Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Мелодичное соперничество

37 молодых музыкантов состязались в хоровом дирижировании – одном из самых сложных видов искусства. Открытый конкурс «Алтын камертон» посвящен 155-летию Актобе и 80-летию филармонии имени Г. Жубановой. Назван он именем уроженца Шалкара, заведующего кафедрой хорового дирижирования консерватории имени Курмангазы Базаргали Жаманбаева.


С победой, Мади Ахатович!
Перечислить имена награжденных и победителей всех уровней достаточно сложно, назовем лишь обладателя Гран-при. Им стал хормейстер Казахского камерного хора Мади Абишев (Актобе), и решение жюри оспорить трудно.
Помимо серьезного опыта выступлений со своим коллективом на различных международных площадках, нужно учесть, что Мади составил партитуры ко всем произведениям, с которыми выступали конкурсанты «Алтын камертон-2024», что лишний раз подтверждает степень профессионализма нашего земляка.


Творчество как константа

Идея I республиканского конкурса принадлежит худруку Казахского камерного хора Мерболу Куспанову.
– Возникла она еще в 2022-м, тогдашний директор филармонии Елубай Кенжалиев поддержал, и началась подготовка, – рассказывает Мербол Оразбекович. – Конкурс бюджетный, за что отдельное спасибо не только исполнительной власти, но и законодательной – областному маслихату, утвердившему расходы на «Алтын камертон».
Три дня праздника, героем которого была хоровая музыка, не случились бы, если бы участники ехали за свой счет. Кто бывал на коммерческих конкурсах, поймет меня.
Выступали в трех категориях: учащиеся школ-интернатов и колледжей (категория А), студенты вузов (категория В) и профессионалы (категория С). Каждый учил четыре произведения, а какое исполнять, определял жребий.
Наша цель – пропаганда казахского певческого искусства, поэтому заданные произведения преследовали ее. В первом туре звучали песни авторские – Ахмета и Газизы Жубановых, Абая, Ыбырая и других, во втором – казахские народные и современных композиторов, в третьем – жюри определяло владение дирижеров хором. Второй тур проходил вслепую, когда судейство не видело конкурсантов и отсеялась примерно половина. Результаты (баллы) вывешивались незамедлительно – этим мы обеспечили прозрачность процесса.
На пресс-конференции председатель жюри Базаргали Жаманбаев заметил, что он работает в привычной команде:
– И она очень серьезная: профессора хорового пения из Беларуси, Латвии, России, Украины, Азербайджана. Наш труд слишком тяжел, чтобы здесь задерживались люди случайные. Вспомнилась любопытная аналогия из времени моей работы в ГАТОБ имени Абая: куда-то девались девять тонн люстр, а искусство, производимое артистами, в том числе хоровое, не девается никуда. Вот она, вечная составляющая жизни – творчество!

В национальной музыке – нравственные основы

Состав жюри «Алтын камертон-2024» был очень солидным, он давно представляет команду вместе с организаторами, так как филармонией имени Газизы Жубановой хоровые состязания проводятся не первый год.
Профессор Галина Шпак (Украина) руководит студенческим хором Одесской национальной музыкальной академии имени А. Неждановой и является главой Одесского отделения Всеукраинского хорового общества имени М. Леонтовича.
– Я с радостью приняла очередное приглашение актюбинцев, потому что в прошлый раз увезла самые яркие и теплые впечатления: у вас собираются профессионалы. Причем молодые, много парней, и у каждого свое лицо! – делилась радостью Галина Сергеевна. – Плюс сотрудничество в жюри с выдающимися людьми.
Я безмерно благодарна Мерболу Куспанову за предоставленную возможность. Домой увожу много интересных произведений для своих хоров. Конечно, никто их не споет так, как Казахский камерный хор, но у меня есть острое желание освоить ваш репертуар. Национальная музыка – это серьезно, ведь она – душа народа, его нравственные основы.
Евгений Устинсков (Латвия) – доктор педагогических наук, композитор. Трудно найти в Википедии, в разделе «Современная латвийская музыка», более часто упоминаемого дирижера.
– Я являюсь художественным руководителем муниципальных оркестров симфонического и духового и двух хоров города Даугавпилса, преподаю в музыкальном училище имени Брока, – говорит о себе Евгений Абрамович. – Сохранять корни необходимо, и в Латвии этому уделяют огромное внимание.
Хоровое искусство – одно из основных направлений профессиональной музыки. К нам оно пришло от балтийских немцев с их традицией четырехголосия – два тенора и два баса – и востребовано настолько, что в Латвии есть традиция каждые пять лет на праздник Лиго собирать хор в 15 тысяч голосов.
Хор – это инструмент. То, что слышит публика, рождается в голове дирижера, а насколько точно передается задумка, зависит от профессионализма с обеих сторон. Актюбинский камерный хор как инструмент очень вырос и технически, и художественно, он способен решить любую творческую задачу.
Поддержала коллегу и дирижер хоровой капеллы филармонии имени М. Магомаева (Баку, Азербайджан) Юлизана Кухмазова, подчерк-
нувшая, что худрук нашего хора Мербол Куспанов – очень талантливый организатор.
Блестящей назвал организацию «Алтын камертон-2024» и. о. ректора Академии хорового искусства имени В. Попова, худрук камерного хора Московской консерватории, руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза, профессор Александр Соловьев:
– Очень практический конкурс. Я возьму в свою преподавательскую и концертную практику произведения казахских национальных авторов. Респект Мерболу Куспанову за то, что назвал этот форум именем национального патриарха хорового искусства и своего педагога.
Я тоже работаю в коллективах, названных именами моих наставников – Тевлина, Михайловского, Попова. В последние 50 лет наблюдается динамичное развитие хорового искусства, а на примере Казахского камерного хора констатирую вертикальный взлет.
В жюри работал и основатель Казахского камерного хора Турум  Алагузов.
– Это высокопрофессиональный коллектив. Конечно, сейчас другое отношение, обстановка, творческий багаж, заслуги. Мой подход был классическим, академическим, Мербол же остро чувствует веяния времени, ориентируется на спрос публики, в номерах много зрелищности, динамики. Радует, что есть программы для детей, например, новогодние мюзиклы, что коллектив знают на международной арене.
Конечно, от помощи исполнительной власти, управления культуры зависит многое, поэтому я выражаю благодарность акиму области за отношение к культуре – не в каждом регионе такое наблюдается.

Место встречи профессионалов

– Благодаря участникам заявленный республиканский статус перерос себя, ведь, помимо казахстанцев, на «Алтын камертон-2024» приехали дирижеры из Азербайджана, России, – обратилась к залу директор филармонии Дина Ниязова. – Возможно, никто не ожидал такого уровня, но прочувствовал его.
Уроженец Астаны Алмаз Раисов сегодня студент 5 курса Московской консерватории имени П. Чайковского. Когда мальчику было 3 года, педагог детсада выявила у него абсолютный слух. Она стала с ним заниматься индивидуально, а в подготовительной группе посоветовала родителям отдать сына в специализированную школу при КазНУИ.
– Во время прослушивания Гульмира Куттыбадамова сразу взяла меня к себе, а когда я оканчивал колледж при КазНУИ, мой педагог посоветовала поступать в консерваторию имени Чайковского, – рассказывает Алмаз. – Пою в хоре консерватории, уже работаю хормейстером в МГЛУ, недавно хор получил серебряную медаль Всероссийского конкурса имени Рогановой. Радуюсь любому опыту и особенно тому, что большая любовь казахов к пению, направленная в академическое русло, дает феномен, наблюдаемый сегодня.
Интересным и ответственным назвала «Алтын камертон-2024» магистрант Азербайджанской академии имени А. Гаджиева Назрин Талыбова:
– Было сложно выступать, хотя конкурс для меня не первый. В 2018-м
заняла второе место на похожем состязании в Турции. Почему выбрала эту профессию? Потому что хоровое искусство в моей стране востребовано, а свидетельство тому – аншлаги в наших филармониях и опере.
Отдельный пункт – артистка театра имени А. Мамбетова и Центрального военного оркестра Акбопе Адильхан. Девушка приехала в Актобе из Астаны специально для встречи со своим педагогом Александром Соловьевым, что лишний раз подчеркивает силу творческих связей.
Хормейстер вокального ансамбля «Кәусар» филармонии имени К. Азербаева Максат Дильтан уже имел 2 место на «Жұбановтар әуені-2022». На «Алтын камертон-2024» он опять получил диплом II степени.
– Такие конкурсы нужно проводить почаще и в разных регионах, потому что хоровое искусство не только одно из самых чистых – оно объединяет, – провел удивительную параллель участник из Тараза и подчеркнул высокий уровень актюбинского хора, выступавшего все три дня с каждым из 37 конкурсантов.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Нурмухамбета АЛДАНАЗАРОВА

Колонка "Взгляд"