В специальной (коррекционной) школе № 7 возник дефицит ученических мест.
С каждым годом число учащихся с умственной отсталостью увеличивается, учебное учреждение не выдерживает санитарных требований.
Спецшкола функционирует на протяжении уже почти полувека. Посещают ее дети с аутизмом, синдромом Дауна и нарушением интеллекта. Действует продленный день: с утра дети учатся, после обеда занимаются с воспитателями. В школе они находятся с 8.00 до 17.30. Конечно же, предусмотрено и трехразовое питание. Все бесплатное.
– К нам приезжают из старой части города, из микрорайонов, жилых массивов. Организован подвоз учащихся. Соответственно, и по домам мы также развозим их. На начало учебного года у нас было 204 ученика, по проекту же помещения рассчитаны на 160 мест. Не все по состоянию здоровья выдерживают пребывание в школе, поэтому в конце учебного года выпустили 199, пятерых перевели на надомное обучение. На дому мы обучали 113 детей, – рассказала директор спецшколы Дина Трумова.
Среди контингента 41 ребенок с аутизмом, 70 – с синдромом Дауна, остальные – с умственными и психическими отклонениями. Программа обучения составляется согласно степени заболеваемости ребенка. Есть дети с легкой формой болезни, умеренной и те, кому показано обучение на дому. Классы также формируются согласно этой категории. Всего 24 класса, в 17 из которых учатся дети с умеренной степенью. Со всеми учащимися занимаются логопед, психолог, дефектолог, инструктор по ЛФК. Основной упор делается на уроки по трудовому обучению и знакомство с окружающим миром.
– По требованиям СанПиНа заполняемость в классе с легкой степенью заболевания допускается до десяти детей, с умеренной – шесть. Больше не можем брать, так как умеренная степень уже считается тяжелым диагнозом. С такими детьми сложно осваивать программу. Педагог должен максимально уделять внимание каждому ребенку, следить за его состоянием. К тому же в каждом классе один-два ученика с аутизмом. С ними сложнее всего. Они не идут на контакт, не любят общество, их раздражает любой шум. По этой причине и не допускается большее число учеников в одном классе. Отсюда возникает дефицит мест в нашей школе, – объясняет Дина Сагатовна.
Учитывая, что большая часть выпускников ограничивается только аттестатом о среднем образовании, из-за тяжелого диагноза родители не видят необходимости продолжать обучение ребенка в колледже. В школе приучают детей к социальному обслуживанию. Учат пользоваться бытовыми приборами, приготовить себе еду, постирать и погладить белье. Для этих целей оборудованы два кабинета, в них есть необходимая современная техника, которой сегодня пользуются все домохозяйки. Оборудование, как и ремонт помещения, было закуплено на средства постоянного спонсора – АО «ТНК Казхром». Дети с интересом осваивают навыки пользования микроволновой печью, посудомоечной и стиральной машинами, утюгом и другими предметами быта. Есть еще мастерские, в которых мальчиков учат работать с инструментами. Учащихся постепенно приучают к спортивным занятиям и творчеству. Некоторые из воспитанников даже участвуют в конкурсах, завоевывая призовые места.
Чтобы решить вопрос дефицита мест, учительскую и кабинет директора переоборудовали в классные помещения. Однако полностью проблему не удалось решить. С каждым годом растет число первых классов. К тому же прибавляется количество учеников среднего звена. С пятого класса в школу переводят воспитанников школы-сада № 45. Таким образом, численность постоянно растет.
– Три года назад у нас было всего два первых класса, теперь же идет набор в четыре. Формируются два класса с легкой отсталостью и два – с умеренной. Каждый год прибавляется в среднем по 32 ребенка, а выпускается всего 16, как в этом году. Приходят ученики и старших возрастов. Мы берем, потому что им больше некуда идти. В городе наша школа – единственная специализированная. Да, детей принимают и в школы, где есть инклюзивное обучение. К примеру, в школы № 4 и 19. Но, сами понимаете, не всегда к особенному ребенку его сверстники будут хорошо относиться. Дети сейчас жестокие. А у нас обстановка спокойная. Все внимание уделяется тому, чтобы ребенка комфортно адаптировать к обстановке, – говорит директор школы.
С нового учебного года школа будет принимать детей с нулевого класса. К тому же обучение в спецшколе продлили на год. Если ребята раньше выпускались после девятого класса, теперь будут учиться до десятого. Соответственно, и число их опять возрастет, а значит, не удастся избежать переуплотнения в классах.
По словам Дины Трумовой, чтобы решить эту проблему, к школе планируют возвести пристройку на 140 мест. На сессии маслихата планируют рассмотреть вопрос финансирования разработки проектно-сметной документации. В пристройке хотят разместить классы для начального звена и кабинеты для логопеда, дефектолога, психолога. Там же будут принимать и детей надомного обучения, чтобы они также могли получать коррекционную поддержку специалистов.
Пока решается вопрос с дефицитом мест в спецшколе, туда продолжается набор учащихся. Попасть в нее можно, пройдя комиссию ВКК или ПМПК, в зависимости от сложности диагноза. Прием документов будет вестись до сентября.
[divider]
В области 6 700 детей с особыми образовательными потребностями
Для таких детей функционирует три специальных детских сада, четыре спецшколы, 106 детсадов и 260 классов с инклюзивным образованием, три колледжа. Педагоги и воспитатели, занимающиеся с особенными детьми, проходят спецкурсы.
Для детей с умственной отсталостью, слабым зрением и слепотой приобретаются учебники, в прошедшем учебном году их было закуплено 5 605. На эти цели из бюджета выделено 21,6 млн тенге.
С целью решения проблемы обучения особых детей открывают кабинеты поддержки инклюзивного образования. Сейчас их 18, обучается в них 316 детей с нарушением интеллекта.[divider]
Малышей с аутизмом и болезнью Дауна становится больше
Рост рождаемости детей с умственными отклонениями отмечают в областном управлении здравоохранения.
Сегодня на учете с психическими расстройствами состоит 963 ребенка. В 2020 году их было 871. Из них у 166 (в 2020 году – 121) диагностирован аутизм. В прошлом году психическое расстройство обнаружено у 246 детей, у 50 выявлен аутизм.
– Дети с аутизмом регулярно наблюдаются у детского психиатра по группе «2А». Посещают специалиста раз в квартал. Раз в год их направляют на стационарное лечение и коррекцию в реабилитационные центры. По необходимости им оформляется инвалидность. Если требуется, получают средства личной гигиены, ортопедическую обувь, коляски. Решение вопроса обучения – на дому либо в школе – принимает психолого-медико-педагогическая комиссия, – разъяснила заместитель руководителя областного управления здравоохранения Айгуль Аманжолова.
Остается актуальной и проблема рождения детей с хромосомными аномалиями (ХА). И это несмотря на то, что уже 15 лет в нашей области проводится точная диагностика синдрома Дауна со 100-процентной верификацией заболевания у плода. Проводят ее на 11-14-й неделе беременности и до 21-й недели. С 22-й недели, если нет несовместимых с жизнью пороков развития, врачи не имеют права прерывать беременность даже при обнаружении болезни Дауна.
Наш регион третьим в стране внедрил достоверные инвазивные методы диагностики хромосомных аномалий после Алматы и Нур-Султана. Эти методы практически не имеют осложнений, но при этом достоверно снимают подозрение либо верифицируют наличие у плода заболевания.
Как отметили в облздраве, до прохождения такой процедуры беременная женщина прежде должна до 12 недель встать своевременно на учет, пройти первичный УЗИ-скрининг в 11-13 недель. Уже после УЗИ сдается биохимический скрининг на ХА, который делается с учетом данных УЗИ, анамнеза беременной, так автоматически рассчитывается риск различных хромосомных заболеваний. Тех, кто по результатам комбинированного скрининга вошел в группу риска, обследуют генетики и направляют на биопсию хориона. Речь идет о получении образца ткани хориона с целью выявления и профилактики хромосомных болезней. Процедура проводится на 11-14-й неделе беременности.
К слову, УЗИ-скрининг проводят три раза: на 11-13-й неделе, 19-20-й и 30-32-й неделях, а комбинированный метод – один раз. Последний наиболее точно определяет группу риска. Существуют и другие виды инвазивного обследования, к примеру, амниоцентез. На него направляют, если будущая мама не успела в срок пройти биопсию хориона.
Ежегодно благодаря скринингу предупреждают до 20 детей с различными дефектами невральной трубки (спинномозговая грыжа) и 30-40 детей с болезнью Дауна и другими ХА, кроме того, 60 летальных пороков развития. За четыре месяца этого года по результатам исследований прервано 36 беременностей, в восьми случаях были диагностированы хромосомные аномалии.
– Конечно, не все беременные желают проходить достоверные методы диагностики. Отсюда и наблюдается рост числа детей с болезнью Дауна и пороками, несовместимыми с жизнью, – констатируют в управлении. – В прошлом году родилось 28 детей с хромосомными заболеваниями. У некоторых к тому же выявлены пороки различных органов. Поэтому проблема остается открытой.
Над страницей работала
Айжан ШАУКУЛОВА