В казахской труппе драмтеатра имени Т. Ахтанова, вступившей в свой 25-й творческий сезон, с 1994 года работает Магзум Бакитжанов, направленный к нам Министерством культуры РК. Двумя годами позже в коллектив влилась актриса Шалкия Бакитжанова, неизменная спутница актера и режиссера на протяжении более сорока лет. Сегодня эта чета является почтеннейшей в театре: по опыту, регалиям, уважению коллег.
Знакомимся
И муж, и жена выросли в многодетных крестьянских семьях: Шалкия Ауганбаевна в совхозе имени панфиловца Мусабека Сынгырбаева Талды-Курганской (ныне Алматинской) области, Магзум Сафиевич – в казахском селе Алгабас Акбулакского района Оренбургской области. Ответы на вопрос «Откуда тяга к артистическому творчеству?» были разные.
— Все мои девять братьев и сестер – сельхозработники, учителя, музыканты, — рассказывает актриса. — Наша мама Кульсын удивительно пела, отец играл на гармошке, оба были активными участниками самодеятельности.
Я так любила петь, что на всех спевках и концертах старалась не отставать от мамы, поэтому и помню сейчас много народных песен. Когда ставили в начале 2000-х «Күтпеген кездесу» (у меня там была главная женская роль), нужны были проникновенные казахские песни, и тут пригодился мамин багаж. Для меня это было очень волнительно, и роль та – одна из любимых.
Магзум Бакитжанов по окончании восьмилетки приехал в Актюбинск и поступил в педучилище: мечтал быть учителем начальных классов.
— В драмкружке при ГДК занимались многие мои сокурсники, и я хорошо помню спектакль «Сакен Сейфуллин», который смотрел по приглашению ребят – не впечатлило! Когда же мы заканчивали училище, в Актюбинск приехал народный артист Казахстана Кадыр Жетписбаев для поиска драматически одаренной молодежи. Я тоже участвовал в прослушивании. Из всех участников отобрали меня и двух девушек и пригласили на учебу в театр-студию при Алма-Атинском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова.
Там, в школе-студии, молодые люди и встретились.
— Чтобы поддержать эмоционально парней, нам преподаватели раздали адреса солдат, которым мы должны были писать письма, — вспоминает Шалкия Ауганбаевна. – Я знала, что пишу парню, который до службы в армии учился в нашей студии и снова вернется сюда. Вернулся в 1971-м, в 1972-м мы поженились.
Выпускники распределились в Джамбульский областной казахский драматический театр имени Абая. И проработали в нем 25 лет. В Джамбуле родились и выросли пятеро детей Бакитжановых, здесь были друзья, работа, размеренная жизнь – здесь было все.
— Осенью 1994-го мне позвонил драматург Баккожа Мукай и сказал, что в Актобе открывается казахская труппа, — вспоминает Магзум Сафиевич. – А она, оказывается, уже два года работала. Сюда я приехал бы в любое время: выросший в казахской среде, я был кровно заинтересован в развитии казахской академической культуры. Работать в Актюбинске, будь там казахская труппа, было моей мечтой. Конечно, для Шалкии было непросто оставить дом и ехать в другой город, поэтому и приехала она позже.
В молодой труппе
Магзум Бакитжанов как раз только вернулся после учебы на режиссерском факультете Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры (Москва), а казахская труппа Актюбинского театра остро нуждалась в профессиональных кадрах.
— Тогдашний руководитель управления культуры Еркин Курманбек по телефону сказал мне: «Приезжай, хоть посмотрю на тебя». Ситуация в молодой труппе была незавидная, но я в нее влился сразу – это было 11 ноября 1994 года. Уже перед Новым годом состоялась премьера по пьесе Султанали Балгабаева «Ең әдемі келіншек». Были довольны все: зрители, актеры, я.
В тот сезон, когда в Актюбинск приехал новый режиссер, русская труппа отмечала свое 30-летие.
— Мы тоже решили праздновать свое… 3-летие. Знаковым спектаклем «Айман-Шолпан». Никакой материальной базы у труппы не было, а пьеса требовала хороших костюмов, — продолжает Магзум Сафиевич. – Глава областной администрации Савелий Пачин по случаю юбилея русской труппы выделил им миллион тенге на развитие, а чтобы не обиделись, выделил и нам. Это была неожиданная радость! У нас появились деньги на реквизит для нового спектакля. Добавив 200 000 тенге от сборов, мы заказали чапаны и национальные костюмы у атырауского дизайнера Гульмаржан Махамбетовой. До сих пор эти костюмы целы.
В послужной список актера и режиссера входят 40 ролей в жамбылском театре, примерно 20 в актюбинском. Сколько спектаклей поставлено, он не считал:
— Случалось до десяти постановок за сезон! Вместе с детскими. У меня принцип был такой (и труппу это радовало): в этом сезоне играем только комедии; или только драмы; или русских драматургов; или спектакли на историческую тему.
мечты
сбываются!
На встрече со старшеклассниками гимназии № 51 актерской чете было задано много вопросов, в том числе «Что главное в актере?». «Сценическое обаяние», — ответил Магзум Сафиевич.
Шалкия Аугановна сыграла в театре не один десяток ролей и большую часть жизни была ведущей актрисой. Обучившаяся в студии при театре, Шалкия апа призналась, что посещение всех спектаклей театра имени Ауэзова стало мастер-классом, ради которого сегодня люди вкладывают немалые деньги:
— Народные артистки СССР Фарида Шарипова и Шолпан Жандарбекова, народная артиска Каз ССР Бекен Римова, служившие в Ауэзовском, – мы не пропускали ни одного спектакля с их участием. В Джамбуле я работала вместе с народной артисткой Каз ССР Алтын Ружевой, урожденной актюбинкой, – тоже школа. Педагогом два года в студии был заслуженный артист Латвийской ССР Алексей Лакшин, который говорил: «Тебе, Шалкия, я верю! У тебя есть будущее». Сценическую речь у нас вел Сабит Оразбаев, и ему я обязана мастерством. Первая роль – Карлыгаш в «Каракыпчаке Кобланды», в 22 года.
Декреты по рождению ребенка? Больше года я не сидела. Дети, подрастая, приглядывали друг за другом, да и солидарность актерская выручала: кто свободен, тот и нянчился, пока другие в театре.
Я очень люблю свою работу и оставлять не планирую, но профессиональная карьера мужа для меня всегда была важнее. Знаете, с какой гордостью я принимала похвалы за Яго, сыгранного им в «Отелло» в 1979 году у Турара Дусебаева. Тот Яго гремел на весь СССР. Надеюсь подобное пережить и с младшей дочкой Ажарлым, которая четвертый год служит в театре имени М. Ауэзова.
На вопрос школьников о мечте Магзум Сафиевич ответил более чем содержательно:
— Сыграть за карьеру шекспировского героя – счастье для актера, а я сыграл их множество.
На вопрос «И у вас нет мечты, раз сыграны почти все шекспировские герои?» собеседник ответил весьма перспективно: «Я еще Ричарда не сыграл!».
Татьяна ВИНОГРАДОВА