Благодаря хорошей пиар-кампании и серьезному отношению к туризму наша область могла бы стать локомотивом развития туристского бизнеса в стране. Нам есть что показать и чем удивить гостей, уверены актюбинские историки. Это мнение было высказано учеными мужами в ходе семинара-совещания, на котором обсуждались проблемы изучения родного края и состояния туризма в нашем регионе.
Реклама –
двигатель туризма
Собравшиеся на семинар руководители местных музеев и библиотек, а также историки обсуждали выступление государственного секретаря РК Марата Тажина, прозвучавшее 5 июня на расширенном совещании по изучению национальной истории. Начальник отдела управления культуры Алтынай Юнусова доложила о проделанной работе в рамках госпрограммы «Культурное наследие» и заявила, что данная работа будет продолжена, но теперь история края будет изучаться и с точки зрения развития туризма.
Известный ученый Рахим Бекназаров, который участвовал в совещании в Астане, вкратце поведал о поручениях государственного секретаря.
— Вопросы, рассмотренные на заседании, были объемными, — рассказывает доктор исторических наук. – Марат Тажин сакцентировал внимание на необходимости развития у казахстанцев патриотического чувства, которое можно привить с помощью истории.
По словам Рахима Бекназарова, выступление госсекретаря обсуждалось и в областном акимате, где возник вопрос, какую лепту могут внести историки. Ученые со своей стороны предложили развивать туризм с учетом использования мнений историков. Ряд стран, по его словам, живут за счет туризма, и порой почти половина их бюджета составляют доходы от данной сферы. В связи с этим известный этнограф привел в пример Монголию, куда он на протяжении последних 12 лет ездит по работе.
— Население Монголии составляет 2,6 миллиона человек, — рассказывает этнограф. – Из них 1 миллион живет в столице, Улан-Баторе. На все население приходится 38 миллионов скота, и самый упитанный баран там стоит 10 долларов. В стране нет инфраструктуры. И когда делаешь фотоснимки, в кадр не попадают ни машины, ни электропровода, то есть природу можно снимать в первозданном виде. В год сюда приезжают до 500 тысяч туристов, каждый из которых оставляет минимум 2 тысячи долларов.
По рассказам доктора исторических наук, в голой степи запросто можно встретить одинокого туриста. Он может по пути зайти в любую монгольскую юрту, где его ждет радушный прием, а утром снова отправиться в путешествие. Жителю Монголии и в голову не придет напасть на туриста.
— Вспомним 90-е годы, когда через Актюбинскую область проходило ралли Москва-Пекин. Здесь его участников ограбили, — с горечью отметил историк.
— В первую очередь нам нужна идеология. Об этом несколько раз на совещании говорил и Марат Тажин. Мы должны дорожить нашей независимостью, которую не только молодежь, но даже взрослое население, кажется, до сих пор не совсем осознало. А ведь в мире есть очень много народов численностью в несколько десятков миллионов, которые не имеют своей территории. Иностранные ученые, приезжающие к нам, удивляются: несмотря на дороговизну всего, граждане Казахстана живут счастливо, а это потому, что находятся у себя дома, — рассказывает руководитель учебно-методического управления АГПИ Рахим Бекназаров.
Что касается туризма, то по мнению ученого, нам надо нацелиться на поток туристов из России и Китая, поскольку исторически сложилось так, что мы находимся между этими двумя большими государствами. Исходя из этого, надо готовить кадры, и работники музея как минимум должны уметь здороваться на китайском языке.
Этнограф уверен, что актюбинский регион очень богат на исторические памятники, вызывающие интерес как туристические объекты. Также смело можно принимать гостей, которые приезжают к нам для охоты, рыбалки, этнографического исследования или же с целью посещения святых и лечебных мест. В этом деле нам разве что не хватает рекламы, так как мы привыкли работать по старинке, не делая активные шаги навстречу туристскому движению.
— В Монголии мы работали с французом Джозефом. Он в интернете узнал про стрелу, которая издает звук при полете, и только ради того, чтобы увидеть ее своими глазами, проделал огромный путь. Туда же приехала Светлана Жаксон из Болгарии, также исследующая данную тему. Нам тоже надо умело пользоваться всемирной паутиной. А экспонировать у нас есть что. Думаю, что наш Актобе запросто может стать локомотивом и в данной сфере, — считает Рахим Бекназаров.
Ученый сожалеет, что благодаря телевидению мы знаем о слонах и львах больше, чем о сайгаках. Почему же актюбинцам не воспользоваться тем, что имеем? Разве не поедут к нам люди ради того, чтобы полюбоваться сайгаком? К примеру, чтобы сфотографироваться с беркутом, в Монголии платят 5 долларов, а перья покупают по 1 доллару. Почему бы и нам не научиться зарабатывать?
Также можно организовать казахские этноаулы. Гостям достаточно зайти в нашу юрту и попить шубата или кумыса с бауырсаком. Насчет национальных блюд и говорить нечего, тем более, они у нас экологически чистые. Да в целом наша каждодневная еда – экзотика для туриста.
Но, как считает, например, директор туркомпании «Зере тур» Ботагоз Крамбаева, которая несколько лет занимается внутренним туризмом, этноаулы должны работать не как музеи, люди в них должны жить постоянно. Тем они и интересны иностранцам.
Кроме этого, преимуществом Казахстана является то, что многие наши граждане, кроме русского языка, неплохо знают и английский язык. Еще один фактор, играющий в нашу пользу, — космополитизм: гостям мы сможем приготовить блюда и других народов.
— Но, конечно, один из основных факторов развития туризма — это политическая и экономическая стабильность. Здесь, несомненно, стоит отметить заслугу Главы государства, — подчеркнул Рахим Бекназаров.
Все дороги ведут
в музей
Заведующий отделом археологии и этнографии областного историко-краеведческого музея Мейрам Дуйсенгали солидарен с коллегой в том, что у нас недостаточно рекламы. За примером далеко ходить не надо. В Актобе десять дней работал экспозиционный зал мемориального комплекса Кобыланды батыра, и о нем знал лишь узкий круг специалистов. Горожане и гости города остались неинформированными.
Любой гость, который хочет узнать о жителях той или иной страны или населенного пункта, по мнению археолога, заходит в местный краеведческий музей. В связи с этим специалист поднял вопрос подготовки кадров.
— Хочу рассказать о ситуации на истфаке местного вуза. Если раньше для студентов существовала археологическая и музейная практики, то сейчас часы первой сокращены, а музейная практика вовсе отменена. В прошлом году жубановский университет принял на первый курс
истфака две группы, которые пришли к нам на практику. Что удивительно, группа археологов не ведает об этнографии, а будущие этнографы не знают, что такое археология. Выяснилось, что во всем виноват недавно принятый госстандарт, — сетует Мейрам Дуйсенгали.
Были вопросы к археологу от работников музея. К примеру, хромтаусцы бьют тревогу, что некоторые памятники бронзовой эпохи местные жители используют как стройматериалы для личных нужд. Правда, археологи тут беспомощны: у них нет функций охранять или наказывать нарушителей закона. Работники Хромтауского музея также обеспокоены тем, что с появлением животноводческого комплекса неогражденные памятники оказываются затоптанные скотом. В свою очередь, Рахим Бекназаров посоветовал провести разъяснительную работу среди пастухов.
— Не помним случая, чтобы скот разрушил все памятники. «Ограждение» должно быть в голове человека, — считает доктор исторических наук.
Директор Уилского районного музея Балкия Рысбаева затронула еще одну проблему, касающуюся их деятельности. В прошлом году в могильнике «Қырық оба» под Уилом археологи обнаружили уникальные памятники, о которых трубили на весь мир.
— Теперь приезжающие в наш район просят показать экспонаты из этой местности, — говорит Балкия Рысбаева. – В Уиле специально побывали студенты, которым дали задание написать курсовые работы именно по «Қырық оба». Но, поверьте, оттуда в нашем музее нет ни одного артефакта. Помимо этого, несколько лет назад на территории нашего района в местности Акшатау были найдены останки древних животных, которые были переданы в Актобе, затем в Алматы. Люди до сих пор спрашивают, интересуются, где они, но что мы можем сказать?
Как ответили археологи, найденные во время раскопок вещи настолько древние, что многие из них невозможно удержать в руках — рассыпаются, поэтому они могут выставляться в виде экспозиции. Все артефакты регистрируются и отправляются на исследование.
— Мы не оставляем их у себя, — сообщил Мейрам Дуйсенгали. – После обследования, которое проводят в Алматы годами, сдаем в областной музей. Хотя отмечу: столичные музеи также норовят оставить у себя ценные экспонаты. Во многих странах из любой находки делают макеты, и в музеях всегда стоят копии. Такой традиции в Казахстане просто нет. Мы со своей стороны не раз поднимали вопрос о том, чтобы находки оставляли там, где нашли, но он остается открытым.
Абат КАРАТАЕВ