Ей было шесть лет, когда она самостоятельно изготовила из шерсти нитки и связала томага — колпачок на голову отцовского беркута. Накануне крылатый охотник съел ее любимую кошку.
Плачущей дочери отец пояснил, что иногда снимает твердый кожаный колпачок, потому что он сжимает голову птицы. Голодный орел, увидев кошку, напал на нее. Чтобы уберечь принесенного котенка, девочка решила связать мягкий томага. 76-летняя мастерица Лена Сахариева вспоминает, что это и было ее первым изделием. Сегодня вязаным, валяным вещам, вышитым покрывалам, узорчатым коврам-сырмакам, лоскутным одеялам Сахариевой нет счета. Один из самых больших ее сырмаков находится в Государственном музее искусств им. А. Кастеева.
В квартире мастерицы, бывшего учителя физики и математики, в глаза первым делом бросаются коврики с казахским орнаментом, красивые покрывала, расшитые корпешки. Оказалось, что это лишь малая часть рукодельного богатства, все остальное кроется в сундуках, в шифоньере и т.д.
— Моя мама сама шила одежду для всей семьи. От платьев, рубашек до пальто, полушубков и головных уборов. Как и все женщины в те годы, она могла валять кошму, ткать текемет и, конечно, прясть шерсть, вязать. Дедушка шил обувь, мастерил кожаные сапоги. Кроме того, мог изготовить деревянные сани, конскую упряжку, в том числе и седло. Родственники отца занимались металлом. Помню, детьми мы помогали дяде раздувать кузнечные меха, поддерживая воздухом пламя. Мы жили в одном из аулов Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области, — рассказывает Лена апай, уточняя, что ее необычное для казашки имя по паспорту именно так и пишется.
С малых лет она, единственный в семье ребенок, помогала взрослым. Пушить шерсть, прясть нити было ее прямой обязанностью лет с четырех-пяти. Перед школой вручную сшила себе раскроенное мамой платье. В нем и проучилась в первом классе. Во втором классе спицами связала для тети расклешенную юбку. Крючком обвязывала края скатертей, покрывал.
— Время было тяжелое, отца после войны арестовали как бывшего военнопленного, приходилось выживать как только можно, — вздыхает рассказчица. – Семь классов проучилась дома, потом в школе-интернате. Поступила в Казахский женский пединститут на физмат.
Орда сырмак
Выйдя замуж за выпускника сельхозинститута, девушка следом за супругом переехала в Актюбинскую область, в совхоз имени Берсиева Уилского района. В областной центр семья перебралась уже в начале 70-х годов. Общий педстаж Лены Мухтаровны составляет более 40 лет, в 52 года она вышла на пенсию, и еще 17 лет вела уроки прикладного искусства для будущих учителей труда в университете им. К. Жубанова. У нее сохранилось множество работ, выполненных совместно со студентами. Например, вышитые покрывала, наволочки, женские головные уборы – саукеле, казахская войлочная грелка на чайник – шайнек ќап, такой же короб для пиалок — кесе ќап. И расшитые ап-пликациями панно. Их можно использовать и как скатерти, и как картины, если поместить в раму.
Копию огромного сырмака круглой формы, выставленного в Алматы, мы даже не рискнули раскрыть и рассмотреть. Пять метров в диаметре, светлый драп, вручную расшитый казахским орнаментом, называется орда сырмак. Такие раньше готовились для больших юрт на 300 человек. Эту работу Лена апай выполнила вместе с детьми дома. Развернули мы два относительно небольших сырмака, предназначенных для украшения стен юрты. Апай объяснила, что эти ковры, как и многие другие ее изделия, составляют комплект. Узоры в точности повторяются, варьируется лишь цвет. Там черный ќошќар м‰йіз, тут красный, там основа белая, тут – зеленая. Орнаменты вырезаются одновременно из двух тканей разного цвета.
Из множества — единое
Удивили нас курак корпе – лоскутные напольные одеяла рукодельницы. Разноцветные ленточки из велюра в один сантиметр были уложены в абсолютно симметричные геометрические фигуры. Не было ни кусочка цельной ткани, все располосовано и сшито, даже если это однотонная кайма одеяла. Как мы поняли, сначала на ситцевой или из другого тонкого материала основе шьется большое количество квадратов, прямоугольников из трехсантиметровых полосок. Затем они собираются в общее полотно. Это чехол для корпешки. Внутри – зачехленная в марлю стеганная вата. На местных рынках такое мастерски выполненное корпе на приданое дочке-невесте не купишь.
— В каждом казахском доме обязательно есть корпе. Чаще всего покупают или заказывают новые лоскутные одеяла на приданое дочери. Но ведь у нас сохранились и старые бабушкины корпешки, которые обычно складываются на большой сундук. Сохранился обычай расстилать дастархан на низких столиках. Как красиво смотрятся яркие одеяла вокруг празднично накрытого стола!
Народный промысел в технике пэчворк – шитье из лоскутов – встречается в культуре разных стран. Но у нас, казахов, этому искусству придается особое значение. В старину, когда красивые ткани были дорогим дефицитом, каждый оставшийся после шитья кусочек использовался с пользой. В ход шли и розданные гостям на тое или садака лоскуты — жыртыс. Эти квадраты ткани были своеобразным талисманом на счастье. Составляя одно большое полотно из обилия мелких деталей, готовя приданое, наши прабабушки верили, что таким образом скрепляют воедино новую семью и множество родственников, ставших сватами.
По маминым стопам
— Я всегда повторяла своим ученикам, что шить надо с чистой душой, — продолжает апай. – Нежелание заниматься творчеством, плохое настроение непременно отразятся на изделии — вещь, сделанная твоими руками, может впитать негатив. И это сразу видно. Кроме того, чтобы заниматься рукоделием, надо иметь большой кругозор, а для этого надо много читать.
Знания по математике также помогают Лене Мухтаровне в искусстве. Придумывая и вычерчивая со студентами новые узоры с циркулем и линейкой в руках, она всегда поражалась умению предков, выстраивавших симметрию на глаз.
Три дочери Лены Сахариевой умеют шить, вышивать и вязать, даже сын Асет может сам себе подшить брюки. Старшая дочь Гульнур стала такой же мастерицей, как мама. Окончила мамин факультет трудового обучения. Она, хоть и не работает сейчас по специальности учителем технологии, но все свободное время проводит за швейной машинкой. Гульнур Аскарова в числе первых откликнулась на предложение местного музея искусств принять участие в выставке-конкурсе декоративного искусства «Волшебство лоскутного мастерства», которая состоится именно сегодня, 19 марта, в преддверии праздника Наурыз.