, и никто не хотел его надевать. Редко открывались дверцы шкафа, и пальто стало так скучно. Оно подумало: «Вот бы подошла к шкафу девочка, звонкий голос которой я всегда слышу». Но шло время, а девочка так и не открывала дверцы шкафа. Совсем заскучало пальто: «А ведь скоро весна, запоют птицы, яркое солнышко пригреет землю, а я все так же буду висеть на скучной вешалке. И девочка не выйдет со мной
на прогулку?».
Но вот однажды двери шкафа неожиданно распахнулись, девочка заглянула внутрь и увидела пальто. Она спросила: «Чье это пальто, мама?» Мама ответила: «Твое. Оно тебе было велико, когда мы его купили». Маша бережно сняла пальто, надела его и посмотрела в зеркало. Пальто так обрадовалось, что потускневшие краски стали ярче, пуговки засияли, а ремешок чуть не пустился в пляс.
Маша вышла на улицу в обновке. Девочки спрашивали, где же ей купили такую красивую вещь.
С тех пор Маша не расставалась с предметом своего гардероба. Бережно чистила его щеткой, выглаживала через марлю и вешала на плечики. Пальто было радо, что у него такая аккуратная, заботливая хозяйка. И оно не скучало в шкафу, а ждало, когда же наконец распахнется дверца и девочка вместе с ним отправится на прогулку.
Наступило лето, Маша повесила пальто в шкаф, но оно уже не скучало, а висело, слушало голос хозяйки и знало, что следующей весной обязательно пойдет
на прогулку с Машей.
Фото автора и из открытых интернет-источников