Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Мирись, мирись, или Педагогическая мудрость

коллаж_школа__reswm

В разных семьях могут случаться моменты, когда ученик отказывается идти в школу, выполнять домашнее задание, а после занятий вместо улыбки родители наблюдают недовольную гримасу. Причиной такого поведения может стать школьный конфликт. О том, как предотвратить нежелательную ссору между учителем и учеником и как правильно ее разрешить, рассказала педагог-психолог средней школы № 20 Ольга Иленко.  

ольга иленко_reswm— Конфликты в школах были не редкостью всегда, случаются они и в современных учебных заведениях. Везде, где люди разных возрастов общаются друг с другом, могут возникать подобные инциденты, — рассказывает Ольга Николаевна. — По мнению психологов, никогда не возражает тот человек, которому нечего защищать (собственное мнение, личное пространство и т.д.). Школьные конфликты — часть жизни ребенка, и нужно разбираться  в их причинах, учить детей выходить из них и делать выводы, ведь в школе закладывается основа поведения человека в будущем.
Причины ссор между учеником и учителем  психологами давно изучены и классифицированы по трем категориям. К первой относят конфликты деятельности, связанные с успеваемостью. Вторая категория — это поступки, обусловленные поведением ученика. В третью вошли конфликты отношений, здесь на первый план выходят эмоционально-личностные взаимоотношения учителя и ученика.
Фактором, провоцирующим конфликт, может быть ситуация, в которой находится ребенок. Например, адаптация к школе в первом классе, привыкание к сверстникам, если он перешел в другое учебное заведение и т.д.  Нередко возникают проблемы в подростковом возрасте. По данным исследований, 50 процентов подростков испытывают трудности в школе, что может приводить к конфликтным ситуациям.
— Предотвратить коллизию сам ребенок, конечно, не может. Это задача взрослых — родителей и педагогов. Важно, чтобы родители стремились создать доверительные отношения с детьми, были в курсе их школьных дел, могли обсудить любую ситуацию.
Только порой родители почему-то стремятся решать вопросы, с которыми могли бы справиться и сами дети, — подчеркивает Ольга Иленко. — Не во все надо вмешиваться. При этом важно поговорить с ребенком о его чувствах, поддержать и вселить уверенность, что он сам сможет справиться с проблемой.
На вопрос что делать, если конфликт уже случился, психолог отвечает однозначно — устранять его совместными усилиями:
— Если столкновение между учеником и учителем произошло в школе, то здесь же его нужно и решать. Можно обратиться к клас-сному руководителю, школьному психологу, заместителю директора по воспитательной работе и обсудить создавшуюся ситуацию. Выход обязательно будет найден.
Василий Сухомлинский так писал о разногласиях: «Умение избежать конфликт — одна из составных частей педагогической мудрости учителя». На учителе лежит большая ответственность не только за обучение, но и за установление гармоничных отношений с учениками. Однако же, по мнению современных психологов, совершенно неправильно всю ответственность за раздор возлагать только на педагога.
Важно, чтобы родители знали о школьной жизни своих детей. Хорошие отношения между родителями и учителями — залог успешной учебы и бесконфликтных отношений.
Нина ГРУЗИНОВА

Колонка "Взгляд"