19 июня 2014 года состоялось заседание республиканского Общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан», где рассмотрены вопросы состояния работы по противодействию коррупции в системе здравоохранения.
Министерством здравоохранения проводится работа по выработке системных подходов по устранению причин, способствующих коррупции.
Основной акцент делается на повышение эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции по основным направлениям для исключения рисков при: взаимоотношении пациента с системой, осуществлении административных процедур, выдаче заключений, сертификатов и других разрешительных документов, закупе лекарственных средств и медицинского оборудования и строительстве объектов здравоохранения.
Министерством утвержден План мероприятий на 2011-2015 годы и создан Штаб по борьбе с коррупцией.
Особую роль в профилактике коррупционных правонарушений играют коллегиальные органы, в том числе Национальный координационный совет при Правительстве по охране здоровья, Общественный совет по защите прав пациентов, Коллегия Министерства здравоохранения, Экономический и Экспертный советы, Комиссия по противодействию коррупции и другие рабочие группы по отдельным направлениям деятельности. В перспективе постоянно действующие комиссии по противодействию коррупции будут функционировать и в подведомственных организациях. На заседаниях коллегиальных органов рассматриваются вопросы финансирования здравоохранения, тарифной политики, профилактики правонарушений и противодействия коррупции, итоги реализации стратегических и программных документов, а также проекты НПА.
Одним из индикаторов открытости государственных органов является взаимодействие с неправительственными организациями. В рамках Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» предусмотрено выделение финансовых средств для социального заказа, размещаемых в общественных организациях. С 2011 года Министерством размещены 54 государственных социальных заказа среди 48 НПО.
Для создания антикоррупционной среды в отрасли проведен анализ всех возможных рисковых зон, создающих условия для коррупции в системе здравоохранения. В целях предупреждения коррупционных правонарушений в центральном аппарате и ведомствах министерства приняты все необходимые организационные меры, предусмотренные законодательством.
С внедрением Единой национальной системы здравоохранения реализована единая тарифная политика на стационарном уровне. В 2010 году внедрен Портал госпитализации. Регистрация через данный портал исключает необходимость предварительного выезда пациента в стационар «для ведения переговоров» с врачом по поводу госпитализации. Порядок очереди пациентов устанавливается автоматически, изменить очередность невозможно. Каждый пациент имеет возможность отслеживать свою очередь в режиме реального времени. Таким образом, обеспечена прозрачность процессов в системе здравоохранения. Благодаря имеющимся протоколам и стандартам известно, сколько стоит каждый пролеченный случай. Пациент расписывается в выписном эпикризе для удостоверения суммы, потраченной на его лечение.
С целью повышения прозрачности лекарственного обеспечения во всех регионах республики внедрена автоматизированная Информационная система лекарственного обеспечения, позволяющая в режиме реального времени отследить выписывание врачами рецептов, фактическое получение каждым пациентом назначенных препаратов, гарантированных государством.
С 2013 года практикуются приемы граждан по личным вопросам Министром в Общественной приемной Центрального аппарата партии «Нур Отан». Большинство обращений рассматриваются в оперативном порядке по принципу «здесь и сейчас». При необходимости проводятся соответствующие проверки и служебные расследования.
С 2011 года реализуется практика ротации руководящего состава ведомств. По состоянию на сегодняшний день ротировано 33 сотрудника, из них 18 по Комитету оплаты медицинских услуг и 15 сотрудников Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности.
Для исключения коррупционной составляющей изменен механизм получения квалификационной категории: этап собеседования заменен на оценку практических знаний и навыков согласно международным стандартам.
Наряду с этим Министерством проводится работа по оптимизации и автоматизации услуг и переводу их в электронный формат. На сегодняшний день автоматизировано 18 из 25 государственных услуг.
Внедрен новый принцип менеджмента системы планирования и закупа медицинской техники, который уже сегодня повысил качество планирования и прозрачность процедур закупа. Предусмотрено разделение функций планирования, подготовки и организации закупа между Министерством, организациями здравоохранения, местными исполнительными органами управлениями здравоохранения, АО «КазМедТех» и ТОО «СК-Фармация», что обеспечивает прозрачность планирования и организации закупа медтехники.
В целях создания конкурентной среды без посредников практикуется подписание прямых договоров с заводами производителями лекарственных средств. Приняты меры по ускорению процедуры государственной регистрации медицинской техники, которая зарекомендовала себя на мировом рынке. Так, благодаря заключенному соглашению с международным экспертным органом (ТЮФ) упрощена регистрация оборудования, до 5 дней вместо обычных 120 дней. Данная мера позволяет демонополизировать рынок медицинского оборудования и развивать здоровую конкурентную среду между поставщиками и тем самым минимизировать коррупционные схемы.
Для исключения спекулятивных манипуляций на фармацевтическом рынке, Министерством усилена аналитическая составляющая по вопросам ценообразования лекарственных средств. Определен порядок формирования цен на лекарственные средства в рамках ГОБМП в целях рационального использования бюджетных средств. В республике принята норма регистрации лекарственных средств, произведенных в условиях надлежащей производственной практики GMP. В Национальном центре экспертизы лекарственных средств внедрен принцип «одного окна», где заявитель может в электронном режиме прослеживать этапы, сроки и результаты прохождения экспертизы заявленного лекарственного средства. Планирование дорогостоящих препаратов проводится на основании электронных регистров больных (канцерорегистр, туберкулез, сахарный диабет и т.д.). Министерство обратилось в Генпрокуратуру с инициативой проведения проверки по соблюдению законодательства в области формирования списка лекарственных средств для закупа через единого дистрибьютера.
Совместно с Министерством регионального развития ведется ежемесячный мониторинг за ходом строительства объектов здравоохранения, а также раз в полгода в Правительство вносится подробная информация по реализации строительства.
Следует отметить, что принимаемые Министерством меры по снижению коррупции в системе здравоохранения приносят определенные результаты. Так, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК за период 2012-2013 годы отмечается: снижение на 50% количества привлеченных работников системы здравоохранения к административной ответственности; снижение на 48% — привлеченных к дисциплинарной ответственности; снижение на 17.3% — привлеченных к уголовной ответственности.
По итогам результатов оценки государственных и отраслевых программ, проведенных в 2013 году, Госпрограмма «Саламатты Қазақстан» получила высокую оценку, а Программа развития онкологической помощи в РК на 2012-2016 признана лучшей программой.
Вопросы противодействия коррупции находятся у руководства Министерства на особом контроле, а предпринимаемые меры в перспективе приведут к желаемому результату по искоренению фактов коррупции в системе здравоохранения республики.
Пресс-служба Министерства здравоохранения РК, тел. 743241, 743137