Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Между образом и собой

На днях в драмтеатре имени Т. Ахтанова актюбинские театралы отметили 20-летие творчества отличника культуры РК Владимира Корчукова. Согласно анкетированию зрителей, он назван лучшим актером прошлого сезона. В своих интервью директор театра Нурлыбек Жубаткан непременно высказывал, что как режиссером, так и актером нужно родиться. Игра нашего собеседника подтверждает, что он как раз тот, кто мастерством лицедейства осенен свыше.

 

 

Родом из драмкружка
Про актера Корчукова особенно много не расскажешь: родился и вырос в Актобе, после попытки поучиться в пединституте пришел работать в театр и работает в нем по сей день. С другой стороны, творческий юбилей не каждого актера отмечают столь пышно, не каждому работнику культуры дают звание отличника, да и не каждого принимают в театр сразу после школы.
— Но я не с улицы пришел, — развеивает сомнения Владимир. — Сначала играл в драмкружке школы-гимназии № 9 у Людмилы Мифтаховой, а с десяти лет — в народном театре при ДКЖ у Татьяны Эбергардт.
— Такая тяга к лицедейству наследственная?
— Вряд ли. Родители — технари, оба проработали на трикотажной фабрике, и сын Богдан тоже, кстати, осваивает техническую специальность. Правда, дядя с маминой стороны играл в народных театрах, отец и вся его родня поют здорово, племянница моя Елизавета Горячева окончила Алматинское училище имени Селезнева. Значит, что-то есть в генах…
— Свой первый спектакль хорошо помнишь?
— Еще как! В школьном спектакле первой ролью был Волька в «Новогодних приключениях Вольки Кострякова». Едва пришел в народный театр, Татьяна Артуровна будто ждала меня: сразу затеяла постановку по пьесе «Вовка на планете Ялмез». Герою по сценарию тоже десять лет, поэтому входить в образ не пришлось.
— Татьяна Лукомская в интервью «АВ» уточнила, что «Хозяйку гостиницы» она приехала ставить специально для бенефиса Корчукова. Это была шутка или предвидение?
— На режиссеров мне всегда везло, и с Татьяной Владимировной у нас полное взаимопонимание, поэтому допускаю, что она все продумала наперед.
Итак, поняв, что педагогика — это не его занятие, парень поступил в театр кукол «Алакай» и продолжал играть в народном театре, где его заметил режиссер Алексей Орлов и пригласил в труппу драмтеатра.

Вживаясь в роль
— Амплуа сразу обозначилось?
— Да, тогда оно называлось соцгерой, сейчас просто герой. Правда, первая роль в драмтеатре у меня была в «Сказке о золотом петушке», но потом сразу в «Маленьких трагедиях»: Альберт, Лепорелло, Дон Гуан.
— По-твоему, и роли сразу удавались?
— Я их все люблю, поэтому не могу сказать, что не удалась какая-то. Другое дело, получились ли? Но это решает зритель. Вообще, согласно школе актерского мастерства, когда играешь даже самого последнего негодяя, нужно найти в нем то, за что его можно полюбить — вживаться в образ будет проще.
— А как быть с опасностью, когда образ захватывает актера, заставляя проживать жизнь героя?
— Не заиграться и вовремя выйти из образа — тоже мастерство. Театр, роль — это моя работа. Спектакль закончился, герои оставлены на сцене, и домой я прихожу не Хомой Брутом или Кузьмой, а Владимиром Корчуковым. Глубокое погружение чревато последствиями, и случаев, когда роль доводила актера до трагедии, известно немало. Всегда нужно кусочек себя оставлять для себя, ведь это я исполняю роль, а не она меня — вот грань, о которой важно помнить.
— Где сложнее, в драматическом театре или театре кукол?
— Вопрос некорректный, так как сравнивать эти театры нельзя. Но и тот, и другой — работа, не терпящая халтуры: везде нужно одинаково входить в роль и проживать ее.
— Может, расскажешь об особенных ролях?
— Не считая первых, в детстве, хочется вспомнить сразу несколько. Кузьма из кукольного спектакля «Ох и Кузьма» стал первой ролью в профессиональном театре. Этот герой помог мне понять профессию как таковую. И сейчас, бывая в «Алакае», обязательно нахожу куклу в запаснике… Далее очень важными стали роли Ораса и Фредерика в спектакле «Приглашение в замок»: это два брата-близнеца с очень разными характерами. Некоторые зрители пребывали в уверенности, что в драмтеатре есть актеры-близнецы. С наслаждением играл Серого в спектакле «Клетка»: вот тут сгодился соцгерой, призывающий к свободе. Ну и кавалер Риппафратта из «Хозяйки гостиницы». Это скорее антигерой, чье самодовольство должен увидеть каждый мужчина, не признающий женских чар. Об этой роли я давно мечтал. Сбылось!
Актерскому мастерству Владимир Корчуков обучался в мастерской профессора Екатеринбургского государственного театрального института Вячеслава Анисимова. Опыт режиссуры тоже имеется: «Здравствуйте!» («Алакай», 1998), «Детский сад» (совместно с Владимиром Кузиным, 2013), «Ошибка дедушки Мороза» (2013).
— Владимир, кого ты считаешь своим главным педагогом?
— Жизнь. Только имея опыт, пережив определенные эмоции, можно подать образ искренне, так, чтобы зритель понял, почему и для чего я на сцене.
— Важным фактором совершенствования театрального мастерства являются фестивали. Насколько это верно?
— Фестивали тоже бывают разные, — делится Владимир Викторович. — Когда там есть мастер-классы, это стоящие мероприятия, а если приехал-сыграл-домой, то… Фестивали ценны общением, обсуждениями, конструктивной критикой, иначе мы просто варимся в собственном соку и не растем, даже если получаем Гран-при.

Вся жизнь — игра
Несмотря на то, что репетиция в театре начинается в 11 часов, рабочий день актера стартует в момент просыпания: все мысли только о роли.
— И заканчивается день так же: когда ты уснул, — считает Корчуков.
— А как же быть с недопущением героев в личную жизнь?
— Играть роль и проживать ее жизнь — разные вещи. Я живу своею жизнью, наполненной любимой работой, и все.
— Наверное, ты ориентируешься на какого-то героя?
— Прапорщик Звонарев, персонаж романа Александра Степанова «Порт-Артур», очень близок мне по духу, и он, действительно, мой любимый литературный герой.
— Значит, ты пристрастен к чтению?
— Да, к рыбалке и книгам имею пристрастие. Из поэтов особенно люблю Пушкина и Есенина, а когда на интернет-форумах читаю стихи молодых авторов, одолевает тоска: ну почему при таких гениальных современниках у нас так серо и обыденно на улицах?
— С режиссером Владимиром Кузиным вы друзья с детства…
— Это особенный друг. В его и моей жизни бывало всякое, и расставались в силу обстоятельств, но никогда не предавали и всегда чувствовали присутствие друг друга в жизни.
— Есть разница между Корчуковым-актером и Корчуковым-человеком?
— Безусловно! Да любой человек в течение дня столько ролей меняет!
— А что наполняет Корчукова-человека?
— Семья, любовь, творчество.
Театр по Корчукову — это самореализация, то, вне чего тебя нет.
— Правда, есть еще одно определение: театр — это коллективное сумасшествие, ведь за такие деньги только сумасшедший может в нем работать. Но что бы ни думали о нас, каждый год 27 марта мы с гордостью отмечаем свой профессиональный праздник, и, пользуясь случаем, я желаю всем актерам здоровья, счастья, любви, творческих успехов и огромного моря аплодисментов.

Колонка "Взгляд"