Как и все национальные праздники, Наурыз отмечали не только за богатым дастарханом. В эти дни по всей степи проходили массовые спортивные игры. Лучшие из лучших показывали народу свою удаль. Результаты этих игр потом обсуждали в течение года, то есть до следующего Наурыза, а именами победителей нарекали новорожденных.
Как и у всех народов, спортивные игры казахов неразрывно были связаны с их образом жизни. Так как большую часть своей жизни наши предки проводили верхом на коне, то и соревновались они в основном в конных видах спорта — көкпар и бәйге, теңге ілу и жамбы ату, қыз қуу и аударыспақ. Но, кроме конно-спортивных игр, не меньшей популярностью у населения пользовалась и национальная борьба — курес, а среди детей — асык ату.
С обретением нашей страной Независимости национальные игры получили новый импульс в своем развитии. Сегодня по ним проводятся чемпионаты страны, а в перспективе планируется вывести некоторые из них на мировой уровень. В этом материале мы решили рассказать о некоторых из них и ознакомить с их особенностями.
Байга
Байга с древности являлась, наверное, самым популярным состязанием в степи. В ней принимали участие опытные наездники на лучших скакунах. Ее итогам придавалось большое значение. Особенно в канун Наурыза. Представители всех родов и жузов готовились к этим скачкам с особенным усердием, так как результаты первых состязаний задавали тон на весь год.
Скакунов отбирали с особой тщательностью. Уже с самого раннего возраста опытные коневоды определяли потенциал каждого жеребенка. Подходивших под определенные параметры уводили далеко в степь и развивали необходимые качества. Делалось все это в секрете, а скакунов стерегли всем аулом. В ходе многомесячных тренировок выяснялось, какая лошадь подходит под тот или иной вид скачек.
До революции расстояние в самой зрелищной аламан-байге составляло в среднем 50 километров. Такую дистанцию могли преодолеть не все, до финиша добирались лишь наиболее подготовленные.
Поэтому главным требованием, предъявляемым к скакуну-марафонцу, была выносливость. Непривередливые степные лошади, привыкшие стойко переносить как жару, так и стужу, а также длинные переходы, были основными участниками аламан-байги.
Позже, уже в советское время, к скачкам начали допускать чистокровных скакунов ахалтекинской, арабской и других пород. Они были быстры, но поддерживать высокий темп все 50 километров не могли. Поэтому дистанции в аламан-байге стали короче. Сейчас лошади бегут не более 25-30 километров. И все же этот вид скачек до сих пор является одним из наиболее любимых конноспортивных соревнований в нашей стране.
Кроме аламана, существует и несколько других видов байги. Так, лошади двухлетки соревнуются в тай-жарысе, дистанция которой примерно 5 километров. Состязания трехлеток называются кунан-жарыс. А четырехлетки определяют сильнейших в донен-жарыс. Кроме того, есть и жорга-жарыс. В ней участвуют лишь иноходцы, которые не переходят на галоп, а скачут, поочередно перебирая все четыре ноги.
Таким образом, можно отметить, что байга не потеряла свою актуальность даже при тоталитарном советском режиме, когда все национальное квалифицировалось как националистическое. А сегодня она вообще является одной из самых популярных конноспортивных игр в нашей стране.
Кокпар
А вот другой не менее зрелищный вид национального спорта — кокпар — в нашем регионе, а также в соседних областях Западного Казахстана не пользовался большой популярностью у местного населения. В отличие от юга страны, где он является конным спортом № 1.
Как отметил один из знатоков древности, связано это c тем, что роды и племена, жившие на Западе Казахстана, практически всю свою жизнь вели войны с окружавшими их калмыками, туркменами, башкирами и казаками. Поэтому оттачивать свою удаль и постигать азы военного и боевого искусства им приходилось непосредственно на полях сражений.
В годы относительного спокойствия молодежь испытывала свое мужество в барымте, которая нередко заканчивалась кровопролитными сражениями. Поэтому кокпар, который являлся своеобразным курсом молодого бойца, а также поддерживал в опытных воинах необходимый бойцовский тонус, у нас так и не прижился.
Как бы то ни было, кокпар в отдельно взятой нашей области начал культивироваться относительно недавно. Сейчас в детско-юношеской спортивной школе по конным видам спорта даже есть специальная секция, где занимаются дети. Как рассказал директор школы Бакдияр Тулеуов, здесь созданы все условия для развития кокпара и уже есть первые результаты. Юниорские и молодежные команды нашей области становились призерами чемпионатов Казахстана.
В кокпаре согласно современным правилам каждая команда выставляет по 12 всадников. У каждого из них свои задачи. Одни из участников обороняют свою половину поля и казандык, другие, наоборот, атакуют. Лидер должен завладеть тушей козла.
Несколько лет назад из-за частого травматизма лошадей и игроков были внесены существенные изменения в правила. Теперь участники закидывают тушу козла не в казандык, а в очерченный круг. Кроме того, не разрешается иметь плетки, в которые вплетена металлическая проволока. У всех участников должны быть высокие сапоги, прикрывающие полностью голень.
Здесь так же, как и в байге, особое внимание уделяется физиологическим качествам лошади. Она должна быть крупной и бесстрашной, потому что в борьбе за тушу козла нередко приходится грудью напролом пробивать себе дорогу.
Есть особые способы вырабатывания физической мощи. Так, в первые 40 дней ее кормят до отвала, чтобы бока обросли жиром. После того, как парнокопытное достигло необходимой массы, его постепенно начинают нагружать физически. При этом тщательно следят за тем, чтобы накопленный жир превращался в мускулы. Лишь после того, как лошадь достигла необходимой кондиции, ее допускают к кокпару.
И еще одна немаловажная деталь. Всадник должен пользоваться доверием и авторитетом у лошади. Лишь тогда она будет беспрекословно выполнять все его команды и содействовать достижению конечной цели.
Курес
Так называется наша национальная борьба. Встречается она под практически идентичным названием у всех тюркских народов. Курес, как и байга, являлся символом Наурыза. Ведь борьба была доступна каждому, даже самому последнему безлошадному бедняку. Главное, чтобы у человека были мужество, сила и удаль.
О непобедимых палуанах по казак куреси, как и все мальчишки моего времени, я знал с детства. Моя бабушка Малиха рассказывала про них самые невероятные истории. Имена знаменитых борцов передавались из поколения в поколение. Практически каждый из мальчишек мог рассказать о своем предке, который выигрывал приз на том или ином тое.
Но, наверное, самым знаменитым среди всех казахских палуанов является великий Кажымукан. Хотя он и достиг больших побед на мировой арене в классической борьбе, но начинал свою спортивную карьеру как палуан казак куреси.
В советский период нашей истории этот вид национальной борьбы пережил некоторый упадок. Занятие ею не преследовалось по закону, но со стороны государства ему не уделялось никакого внимания. И лишь после обретения нашей страной независимости курес начал постепенно набирать популярность.
Сегодня это один из самых динамично развивающихся видов спорта. Кроме национального первенства, проводится и ряд международных турниров, самым известным из которых является «Қазақстан Барысы». В перспективе планируется ввести казак куреси в большую семью олимпийских видов спорта, что позволит нашей национальной борьбе повысить свой статус до мирового.
Прецеденты имели место в истории. Так, дзюдо также являлось национальной борьбой японцев, но благодаря грамотной политике и рекламной компании правительства Японии сумело расширить свою географию и войти в программу соревнований летней Олимпиады. Если обстоятельства сложатся благоприятно, есть надежда, что такая же история произойдет и с казак куреси.
В древности правила этой борьбы были просты. Для достижения победы необходимо было оторвать соперника от земли и бросить оземь, или применить любой другой прием, при котором колено противника коснулось бы земли.
Сейчас, конечно, эти правила несколько усовершенствовались и введена балльная система подсчета приемов. Так касание коленом или рукой ковра оценивается как «бүк». Если при применении приема соперник оказывается в сидячем положении, засчитывается «жамбас». При касании ковра одним плечом палуан, совершивший прием, достигает половины победы, то есть зарабатывает пол-очка. А вот чистый бросок, после которого противник падает навзничь, считается победным.
В казак куреси запрещены проходы в ноги, борцы должны бороться в стойке. Для того, чтобы совершить прием, можно хватать за одежду, также приветствуются различные подсечки. Существует и специальная борцовская одежда. Она напоминает знаменитое японское кимоно, но с единственным отличием — рукава не должны закрывать кистей рук.
Асыки
Они являлись любимой игрой казахских детей. Асык — это кость коленного сустава овцы, барана или козла. Сама по себе игра в кости являлась самой демократичной в степи. В асыки могли играть как дети аристократов и баев, так и простолюдинов. Связано это было с тем, что спортивным инвентарем были кости мелких домашних животных, которых, как известно, у кочевника было в достатке.
Эта игра пережила практически все изменения в жизни казахов и не затерялась в связи с переходом нашего народа к оседлому образу жизни. Могу сказать на личном примере, что первой моей игрой, в которую я научился играть в детстве, был ханталапай.
Правила этой игры понятны даже пятилетнему ребенку. В ней могут принять участие два и более участников. Игрок, которому выпадает право первым начинать игру, собирает кости в горсть и раскидывает по земле.
В этот момент все участники следят, какое положение занимает «хан». Обычно его окрашивают в красный цвет и выделяют от остальных асыков. Если «хан» ложится ребром, вогнутой стороной вверх, то начинается «талапай», то есть необходимо завладеть им и как можно большим количеством других костей. Если «хан» оказывается в других положениях, то идет позиционная игра с выбиванием находящихся в одинаковых позах асыков. Последним выбивается «хан». Кто достигает этого этапа, тот и становится победителем.
Дети постарше играют уже в шенбер ату, омпу, уш таган и другие виды асыков. Все они вырабатывают в детях меткость, твердость руки и учат счету. Остановимся на некоторых из них.
Уш табан. В этой игре асыки выставляются в ряд — на расстоянии одной стопы друг от друга. Главная цель игры — выбить асыки на расстояние более чем три стопы (табан). В этом случае игрок забирает выбитый асык себе. Если расстояние, на которое улетел асык меньше чем три стопы, выбитый асык остается лежать на месте. Игра начинается со стартовой линии, но каждый последующий удар начинается с того места, куда упал биток.
Шеңбер ату. Шенбер — это круг. Участники очерчивают круг. Он является коном. Каждый из игроков ставит на него определенное количество асыков, и все поочередно пытаются с некоторого расстояния выбить находящиеся в кругу свои битки.
Омпа. На расстоянии примерно 20 шагов очерчивается два кона. Игроки ставят на кон свои асыки. В центре кона один асык стоит в положении «омпы». Выстроившись у черты, игроки по очереди выбивают асыки на кону. Выбитые асыки игрок забирает себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону.
У каждого мальчишки в арсенале всегда бывает свой излюбленный биток, называется он сақа. Это обычно крупная кость. Для придания ему дополнительного веса нередко этот биток просверливают и заливают отверстие свинцом. Кроме того, для того чтобы он чаще занимал выигрышную позицию, края сақа незаметно подпиливают. Это так называемые маленькие хитрости мальчишек.
При игре в асыки немаловажное значение имеет, какое положение после броска занимает кость. Первой по значимости является алшы. Это когда кость ложится на одно из ребер, при котором вогнутая грань асыка с углублением смотрит вверх. Далее следует тәйке – положение, противоположное алшы. Более ровная грань асыка смотрит вверх. Вторая по значимости позиция. Бүк — положение асыка плашмя, при котором выпуклая сторона смотрит вверх и шік — положение асыка плашмя, при котором вогнутая сторона смотрит вверх.
Кроме них, существуют три дополнительных положения: омпы — вертикальное положение, при котором острые «рога» лежат снизу, шоңқай – положение, противоположное омпы, и редкое положение қынжы (или жантай) — при котором асык балансирует на острой грани.
Теңге ілу, жамбы ату и другие игры
Существует и ряд других игр, таких как аударыспақ, теңге ілу, жамбы ату, қыз қуу и т.д. Мы остановимся на некоторых из них. Гидом в этих играх для нас выступил заместитель директора областной детско-юношеской спортивной школы по конным видам спорта Абат Аймагамбетов. В этом специализированном учебном заведении многие из вышеупомянутых игр культивируются.
— Жамбы ату требует от участника невероятного мастерства, — говорит Абат Аймагамбетов. — Необходимо верхом на лошади, на полном скаку попасть в мишень из лука, и не в одну, а в целых три. Есть и дополнительная дисциплина, когда участник не на лошади, а стоя должен попасть в жамбы — подвешенную мишень.
Не менее сложной является и теңге ілу. Наездник также на полном скаку должен поднять лежащие на земле монеты. Этот вид спорта требует полного взаимопонимания лошади и наездника. Когда участник заезда свешивается, чтобы поднять монету, лошадь должна двигаться строго по заранее заданному курсу, при малейшем отклонении наездник не сможет достигнуть своей цели.
Аударыспақ является своеобразной верховой борьбой. В этом поединке каждый из участников стремится выдернуть своего соперника из седла, — говорит он.
Практически все эти виды национальных игр сегодня выходят на новый вектор своего развития. И в первую очередь благодаря государственной поддержке. Растет число детей, желающих заниматься в спортивных секциях, а также количество проводимых соревнований. Думается, что недалек тот день, когда национальные игры займут свое достойное место в спортивном сообществе нашей страны. А во время Наурыза будут проходить финалы общенациональных соревнований по этим видам спорта.
Жантас МАКСУТОВ