В преддверии профессионального праздника педагогов мы поговорили с наставниками двух поколений.
Вторая мама ребенка
Ветеран педагогики Айнаш Каликызы полвека жизни отдала школе. Своим опытом она делится с молодыми коллегами.
Начинала воспитателем в интернате в селе Максима Горького (ныне Есет батыра) Алгинского района, затем работала в школе завучем по учебно-воспитательной работе, позже стала директором.
– В лихие 90-е, когда всем пришлось несладко, мы переехали в город. В Актобе устроилась в школу № 21 заведующей учебно-методическим отделом, спустя время меня назначили директором. С этой должности я вышла на заслуженный отдых. Благодаря сильному преподавательскому составу мы не раз получали звание лучшей школы города. Наши дети завоевывали достойные места на престижных конкурсах и олимпиадах. Мой труд тоже был оценен: становилась директором года, награждалась Почетной грамотой РК. Хоть я уже и на пенсии, весной этого года мне вручили государственную награду «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Конечно, не обходилось без трудностей. Главное, не сломаться, идти к своей цели, помнить о миссии учителя.
Айнаш Калиевна рассуждает о роли родителей в процессе образования. Бесспорно, воспитание начинается с пеленок, за жизнь и здоровье детей в ответе их мамы и папы. Но не всегда правильно вмешиваться в работу учителей.
– Каждый ученик для педагога, как родной ребенок. Любому приятно, когда твой подопечный добивается успехов, получает награды. Мы также расстраиваемся, когда о наших воспитанниках говорят плохо или у них возникают трудности в обучении, общении со сверстниками. Все эмоции ребенка чувствуем, проживаем вместе с ним. Мы – вторые родители для него. Это должны помнить и учителя, и родители. И не стоит врываться в чужой монастырь со своим уставом. Учебное заведение – это маленькое государство, где свои порядки и правила, компетентные специалисты. Они работают ради детей, дают знания, взращивают личности. Да, для каждой мамы ее ребенок – золотой, но она не видит, как он ведет себя в школе. Учителя и родители должны быть едины, связаны друг с другом. Такого взаимопонимания и уважения, к сожалению, сейчас не наблюдаю.
В завершение беседы ветеран сферы советует молодым коллегам заниматься самообразованием:
– Толкового учителя видно сразу. Уже по первому занятию понятно, может ли человек расположить учеников к себе и найти подход к ним. Среди молодых много отличных специалистов с широким кругозором, которые знают несколько языков, разбираются в цифровых технологиях и, самое главное, дают качественные знания. И школьники сразу чувствуют уровень подготовки преподавателя. Мой совет – находите общий язык с детьми. Мы не только учителя, но и психологи, поэтому должны помогать ученикам, когда им это необходимо. Это, конечно, придет с опытом и практикой. Главное – не ставить барьер между собой и ребенком.[divider]
Школа – удивительная страна
27-летний Мират Оспанов – обладатель Национальной премии «Учитель Казахстана-2021». Он представит Казахстан на Global Teacher Prize-2022.
– Первая мысль стать учителем пришла еще в школьные годы, – рассказывает учитель физики Назарбаев Интеллектуальной школы Актобе. – Нередко на уроках математики и физики я помогал одноклассникам понять сложные темы. К 11 классу у меня сформировалось четкое осознание, что хочу связать свою жизнь с учительством. Стать на преподавательскую стезю меня побудило желание саморазвиваться и делиться накопленным опытом, знаниями. Прошло не так много времени с тех пор, как устроился в НИШ, но уже сейчас вижу плоды ежедневной работы над собой. С гордостью и большой радостью могу поделиться успехами педагогической деятельности. Был награжден медалью «Лучший учитель-2020», в этом году обрел статус «Учитель Казахстана». Все это благодаря любимым ученикам и поддерживающим меня во всех начинаниях коллегам. Быть хорошим педагогом помогает в том числе любознательность. Мне всегда интересно открывать что-то новое. Люблю, когда ученики задают много вопросов, особенно которые порою ставят в тупик. Это движет мной, я открываю вместе с ними мир неизведанного.
Нередко знакомые спрашивают Мирата Оспанова, трудно ли работать учителем. Не задумываясь, он отвечает, что трудно, но вместе с тем очень интересно.
– Есть в нашем деле ключевая деталь, которая снимает всю усталость и тревогу – это общение с учениками. На самом деле, школа – удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного. Непреодолимых трудностей не бывает, но самое сложное для педагога – эмоциональное выгорание. Это социальная профессия, ты ежедневно отдаешь всю энергию другим. В этом плане важно постоянно обогащать внутренний мир, наполняясь прекрасным через творчество. К счастью, такого выгорания у меня нет. Школьники наполняют мою жизнь лучезарными улыбками, заразительным смехом и радостью. Также сложно заслужить доверие детей и раскрыть их потенциал. Для этого нужен подход к каждому: научить его самостоятельно добывать знания, быть всесторонне талантливым и шагать в ногу со временем.
Наш собеседник затрагивает тему различий в условиях городских и сельских школ. Уроженец Актобе признает, что существует большой разрыв в плане материально-технической оснащенности, доступе к интернету, библиотечному фонду, а также квалификации профессиональных кадров. Говоря о цифровизации, захватившей все сферы жизнедеятельности человека, Мират Корганбекулы отмечает:
– Мы живем в период быстрого развития цифровых технологий, меняется многолетний уклад. Но как бы технологии ни меняли нас, роль учителя остается незыблемой. Парадигма и основные догмы методов обучения заложены еще в XX веке. Сейчас, по моему мнению, меняются только некоторые детали, требующие реновации. К сожалению, мы потеряли некоторые ценности, заложенные старшим поколением в системе образования.
Стоит отметить, что Мират Оспанов прошел стажировку в одной из школ Лондона в рамках программы «Болашак». В британской столице он вел занятия по физике и совершенствовал исследовательские навыки.
Коллеги уверены: молодой педагог внесет весомый вклад в интеллектуальное развитие и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
– Любовь к науке, глубокая эрудиция отличают Мирата Корганбекулы. В течение пяти лет он является лучшим школьным тренером по подготовке учащихся к олимпиадам по физике, — отметила директор актюбинской НИШ Сауле Умербекова.[divider]
Ученики о любимом педагоге
Асылым УТЕСИНОВА, ученица 6 «О» класса школы № 60:
– Мой любимый учитель – Каймакбаева Гулзауре Бектилеуовна, которая преподает английский язык. Она очень добрый, приветливый и заботливый человек. Четко и интересно проводит занятия. Хочет, чтобы каждый ученик понял и полюбил ее предмет.[divider]
Санжар ОМАРОВ, ученик 10 «А» класса школы-гимназии № 6 имени Г. Актаева:
– Мне нравится учительница по географии Адилканова Гулим Базаралиевна. Она добродушная, хорошо и доходчиво объясняет каждую тему. Преподает нам с 7 класса. У нее есть особенность – она очень харизматичная.[divider]
Анастасия ДАВЫДОВА, ученица 10 «А» класса школы-лицея № 5 города Шалкара:
– У нас много хороших учителей, которые дают нам отличные знания. Одна из любимых – Тещенко Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, наш классный руководитель. В первую очередь она замечательный человек. Добрая, но в то же время строгая, отчитывает, где надо, помогает, дает советы. В свободное от уроков время мы разговариваем с ней на разные темы. За шесть лет, что она у нас преподает, стала для нас второй мамой.[divider]
Еркеназ СЕЙТКАЛИЕВА, выпускница областной физико-математической школы:
– Одна из уважаемых и любимых мной преподавательниц – Аяуова Райса Косжановна, она вела химию. Хорошо знает и очень любит свой предмет. Требовательная к ученикам, но не давит и не заставляет учить, если видит, что у ребенка не лежит душа к химии. Отдельная благодарность ей за человечность и заботу об учениках.[divider]
Над страницей работала Нурдана КАНИЕВА