Мой старший сводный брат Давид Карачун с 1954 по 1957 годы работал фоторепортером областной газеты «Путь к коммунизму» и был большим профессионалом, мастером своего дела. Неудивительно, что к 30 годам Давид уже стал фотокорреспондентом фотохроники КазТАГ — ТАСС. Параллельно он продолжал печататься в местных газетах. Помню, в то время журналист газеты Роман Трофимов посвятил Давиду Самуиловичу такие строки: «Карачун кипит в отваге, был в газете фотокором, а теперь уже в КазТАГе, очевидно, будет скоро вся скандировать страна: фото ДэКарачуна!».
Что еще можно сказать о нем? Я мог бы рассказывать долго. Это был исключительно одаренный во всем человек, настоящее явление на небосводе фотожурналистики. Яркая внешность, удивительная харизма, обаяние, природный такт. Много еще чего в превосходной степени можно сказать о нем. Он как никто другой должен был бы носить звание заслуженного работника культуры! Давид один стоил иных десятерых заслуженных и народных. Его на руках носил весь город.
Во времена Великой Отечественной войны он со старшим братом работал на Победу на танковом заводе в Танкограде — городе Челябинске. В юные годы прекрасно рисовал. В армии ему доверили рисовать портрет Сталина — не всякий удостаивался такой чести, связанной, кстати, с большим риском.
Став фоторепортером в памятные годы целины, пятилеток и семилеток, он ярко освещал жизнь актюбинского региона. В 1960 году на фотоконкурсе газеты «Правда» был удостоен второй премии за снимок геологов. Назывался он «Изыскатели».
Как-то Давид был в командировке, где снимал выпуск трактора «Казахстан», он же назвал его в текстовке «Казахстанец». Информация прошла в сообщениях ТАСС, ошибку заметили, и у него были большие неприятности. Брат очень переживал по этому поводу.
Я поражался: как он мог всегда быть на всех знаковых событиях города и области — будь то сильный пожар в Кенкияке или приезд в город видных деятелей? Как он мог держать руку на пульсе политической обстановки в стране, городе и области? Он был всегда в центре самых важных событий. Однажды зимой он попал с товарищами в пургу, их еле спасли — они уже прощались с жизнью.
Почти все республиканские журналисты имели прикрепленные машины, а он на общественном транспорте добирался в самые дальние уголки области — в жару и в холод, днем и ночью.
Он умел организовать съемки. Если ему была нужна верхняя точка, Давид мог даже привлечь для этого вертолет. Сумел выпустить небольшую книгу с цветными иллюстрациями «От Урала — до Арала».
Ему предлагали работу в филиалах ТАСС в разных городах страны, а он хранил верность родному Актюбинску.
А какие организовывал фотовыставки в городе! А ведь это все создавалось на пустом месте, на больших форматах. Это сколько же хлопот, сил и нервов! Таких людей ныне не сыскать. Вот такой ярчайший человечище — Давид Самуилович Карачун — жил и творил рядом с нами, запечатлевал для истории мгновения эпохи развития региона. Он умер в 2015 году за пределами Актобе. Светлая ему память и нижайший земной поклон!
Аркадий КАРАЧУН, фотокорреспондент газеты «Путь к коммунизму» в 1966-1968 годы