Конституция и Ислам. Общество и законы. Государство и стабильность. Об этом и не только в беседе корреспондента «АВ» с главным имамом Актюбинской Центральной городской мечети Талгатом Кожамуратовым.
— Казахстан отмечает 15-ю годовщину своей Конституции. Расскажите о своем восприятии этого документа и даты?
— Во-первых, я хотел бы сказать, что я гражданин своей страны и воспринимаю Конституцию как документ, защищающий права и свободы каждого члена общества, и мои в том числе.
Во-вторых, горжусь тем, что за годы независимости и 15 лет действия Конституции наша страна поступательно развивается. Благодаря созидательному труду соотечественников, Президента страны Казахстан, как суверенное и независимое государство, получает все большее международное признание и уважение в мировом сообществе.
Конституция — это основной закон нашей страны, гарантирующий, в частности, свободу вероисповедания и отправления религиозных культов. Конституция Казахстана отличается от конституций многих стран, в ней очень много демократических законов, которые соответствуют положениям Корана. Например, Аллах в Коране говорит о миролюбии, неприятии насилия в религии: «Вам ваша религия, нам наша религия». Это говорит о том, что Ислам приверженец свободы вероисповедания. Также и Конституция Казахстана гласит, что каждый гражданин страны имеет право выбора любой религии, и никто его не будет за это притеснять.
— Вы считаете, что Коран и Конституция очень близки?
— Да. Коран учит нас справедливости. Первая основа в Конституции — это справедливость, вторая — защита граждан и их прав, третья — сохранение общества. По Корану Ислам охраняет пять основ: первое — жизнь, второе — разум человека, третье — потомство, четвертое — имущество и пятое — честь человека, мусульманина. Если мы возьмем законы Конституции, то они охраняют честь и достоинство, имущество, различные права, которые существуют в обществе. Коран и Конституция выступают за одни и те же ценности. Отличия в том, что Коран — это слова Аллаха, а Конституция — свод законов, которые приняты людьми.
— Как, на ваш взгляд, идет развитие религиозных движений в стране?
— Все мы знаем, что позиция государства в этом вопросе максимально ясна — Казахстан последовательно проявляет толерантность, веротерпимость, призывает к межконфессиональному диалогу всех религиозных групп и объединений и ежегодно созывает Съезд мировых религий. Такая конструктивная политика способствует тому, что религиозные деятели с большим доверием стали проникаться государственными интересами и активно вести свою деятельность.
И по большому счету, интересы государства и Ислама совпадают.
— В чем вы видите это совпадение и где точки приложения общих усилий?
— Я уже говорил, что своды законов, составляющих Конституцию в разных странах, основаны, как правило, на главных религиозных принципах и ценностях. Если проанализировать наши законы, защищающие честь и достоинство граждан, утверждающие справедливость, равенство, свободу, то можно увидеть близость ценностям Ислама, основанным на шариате, Коране, учении Мухаммеда (да благословит Его Аллах и приветствует!), а также фетвах и заключениях ученых богословов.
Государство старается воспитывать молодежь, всех людей благопристойными членами общества. Такие же цели и у Ислама — растить детей добрыми, щедрыми, уважающими старших, родителей, Родину. Это наши общие цели, для выполнения которых мы должны объединять свои усилия.
И потом, вспомните переходный период в нашей стране. Он был трудным не только в экономическом, но и в духовном плане. Но постепенно наше общество стало выбираться из этих трудностей. Важную роль, я считаю, сыграла в этом процессе духовная опора в жизни — религия.
— Для того чтобы люди обрели эту опору, надо, чтобы они посещали мечети?
— Вы знаете, меня радует, что сейчас к Исламу обращается все больше людей. Если даже пять лет назад во время пятничного намаза в нашей мечети заполнялся лишь один зал, то сейчас люди в мечети уже не помещаются. Это означает, что все больше наших сограждан встают на праведный путь.
С каждым годом число казахстанцев, исповедующих Ислам, увеличивается, возводится все больше мечетей. Хотел бы отметить, что местная исполнительная власть идет нам навстречу. Благодаря усилиям, организаторским способностям акима области Елеусина Сагиндикова в Актобе была построена одна из крупнейших и красивейших мечетей в Казахстане — центральная мечеть «Нұр Ғасыр». И очень хорошо, что одновременно в областном центре, недалеко от новой мечети, был возведен и христианский Свято-Никольский храм. Это свидетельство того, что и на областном уровне ведется разумная политика межрелигиозного согласия, терпимости и понимания.
— Хотелось бы прояснить ситуацию с различными не свойственными традиционному Исламу течениями, которые, как мне кажется, разрушают его единство…
— Эти течения отслеживаются и при нарушениях канонов Ислама их деятельность может быть ограничена. Я уже не говорю о том, что есть течения, деятельность которых вообще запрещена. В этой связи и в продолжение предыдущего вопроса я хотел бы сказать, чтобы родители обратили внимание на то, какой религией увлеклись их дети. Важно, чтобы они ходили в мечети, зарегистрированные под эгидой Духовного управления мусульман Казахстана.
— А что вы скажете об экстремистах, которые дискредитируют мусульманскую веру, и в конечном итоге посягают на конституционные устои общества?
— Испокон веков Ислам представляет собой религию милосердия и прощения, призывает к справедливости и миру, выступает за свободу и честь человека. Это основополагающие принципы. Всевышний Аллах послал своего пророка Мухаммеда (да благословит Его Аллах и приветствует!) как милость к обитателям мира. О своей миссии пророк сказал: «Я был послан, чтобы совершить благородные, нравственные деяния».
Ислам предписывает делать добро и запрещает предосудительные деяния и беззаконие. Само слово «ислам» восходит к тому же корню, что и слово «ас-салам», которое в арабском языке означает мир. В конце всех пяти ежедневных молитв мусульманин обращается попеременно к двум сторонам света с пожеланиями мира. Из этого следует, что в Исламе не было и не должно быть места экстремизму, насилию, террору, покушению на жизнь другого человека, посягательству на его имущество. Шариат твердо выступает за защиту основных прав человека, принципиально не приемлет агрессию в любой форме. «Если кто-либо убьет человека… то это приравнивается к убийству всех людей…» (сура «Трапеза», аят 32).
— Мы уже говорили о межконфессиональном согласии и отношении к нему власти. Насколько оно стабильно и как его сохранить?
— Различных конфессий в стране много. Все общество должно быть заинтересовано в том, чтобы их сосуществование было надежным и взаимоуважительным. Тогда согласие будет стабильным.
— Какова роль в этом различных общественных объединений?
— Все знают, что наша страна стала родным домом для многих народов и люди у нас привыкли жить в мире и согласии. Поэтому есть хорошая база для мирного сосуществования народов и религий, что, собственно, и происходит. Здесь не делили друг друга по национальным, языковым и религиозным признакам, и Казахстан стал примером религиозного плюрализма и взаимоуважения.
В нашем обществе установилось не только межнациональное, но и межрелигиозное согласие. И, думаю, этнокультурные объединения, входящие в Малую Ассамблею народа Казахстана, общественные и политические движения должны всегда решать возникающие проблемы только цивилизованным путем в рамках действующего законодательства. Чтобы сообща сохранить и укрепить общественно-политическую стабильность в регионе, а, значит, и конституционные нормы и принципы.
Записал Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ