В далекой юности мне довелось поработать в Мартукской районной газете — в хорошем творческом коллективе, где все, кроме основного дела, чем-то были увлечены. Когда у кого-то из пишущих выдавалась минута-другая, он стучался в фотолабораторию:
— Григорич, ты не проявляешь?
Иван открывал дверь и впускал очередного собеседника.
— Ну, где ты вчера рыбачил? — начинал разговор вошедший. Эта беседа длилась до тех пор, пока кто-нибудь не вспоминал, что надо и дело разуметь.
Иногда послушать байки рыбаков заходил и я. Выросший на берегах Волги, я знал толк в этом деле, но меня никогда не прельщало долгое сидение с удочкой.
Среди всех рыбаков редакции особо выделялся наш фотокор Иван Воробьевский. Равных ему в этом увлечении не было. Он знал все места клева, все плесы и протоки в округе. А для зимней рыбалки и охоты собрал своими руками аэросани. Эта диковина мчалась по заснеженной степи на большой скорости, вызывая восторг у мартукских любителей рыбалки.
Не было ему равных и в фотоделе. Он был великолепный мастер, его фотоиллюстрации украшали нашу газету. Говорю был, потому что Иван Григорьевич давно на заслуженном отдыхе и фотографией профессионально уже не занимается.
Это теперь, когда появились цифровые фотоаппараты, работа для фотокорреспондентов намного облегчилась, а тогда, в период черно-белой фотографии, надо было быть хорошим мастером, чтобы сделать удачный для газеты снимок. Фотокор сам подбирал выдержку, находил ракурс, наводил изображение. Затем надо было еще проявить пленку, закрепить, высушить, а потом в том же порядке делать фотографии. Более того — для газеты еще требовались клише с фотографий, которые делали только в областной типографии. Словом, мороки было много.
И мы, коллеги Ивана Григорьевича, всегда удивлялись его оперативности. Специальный ящик в секретариате был буквально завален готовыми клише.
Однажды тогдашний редактор «Ленинского пути» Борис Лускань послал нас с Иваном Григорьевичем в Андреевку, подготовить материал к очередной годовщине Октябрьской революции. Когда я переговорил с героем будущего очерка, Иван предложил:
— Давай соберем всех его детей и внуков и вместе сфотографируем.
Мы так и сделали. Всех собрать не удалось (многие жили в городе), но все равно снимок получился внушительный. Этот живой и красочный снимок подсказал мне заголовок будущего очерка — «Счастье большой семьи». Писалось мне уже легко.
Как-то Иван вернулся из трудового отпуска. Подошел ко мне и положил на стол фотографию.
— Кто это? — спросил он, показывая на снимок.
— Валентина Толкунова, — говорю я. — А чей это снимок?
— Мой, — и предложил еще несколько фотографий. — Представляешь, мы ходили на концерт и я решил сфотографировать ее. Подошел к ее гримерной, а там люди толпятся. Никого не пускают. Я прошел к двери, постучался и зашел. Сказал, что я фотокорреспондент из Казахстана, хотел бы сделать снимок.
— Ну, делай свой снимок, — сказала она и послушно пересела в освещенное место…
Этот снимок мы опубликовали в газете с небольшим комментарием. Таким был Иван Воробьевский в деле. Мягкий характером, он умел настоять на своем, если на кон ставились интересы газеты.
Часто его снимки публиковали областные газеты. Помню, года три-четыре назад «Актюбинский вестник» объявил конкурс на лучшую фотографию. Первая премия была вручена ему, Ивану Воробьевскому, за снимок «В полете Икар». На фото мальчишка ныряет в воду с крутого обрыва. Снимок был сделан снизу, поэтому создавалось впечатление, что тот парит в воздухе. Такие снимки удаются только большим мастерам!
…На днях нашему коллеге, известному фотомастеру, члену Союза журналистов СССР Ивану Григорьевичу Воробьевскому исполняется семь десятков лет, из которых сорок он посвятил газете. Он создал историю района в фотографиях, за что мартучане ему безмерно благодарны.
Мы искренне поздравляем ветерана журналистики с юбилеем и желаем ему большого счастья!
Муапих БАРАНКУЛОВ