В конкурсе KazFUCA (Казахстанская Национальная Федерация Клубов ЮНЕСКО) «7 лет – 7 лучших клубов ЮНЕСКО» городской художественный лицей победил в номинации «Активный Клуб ЮНЕСКО». Мы решили выяснить, как формируется молодое поколение художников и каковы перспективы творческих детей в Актобе.
Единственный в стране.
С каждым годом появляется все больше организаций дополнительного образования, открываются дворовые клубы, развивающие центры и студии для детей всех возрастов. Но и старейшие из них не теряют популярность.
Уже 37 лет городской художественный лицей растит будущих художников, дизайнеров, скульпторов, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Если в годы основания учебного заведения едва набиралось 60-80 детей, то сейчас лицей посещают 1 100 учеников. Созданная здесь атмосфера как магнит притягивает детей, помогает им раскрыть способности и развить таланты.
От четырехлетнего образования бывшая художественная школа плавно перешла на шестилетнее, став художественным лицеем. С детьми здесь занимаются, начиная с пяти лет. Развивающие группы для малышей были открыты по многочисленным просьбам родителей. В первый класс лицея поступают учащиеся шестых классов общеобразовательных школ, у которых уже сформировано образное и пространственное мышление. С этого периода начинается изучение законов искусства, овладение навыками их практического применения при создании художественных произведений.
Актюбинский художественный лицей является единственным в Казахстане. В разных регионах существуют 27 художественных школ, с которыми у лицея налажено тесное сотрудничество и обмен опытом.
На протяжении шести лет дети здесь изучают рисунок, живопись, композицию, скульптуру и историю мирового искусства. Задачи каждого предмета преподаватели решают вместе с учащимися. Дети учатся по 12 часов в неделю, есть система оценок и экзаменов. Несмотря на высокую нагрузку, поток учеников не уменьшается.
— Наша система разработана так, чтобы детям было интересно учиться. Определяющим фактором заинтересованности учащихся становятся хорошее образование, воспитание и профессионализм педагогов, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Инна Клявина. – Учитель творческих дисциплин должен быть человеком с полетом мысли и духа, к которому тянутся дети.
Главная задача лицея — подготовить учеников к поступлению в вузы. После получения художественного среднего образования выпускники продолжают учебу в самых престижных вузах Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Преподаватели казахстанских и иностранных вузов регулярно проводят в лицее профориентационную работу, агитируют поступать в свои учебные заведения.
Высокий уровень подготовки способствует тому, что большинство учащихся поступают по гранту. 76 процентов выпускников лицея продолжают обучение на художественных факультетах вузов и впоследствии работают по специальности.
Повод для гордости.
Учебный процесс в лицее направлен на развитие мыслительной и эмоциональной деятельности, расширение кругозора. Здесь считают необходимым давать поликультурное образование и воспитывать ребенка.
— Без воспитательного компонента наша работа не имеет смысла, — подчеркивает Инна Михайловна Клявина. – На уроках педагоги стараются создать демократичную атмосферу. Дети могут свободно общаться со сверстниками и учителем, обмениваться мыслями, идеями, при этом соблюдается дисциплина, сохраняется серьезная рабочая обстановка.
Все годы работы в лицее создавалась библиотека специальной литературы по искусствоведению, живописи и другим предметам. Сегодня ее фонд насчитывает более 4 тысяч экземпляров. В век компьютеризации здесь учат детей обращаться и работать с книгами.
Ежегодно лицеисты участвуют в сотнях конкурсов городского, областного, республиканского и международного значения. Свыше 300 учащихся и преподавателей участвуют в конкурсах для членов клуба ЮНЕСКО.
Список дипломантов, лауреатов, победителей и призеров насчитывает сотни имен. Многие из них впоследствии добиваются значительных результатов на творческом поприще. Так, одна из первых выпускниц Асель Жиенгалиева является высокоуровневым живописцем и сейчас работает в Алматы.
— Часто выпускники после получения образования в столичных или зарубежных вузах остаются жить и работать там же и не спешат возвращаться на малую родину. Радует, что есть и те, кто все же вернулся в родной Актобе и работает здесь. К примеру, известный скульптор Женис Жубанкосов вначале работал в Алматы, но позже вернулся в Актобе. Он является автором нескольких значимых монументов в нашем городе.
Талантливый живописец Радина Батпенова также вернулась из Алматы, чтобы развивать творческий потенциал родного города. Здесь она открыла художественную студию для детей.
Многие выпускники реализовывают себя в столице и за рубежом. Талантливый скульптор Бахыт Бубиканова сейчас работает в Астане, художник-дизайнер Маргарита Астафьева – в Санкт-Петербурге, художник Томирис Сейсенова – в США. И этот список можно продолжать бесконечно.
Вдохновение первых побед.
Не только выпускники, но и нынешние ученики радуют своих преподавателей победами. Неоднократный участник областных и республиканских конкурсов, ученик 11 класса Жоламан Куангалиев завоевал первое место на областном этапе XIII Национальных Дельфийских игр. Его рисунок, посвященный «ЭКСПО-2017», стал лучшим из нескольких десятков работ.
— Все участники были хорошо подготовлены, поэтому я немного растерялся, — рассказывает Жоламан. — В прошлом году я также участвовал в играх и получил благодарственное письмо. В этот раз меня вдохновила новая необычная тема: «Энергия творчества», поэтому я с особым удовольствием принялся за работу. Первое место стало для меня большой неожиданностью и радостью.
Теперь победитель планирует достойно выступить на республиканском этапе. По его словам, первые шаги в творчестве были сделаны по видеоурокам, найденным в интернете. Результаты не радовали 13-летнего подростка, поэтому он принял решение учиться в лицее. Все родные и друзья поддержали смелое начинание, и после успешно пройденных экзаменов Жоламан начал заниматься всерьез.
— Уже после первых уроков я смог критически посмотреть на свои прежние работы и найти ошибки. По мере учебы развивались не только мои творческие способности, но и появлялись необходимые знания для создания качественных работ. Мы осваивали теорию и практику рисования, умение работать с цветом, контрастом и другое.
Раньше я не любил живопись, только графику. В лицее впервые взял в руки акварель. По мере учебы, методом проб и ошибок, пришло понимание цвета, умение отображать действительность. Конечно же, были и сложности. Например, при создании работы не всегда получается подобрать нужный цвет. В этом случае на помощь приходит преподаватель, который разъясняет тонкости изобразительного искусства. Благодаря более расширенному цветовому восприятию улучшились мои графические работы, — рассказывает юноша.
Через год после получения диплома Жоламан планирует поступать в вуз на архитектора.
Реальность и перспективы.
Преподаватели лицея ратуют за то, чтобы их выпускники оставались работать в Казахстане, в частности, в Актобе. Но, к сожалению, так получается не всегда.
Иногда у художника возникает потребность работать в столице или за рубежом, иногда причиной становится низкий уровень оплаты труда. При этом в столице и больших городах работодатели понимают, что за хорошую работу полагается соответствующая оплата. У нас же, несмотря на то, что работа дизайнеров становится все более востребованной, не все готовы оплачивать их труд в полной мере.
— У творческих людей в нашем городе есть перспективы, но у них не всегда получается реализовать себя. Победы творческих людей, юных художников, музыкантов часто остаются незамеченными. В то же время эти люди являются интеллектуальным потенциалом региона, — замечает Инна Клявина.
Мы с восторгом восприняли строительство академии детского творчества. Наш город нуждается в учреждениях внешкольного образования. Ученики из ближайших районов и города смогут посещать академию, развиваться по самым разным направлениям. Мы надеемся, что в академии, как и у нас, будет создана живая творческая атмосфера, и новое поколение молодежи будет радовать своими победами и достижениями.
Нина ГРУЗИНОВА