Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя СССР Талгата Бегельдинова отмечает полувековой юбилей. За 50 лет подготовлено почти 5 000 специалистов для гражданской и 2 000 – для армейской авиации.
Выпускники сегодня успешно работают в разных странах.
В канун Дня Республики руководство ВИСВО организовало пресс-тур. Пишущая и снимающая братия ознакомилась с материально-техническим обеспечением вуза, поговорила с офицерами, курсантами, совершила учебные полеты на самолете и вертолете.
Самолет из Чехии
Общий сбор на аэродроме, который почему-то называют Як-40 (слева от Международного аэропорта Алия Молдагулова) был объявлен на ранее утро. Помимо актюбинских журналистов, прибыла группа коллег из республиканских изданий. На месте для гостей организовали пресс-завтрак. Кроме названия, ничего необычного в нем не было – солдатский рацион: каша, чай, печенье, конфеты.
Пока коллеги завтракали, а специалисты готовили L-410 к взлету, нам удалось пообщаться с техником воздушного судна Азаматом Кусаиновым. Чешской машине он дает исключительно положительные характеристики:
– Техника надежная, относительно неприхотлива в эксплуатации, но более подробно об этом вам расскажут наши командиры. Специалисты из Чехии обучают нас, помогают эксплуатировать самолет. По условиям гарантии они пробудут у нас два года. За это время наши спецы досконально изучат машину и далее уже самостоятельно смогут обслуживать ее.
Как объяснил «АВ» майор Азамат Турумбетов, L-410 предназначен для перевозки грузов и личного состава, включая парашютистов. К слову, из Европы прибыло два таких борта, и практически с первого дня они активно используются по назначению. Причем это не просто самолет для учебно-тренировочных полетов, а для самых настоящих перевозок. Например, по заданию Министерства обороны техника много раз летала в Уральск, Актау, Костанай и другие города.
На L-410 мы облетели Актобе. Ощущения от полета остались двоякие. С одной стороны, никаких претензий ни к качеству техники, ни к мастерству пилотов нет. С другой, нам, привыкшим летать на гражданских лайнерах, было немного неудобно – сиденья расположены спиной к иллюминаторам, а нас инстинктивно тянуло посмотреть в окно. Впрочем, это все-таки военно-транспортная авиация и перед ней стоят совсем другие задачи.
Малокомплектные классы
После полета нас повезли в учебный корпус военного института, где продемонстрировали процесс обучения. Мы обратили внимание на малокомплектность групп. Здесь нет привычных аудиторий по 50-100 человек – не больше 10. Оно и понятно, авиационная наука сложная и требует индивидуального подхода.
В ВИСВО обучаются курсанты из всех регионов страны и ближнего зарубежья – Кыргызстана и Таджикистана – по линии ОДКБ.
– Историю нашего института можно разделить на две большие части: период подготовки специалистов для гражданской и военной авиации. За все время мы выпустили порядка пяти тысяч специалистов для гражданской и двух тысяч для военной авиации. К процессу учебы подходим очень строго, у нас опытнейшие преподаватели, которые помогают курсантам стать профессионалами, – говорит первый заместитель начальника ВИСВО Сабит Куртаев.
Кстати, если кто-то думает, что здесь обучают только летчиков, сильно ошибается. Институт готовит специалистов всех ключевых звеньев, необходимых для обслуживания полетов и техники, а это семь специальностей и 15 квалификаций (именно такие формулировки используют в ВИСВО).
Интересно, что ведется подготовка даже персонала по обслуживанию вооружения, а конкретно авиапушек и авиапулетеметов. В фильмах про войну можно наблюдать, как специально обученные люди снимают, чистят, заправляют, заряжают такие орудия.
Бдительный читатель может подметить, что в ВИСВО нет самолетов с боевым вооружением, нет истребителей, бомбардировщиков. Тогда где проходят практику летчики? На авиабазах, расположенных в других частях Казахстана. Их туда специально командируют для того, чтобы они могли налетать необходимое количество часов.
Медики в погонах
Отдельно стоит сказать об инициативе Министерства обороны РК по открытию групп по подготовке военных врачей. Нас специально повезли в ЗКМУ имени М. Оспанова, где показали аудитории с будущими военными медработниками. С виду это обычные студенты медуниверситета, в таких же белых халатах. Разница в том, что среди них нет иностранцев.
– Но это не студенты, а курсанты военного института. По предметам они обучаются здесь, в ЗКМУ, но живут в наших казармах, – рассказал начальник кафедры медицинских дисциплин ВИСВО Максат Абдулин.
Он также добавил, что в частях и соединениях оборонного ведомства имеется существенный недостаток военных врачей – около 50%. В цифрах это 700-800 квалифицированных медиков (от необходимых 1 500). Обучаются курсанты медицинскому делу шесть лет бесплатно. Однако после получения диплома военный врач должен отработать десять лет по контракту.
В этом есть и несомненный плюс. В современном мире невозможно представить гарантированную работу, стабильный заработок и соцпакет от государства на такой длительный срок.
Квадрокоптер – идеальный разведчик
Нас заинтересовала одна аудитория. Когда мы вошли, преподаватель объяснял курсантам строение объекта, не похожего на самолет или вертолет. Внимательно присмотревшись, все равно не удалось распознать объект. Гадать не стали и спросили напрямую. Оказывается, здесь осваивают новую специальность – оператор беспилотных летательных объектов. Между прочим, профессию нужную и, самое главное, востребованную. Те, кто пройдет обучение, получат соответствующий сертификат.
– Геополитические конфликты дают пищу для размышлений. Дроны или БПЛА играют все более и более важную роль, – считает первый замначальника ВИСВО.
Сейчас в вузе активно изучаются две модели квадрокоптеров. Первый – это израильская разработка SKYLARK-LEX. Беспилотник, способный летать до трех часов и передавать высококачественную картинку в условиях плохой видимости и ночью. Его плюс в том, что при подъеме выше 100 метров его практически не слышно, эдакий идеальный бесшумный разведчик.
Вторая модель – китайский Wing Loong первой модификации. Это уже другой тип БПЛА, разведывательно-ударный. Он способен нести на себе до полтонны груза, в частности, авиабомб и даже ракет класса воздух-земля.
Вообще квадрокоптеров по всему миру великое множество. Какие-то модели уже показали себя с негативной стороны, их либо снимают с производства, либо модернизируют с учетом запросов пользователей, и, соответственно, наоборот. Вышеуказанные БПЛА практически не используют в военных конфликтах, однако, по мнению Сабита Куртаева, важно другое.
Главное, подготовить высококвалифицированного оператора ударного или разведывательного дрона, так как полеты и запуски одинаковые (разумеется, соответственно модели и типу взлета). В случае необходимости можно легко перепрофилировать готового оператора на другую модель или тип квадрокоптера. Это, конечно, сложнее, чем просто пересесть с одной марки машины на другую, но принцип практически тот же.
Добавим, что в настоящее время процесс обучения управлением БПЛА проходят порядка 20 курсантов. Много это или мало, судить сложно. Важно, что процесс идет полным ходом, остановить его уже невозможно.
… А обед по расписанию
Первая половина дня завершилась обедом. Курсантским. Нас любезно пропустили первыми, приготовили места. Правда, паек был один в один как у курсантов (мы потом аккуратно перепроверяли). Поэтому разговоры о разном меню для казарменных и для гостей – не более чем разговоры.
Обед 22 октября включал в себя два вида первого на выбор: борщ и солянка. На второе – вермишель с подливой. Разумеется, на столе был хлеб (белый и черный), салат «Свежий», пряности, персиковый сок, яблоки и изюм. Чая не было, в обеденный перерыв его не дают, только на завтрак и ужин.
Меню, надо признать, далеко не ресторанное, в нем нет излишеств. Однако, чтобы насытиться, получить необходимую порцию витаминов и микроэлементов, вполне достаточное. Рацион любого курсанта составляют исходя именно из этих требований. Поэтому придраться было не к чему, как бы нам этого ни хотелось.
От себя добавим, что со стороны кажется правильным решением отдать кухню – святую святых любой армии – на аутсорсинг. Сегодня никто из солдат не готовит в столовой, это делают профессиональные повара, поэтому несвойственные функции по чистке картофеля, мытью посуды и прочее осталось в прошлом.
Железная птица с винтами
Самым вкусным в пресс-туре оказался вовсе не обед, а поездка на аэродром в Сарыжар (Хлебодаровку). Там расположены вертолеты «МИ-8 МТ» – гордость института. На одном из них нам удалось полетать. Перед посадкой старший летчик-инструктор авиационной эскадрильи на вертолетах Ершат Жапсарбаев провел небольшой инструктаж.
После получасового ожидания и съемок выставленных напоказ образцов, Жапсарбаев отдал команду пройти к вертолетной площадке. Наконец, в небе показалась точка, это была наша железная птица. По мере приближения усиливался звук мотора, а во время приземления головные уборы некоторых коллег отлетели на несколько метров. Устоять перед мощным воздушным потоком от винтов очень сложно. Чувствовалось, что перед нами важный объект, который потребляет 900 литров топлива в час.
Несмотря на такой гигантский расход, геликоптер – незаменимая штука, даже на гражданке. Все мы помним события весны этого года. Так вот, во время паводков МИ-8МТ оказали неоценимую помощь при спасении людей и доставке гуманитарных грузов.
Одним из тех, кто активно участвовал в спасательной миссии, был потомственный летчик Али Орынбаев. Его отец тоже управлял летательными объектами. По его словам, попасть в некоторые населенные пункты во время наводнения можно было только по воздуху. Самолет по объективным причинам этого сделать не мог. В результате усилий эскадрильи были спасены десятки жизней, сотни граждан эвакуированы, многим нуждающимся были доставлены всевозможные грузы первой необходимости: продукты, лекарства, средства гигиены и теплые вещи.
Но вернемся к учебному полету. Находиться в вертолете намного приятнее, чем в самолете, нет легкого головокружения и надвигающейся тошноты. Единственный минус – скорость передвижения и дальность полета: у самолетов показатели и того, и другого выше.
Полетав над северо-западными окраинами города – Курайли и Жилгородком – наша железная птица благополучно села на аэродроме. Причем процесс приземления мы даже не почувствовали, до того мягким он получился. Во многом это заслуга людей за штурвалом – профессионалов с большой буквы.
Асхат КАЛЖАНОВ
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА