Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Мир, рожденный ностальгией

За тысячи километров от родины коренная актюбинка Асия

Радавичене поняла: ее призвание – живопись. Картины  художницы полны удивительной свежести и чистоты, экспрессии и динамизма. Казахские мотивы гармонично переплетаются с литовскими, реальность сочетается с магией и сказкой. Коллекция, выставленная в эти дни в музее искусств, так и называется —  «Магический мир».
Первое же знакомство с Асией Радавичене вызывает чувство восхищения. Все в ней безупречно, но главное – речь. Голос, интонации, превосходная дикция  – вкупе это наполняет особым смыслом сказанное ею. Она словно нанизывает жемчужины слов на цепочку мыслей. И глаза художницы, озаренные внутренним светом, то наполняются печалью, то зажигаются радостью и гордостью. Предоставим слово самой Асие Галимжановне.
Мой капитан
— Первое мое образование –  техническое, закончила политехнический институт в Алма-Ате. Но специальность автоматика-телемеханика оказалась не моей. В детстве я чувствовала тягу к живописи, к картинам, и это позднее дало о себе знать. По окончании института я сразу устремилась в гуманитарную сферу. У меня кандидатская степень по экономике, докторская — по социологии.
В 1989 году вышла замуж за литовца, выпускника АВЛУГА, где я  преподавала единственную выжившую гуманитарную дисциплину на кафедре общественных дисциплин, – полит-экономию, сейчас она называется политология.  Таким образом, я очутилась в Литве, в городе Вильнюсе.
В Литве меня поразила, прежде всего, необыкновенно красивая природа: роскошные леса, изумрудные озера, полные белоснежных лилий, желтых кувшинок. Удивительная гамма цветов: темно-синей хвои, яркой зелени лиственных деревьев, переливы воды – голубой и зеленой. Это все очень красиво.
В Литве работы по специальности не было. Зато появилась масса свободного времени,  я находилась  в творческом поиске и поняла, что мое призвание – живопись. Это меня полностью затянуло. У меня собралась неплохая, как я считаю, коллекция картин, мы с мужем организуем выставки. Это уже третья выставка, предыдущие прошли в Литве, затем, в феврале этого года, в Стамбуле. Дальше предполагается турне по европейским городам. Моим единственным спонсором и артменеджером является супруг – Витаутас Радавичус, капитан «Боинга» турецкой авиакомпании Sky Airlines.
Львиное сердце
в орлином гнезде
— Прежде всего меня привлекают мотивы, в которых сами собой возникают какие-то магические, сказочные, фантастические сюжеты. Иногда я могу написать свой или чей-то необычный сон. Одна из моих картин так и называется «Сон юности». Он приснился мне после окончания политехнического института и настолько поразил меня, что я считаю этот сон вещим.
Мне снилась темно-синяя лунная ночь, черно-серые отвесные скалы, и надо было подниматься очень-очень высоко, невероятно высоко по этим скалам. Я все время думала: «Зачем?». А затем, что наверху было огромное орлиное гнездо. И затем, что в этом гнезде лежало львиное сердце. Вот оно мне и было нужно. Вот зачем я поднималась. Я схватила его и держала очень крепко. Прилетел орел – хозяин гнезда. Он распростер крылья, словно защищая меня. Сбылся ли этот сон? Давайте не будем забегать в область запредельного, я считаю его сбывающимся. Я на пути вверх, я еще иду к своей цели.
Мои картины – мои дети
—  Не могу знать, откуда это во мне – тяга к живописи. В роду у нас были и поэты, и писатели, и адвокаты. Но я не могу знать, откуда у меня это. И,  наверно, никто никогда не сможет ответить на этот вопрос. Почему Лучано Паваротти пел так, а другой иначе? Почему Сальвадор Дали писал картины? Наверно, потому, что не мог не писать. Есть ли у меня любимые картины? Вы знаете – каждый раз получается одно и то же. Новая картина нравится больше, чем все предыдущие. Они для меня все одинаковые, как дети. Я люблю их одинаково. Когда начинаю вынашивать каждую следующую картину, я ощущаю, что она получается лучше, чем все предыдущие. И когда я ее заканчиваю, опять все успокаивается. Вот такие мои личные ощущения.
Сюжеты и образы возникают каким-то странным образом в моем подсознании. Например, картина «Тулпар». Я очень люблю коней. А тулпар всегда буквально захватывал и будоражил воображение. Из детского восприятия сказок, из образа летающего коня постепенно родилась картина.
В моей коллекции 19 картин, остальные в проектах, в работе, то, что я пока считаю не очень важным.  Коллекция «Магический мир» неделимая, некоммерческая абсолютно. Она предназначена только для экспозиций.
В работе использую масляные краски, льняной холст, колонковые кисти – это кисти из натурального меха. Они не такие жесткие, как искусственные,  более мягкие, гибкие, и краска ложится лучше. В среднем на одну картину уходит не менее трех-четырех месяцев. У меня есть большое преимущество перед, так скажем, коммерческими художниками, выполняющими заказы. Я могу позволить себе роскошь не спешить. И переделывать,  совершенствовать свои работы до полного изнеможения, до тех пор, что больше уже невозможно переделать. Хотя, конечно, всегда можно сделать еще лучше.
Последний бой
— Вот картина «Агис», второе ее название — «Последняя коррида на земле». Мы с мужем ненавидим убийства, ненавидим охоту, но корриду в особенности. Мы хотели, чтобы корриду запретили. Вы только подумайте: могучее, роскошное животное, сверкающее молодостью, красотой и силой, и его убивает человек, тореадор. Сначала он загоняет его до безумия с помощью пикадора, дразнит мулетой – алым плащом, а потом изящно убивает шпагой. Агис в Древнем Египте – это священное животное, он всегда изображался в образе мужчины с головой быка. Получается убийство священного животного?!
Нелегко было написать быка, надо было добиться эффекта остановки движения. Показать динамику, экспрессию. Жрица с помощью волшебного жезла пытается успокоить животное, чтобы он вообще не разнес все вокруг. Пока я работала, мы с супругом не раз говорили: «Вот было бы здорово, если бы коррида исчезла с лица земли». И странным образом, когда картина была завершена, корриду запретили в Испании. Это было удивительное, мистическое совпадение. Поэтому я и думаю, что мои картины полны мистики, магии.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"