Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Любящая мать, успешная бизнесвумен и дальновидный руководитель

Человек года-2023 по версии «АВ» о любимом предприятии, амбициозных планах и жизненном кредо.

По традиции в конце каждого года редакция «Актюбинского вестника» по публикациям выбирает Человека года. В 2023-м им стала директор ТОО «Молочные истории – А» Асылгуль Ильясова, она была отмечена дипломом и памятной статуэткой от ТОО «Ақтөбе Медиа».
– Традиция по итогам публикаций выбирать Человека года существует уже на протяжении почти двадцати лет. «Актюбинский вестник» – это старейшая областная общественно-политическая газета, которой исполнилось 105 лет. Она имеет значимый статус на медиарынке не только нашего региона, но и всей страны. Очень приятно, что в 2023 году отмечены именно вы. Продукция вашего предприятия «Тандем» известна как в Казахстане, так и за рубежом, вы покорили китайский рынок. А это уже престиж Актюбинской области на мировом уровне, – сказал на церемонии награждения директор ТОО «Ақтөбе Медиа» Раукен Отыншин.

Асылгуль Ильясова отметила, что признание ее Человеком 2023 года стало приятной неожиданностью.
– Огромное спасибо за ваш выбор! Коллективу «Актюбинского вестника» и всего товарищества «Ақтөбе Медиа» желаю успехов и хороших тиражей! Предпринимателям же хочу пожелать надеяться на лучшее и верить в себя. Наша страна может являться не только источником сырья, но и достойным экспортером продукции с высокой добавленной стоимостью. Мне пришлось в течение пяти лет стучаться в китайские двери, и они все же открылись для нашей продукции, – подчеркнула бизнесвумен.

Дорога в бизнес и отношение к людям

После торжественной части гостья редакции Асылгуль Ильясова ответила на наши вопросы.
– Результаты молочной компании за последние годы, выход кисломолочного напитка «Тандем» на рынок Китая,
мониторинг потребительской аудитории Катара говорят о вас не только как о хорошем руководителе предприятия, но и как о бизнесвумен, имеющей четкую стратегию. Как вы стали деловой женщиной? Ваш путь в бизнес?
– У меня большой опыт государственной службы. Карьеру начинала в ДЧС Актюбинской области. Семь лет работы в департаменте стали хорошей школой. Там меня научили, как себя вести, разговаривать и работать с людьми. Как оформлять документацию, готовить официальные письма и многое другое.
– Работа на госслужбе помогла в дальнейшем заниматься бизнесом?
– Да. Это мне сильно помогло в дальнейшем уже на производстве, как ни странно, возможно, это звучит. И еще, на мою дальнейшую судьбу повлияло то, что я росла у бабушки с дедушкой в селе Калиновка Хобдинского района. Отношение к людям мне прививали в семье. Дедушка считал: человек – это самое ценное, что может быть в этом мире. Блага, возможности – все временно. Сегодня они есть, а завтра их нет. Человек же остается. Если он светлый внутри, то это навсегда. Если с какими-то темными вкраплениями в душе, то со временем они с большой долей вероятности станут еще больше. Бабушка же учила, что к тринадцати годам девочка должна уметь все. То есть с детства я умела шить, вышивать, вязать, готовить и так далее. Дедушка рассказывал о технике, возил на ремонтные базы. Мама была больше добытчицей, сначала трудилась в колхозе, потом – в ТОО, кадровиком. Она тоже работала с людьми. Я видела, как это происходило. Мама никогда ни с кем не ругалась. А это одно из главных качеств при ведении бизнеса – находить компромисс, общий язык с людьми. Неважно, это деловые парт­неры или работники твоего предприятия.
– И все же, когда вы пришли в бизнес, на производство?
– В 2007 году я устроилась на работу в одну из компаний Актобе менеджером по продаже газобалонного оборудования и сжиженного автомобильного газа. В то время приходилось долго работать и объяснять, что газ – экономически выгодное и экологически чистое топливо для автомобилей. Транспорт ТОО «Автопарк» мы постепенно перевели на сжиженный газ. В 2009 году я стала директором ТОО «Акваком» – производителем бутилированной воды. Благодаря дедушке, который познакомил меня с техникой, уж что такое самое элементарное, например, подшипник, я знала. Поэтому согласилась занять эту должность. И, вы знаете, у меня появилась любовь к запуску технологического оборудования. Вот сейчас я прихожу на наш завод и вслушиваюсь: слышу, как он работает, как дышит. Если это происходит не так, как обычно, понимаю: что-то стоит. По звуку могу уже определить, работает ли тот или иной агрегат. Когда ты любишь свою работу, то даже чувствуешь, как здание дышит.
– А когда пришли на свой завод?
– В 2013 году на должность инженера по технике безопасности. Здесь сыграла роль моя работа в ДЧС. Как раз появились новые требования по ТБ в рамках пожарной, промышленной безопасности. А предприятие большое. Меня пригласили на завод, чтобы привести все в порядок в соответствии с новыми требованиями ТБ. Проработала год, потом вышла в декретный отпуск. Родила дочь, сейчас ей десять лет. Считаю, что ребенку просто необходимо уделять максимальное внимание. В течение почти трех лет я была чисто мамочкой – находилась дома и занималась только ребенком. А в августе 2016 года наш учредитель Нурлан Сагналин пригласил на собеседование, сказав, что у него есть интересное предложение для меня. Думала, что опять назначат на должность инженера по ТБ, ведь у меня был семилетний опыт работы. Но предложили стать директором ТОО «Молочные истории». Я попросила дать мне время подумать и предоставить испытательный срок хотя бы в течение четырех месяцев. А потом уже полноправно возглавила предприятие.

Поднебесная как пропуск на мировые рынки

– В одном из прошлых интервью вы рассказали, что вас поразил китайский рынок и новые возможности, которые дает выход на него…
– В декабре 2016 года в честь Дня Независимости Республики Казахстан Посольство нашей страны совместно с НПП «Атамекен» проводило большую выставку товаропроизводителей РК в Пекине, куда пригласили и нас. По своему опыту работы видела, что рынок Казахстана нами покрыт полностью. Мы не продаем очень много, при этом наша продукция присутствует везде. Но надо идти в ногу со временем и увеличивать продажи. Обратила внимание на Китай, где увидела бездонный рынок, который можно заинтересовать своей продукцией. Вот тогда и решила, что наше предприятие должно пройти международную сертификацию, аттестацию и выйти на мировой уровень. Пообещала учредителю, что мы выйдем на китайский рынок. Он засмеялся, сказав, что еще ни одна из казахстанских молочных компаний не смогла этого достичь.
– Как долго длились старания?
– С 2017 года. Но большая их часть проходила в Казахстане, чтобы наше предприятие соответствовало мировым стандартам. Еще в августе 2019 года в Караганде, на совещании по индустриально-инновационному развитию страны, Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил ряд задач, одной из которых является активное развитие экспорта готовой продукции. То есть не сырья, а товаров с большой добавленной стоимостью.
Сертификаты наша компания получает в палате предпринимателей «Атамекен». Предсертификацию проходим в Национальном центре экспертизы, производственный контроль – в Комитете СЭК. Сертификат ISO по пищевой безопасности подтверждаем в казахстанском представительстве швейцарской компании SGS. Используем всемирно признанные нормы пищевой безопасности HACCP (ХАССП), где проверяется и сертифицируется весь цикл от сырья до готовой продукции.
Специалисты SGS в свое время делали нам замечания, говоря, что в таком состоянии предприятие не получит сертификата – необходимо подтянуться и устранить несоответствия. Поэтому первое время, с 2017 по практически 2019 год, мы приводили все в порядок. Документация, обучение рабочих и многое, многое другое. Даже приглашали санитарных врачей, чтобы научили нас правильно мыть руки. Но если ты введешь мировые стандарты, тебе откроются большие возможности.
Когда в 2019 году мы были уже железно настроены, я начала отрабатывать китайские контакты. Все это время с 2016 года к нам приезжали представители Поднебесной. Если ты как производитель соответствуешь требованиям китайского законодательства, то никаких рычагов противодействия нет. Более того, для тебя откроются мировые рынки.
– Какие планы на будущее?
– Увеличить по возможности поставки в Китай и освоить рынки стран Персидского залива. Но политика нашей компании – в первую очередь обеспечить продукцией отечественный рынок.
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"