Создан департамент Министерства по делам государственной службы РК по Актюбинской области. Его основные задачи — реализация государственной политики в сфере госслужбы, контроль за качеством оказания госуслуг и предупреждение коррупции, координация деятельности госорганов, организаций в вопросах соблюдения законодательства о госслужбе, формирование антикоррупционной культуры, а также минимизация причин и условий возникновения коррупционных правонарушений. 14 января этого года руководителем данного госоргана назначен Кайыржан Ахметбекович Токушев. По совместительству он является председателем областного совета по этике.
Служить стране, служить народу
Обсуждая вопрос развития государственной службы в Республике Казахстан, необходимо отметить особую роль Главы государства в ее становлении.
Если оглянуться назад, в историю независимого Казахстана, началом институционализации госслужбы стало принятие в 1995 году Указа Президента, имеющего силу закона «О государственной службе». Он позволил сохранить кадровое ядро системы госуправления и заложил основы для развития госслужбы как важного института государства. Его принятие позволило урегулировать отношения на госслужбе путем установления принципов госслужбы, иерархии государственных должностей, определить правовой статус и установить социальные гарантии госслужащим, ввести антикоррупционные ограничения.
Следующей вехой в развитии государственной службы стала Стратегия «Казахстан-2030», определившая в 1997 году в качестве долгосрочного приоритета государственного развития формирование профессионального правительства.
Закон РК «О государственной службе», принятый в 1999 году, определил новый, отвечающий актуальным потребностям подход к формированию профессиональной и эффективной системы государственной службы и единой кадровой политики.
Но, несмотря на достигнутые цели, были и проблемные вопросы, которые по мере развития страны требовали совершенствования и не отвечали требованиям реальной жизни.
К примеру, назрела необходимость совершенствования порядка конкурсного отбора на госслужбу. Требовалась модернизация системы инфраструктуры обучения госслужащих. Оплата труда госслужащих оставалась недостаточно конкурентоспособной по сравнению с частным сектором. Взаимосвязь между трудовым вкладом и системой материальной, карьерной и моральной мотиваций госслужащих была слабой. В отдельных госорганах отмечалась высокая сменяемость. В работе некоторых госорганов не были изжиты факты нарушения этических норм поведения, имели место и нарушения антикоррупционного законодательства. В деятельности госорганов наблюдались нарушения утвержденных стандартов оказания услуг.
За это время изменился формат работы государственного аппарата, произошла переориентация госслужбы на сервисные подходы, а новые вызовы требовали от госаппарата новых подходов.
Наряду с этими проблемами назрела необходимость обеспечить дальнейшее поступательное развитие системы государственной службы и ее реформирование в тесной взаимосвязи с процессами модернизации госуправления.
Опыт успешных государств показывает, что в повышении конкурентоспособности страны большую роль играет кадровый потенциал госаппарата. Этот вопрос с момента обретения независимости всегда находился в центре внимания Главы государства. Качество государственного аппарата особенно важно в контексте того, что оно является решающим фактором в процессе развития любой страны и обеспечивает эффективное исполнение стратегических приоритетов государства.
В этой связи 21 июля 2011 года Указом Президента Республики Казахстан была утверждена Концепция новой модели государственной службы в Республике Казахстан. Принятие данного документа знаменовало собой итог многолетней работы государственных органов, специалистов, представителей науки по выработке принципиально новых подходов к формированию института госслужбы в РК с учетом сложившегося за годы независимости опыта в сфере функционирования госслужбы, а также лучших образцов и моделей госслужбы в зарубежных странах.
В начале 2015 года, в ходе предвыборной компании, Глава государства обозначил 5 институциональных реформ: формирование профессионального госаппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, идентичность и единство, формирование подотчетного государства.
Фактически это был ответ на все современные внешние и внутренние вызовы и одновременно среднесрочный план, который детализирован в 100 конкретных шагах по улучшению жизни каждого казахстанца и созданию современного государства для всех.
В этом направлении Парламентом, госорганами и гражданским обществом проделана большая работа. В течение 2015 года принято 59 законов, которые вступили в силу с 1 января этого года.
Огромный позитивный интерес у госслужащих и общественности в целом вызвали предусмотренные в нем меры.
Так был принят новый Закон «О государственной службе» и полностью изменена нормативно-правовая база функционирования государственного аппарата, произошел переход на карьерную модель госслужбы.
Его особенность в том, что в нем аккумулированы базовые положения прохождения всех ступеней госслужбы.
Закон состоит из 12 глав и 69 статей. Отмечу, что старый закон состоял из 30 статей. То есть объем нового увеличился более чем в два раза.
Такая количественная разница обусловлена тем, что новый закон, с одной стороны, подробнее регулирует общественные отношения прохождения госслужбы политическими и административными госслужащими, с другой, направлен на защиту госслужащих.
Открытый конкурсный отбор на госслужбу будет осуществляться только на низшую ступень. В конкурсе также будут применяться психометрические тесты на определение компетенции и собеседование на определение приверженности ценностям госслужбы.
Занятие вакантной вышестоящей должности в первую очередь будет обеспечено проведением конкурса среди госслужащих. В результате каждый госслужащий будет проходить все этапы госслужбы, накапливая опыт и знания.
Также предусмотрено создание нового института – уполномоченных по этике. Они будут консультировать граждан и госслужащих, обеспечивать защиту их прав.
Будет осуществлен переход от действующей системы оплаты труда на факторно-балльную шкалу. Будет определен «вес» каждой должности, ее вклад в деятельность госоргана, и на этой основе начисляться зарплата, выплата бонусов — только по итогам ежегодной оценки.
Положения нового закона будут распространены и на правоохранительные органы. При этом специфика деятельности работников этой сферы учтена в действующем Законе «О правоохранительной службе».
Таким образом, можно констатировать тот факт, что у нас уже сформирована карьерная модель госслужбы. Однако эффективность госаппарата определяется не только выбранной моделью, но главным образом профессионализмом госслужащих.
В этих целях новым законодательством предусмотрено закрепление наставников из числа опытных госслужащих за впервые поступившими на госслужбу. Они будут помогать новичкам овладевать определенными навыками.
Для расширения профессионального кругозора госслужащих будет внедрен институт ротации с предоставлением служебного жилья внутри структурных подразделений госоргана.
Для приобретения госслужащими профессиональных знаний и опыта вне места постоянной работы госорганы будут направлять их на стажировку в другие госорганы или нацкомпании.
Особое внимание уделяется вопросам обучения. Впервые в закон включена отдельная глава по обучению госслужащих. Законодательно закреплено обязательное повышение квалификации служащих не реже одного раза в три года.
В целом, новый формат госслужбы основан на принципе меритократии, способствующей привлечению в ряды государственных управленцев наиболее способных специалистов, приверженных ценностям честного и добросовестного исполнения служебных обязанностей, направленных на повышение благосостояния народа.
Хочется особо подчеркнуть, что развитие отечественной государственной службы является ярким примером последовательного и поступательного реформирования, базирующегося на стратегическом видении и политической воле Главы государства. Именно благодаря его мудрой политике сегодня у нашей страны есть своя, уникальная модель государственной службы.
Как сказал Президент РК в своей программной статье «План нации – путь к казахстанской мечте», модернизация государственной службы — ключевой механизм успеха всего замысла модернизационного процесса в Казахстане.
Законы приняты, цели определены, задачи поставлены. И мы как проводники этих реформ должны усердно работать и приложить все усилия для качественной их реализации.
ХОЧУ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ
Вопрос выбора профессии является одним из самых важных для каждого человека. От него зависит, чем ты будешь заниматься в течение своей жизни, твое будущее. Несомненно, профессия должна обязательно нравиться человеку и быть его призванием.
Если вы хотите стать государственным служащим, я расскажу, как на нее поступить.
Государственная служба – это практическая деятельность служащих исполнительных органов власти, целью которой является осуществление государственной политики.
Сферы государственного управления многообразны, каждая из них отвечает за какую-то одну, конкретную отрасль: сельское хозяйство, экономическое развитие, финансы, образование, здравоохранение, социальная защита, опека и попечительство, транспорт, связь и коммуникации и многие другие сферы.
Государственные служащие должны иметь соответствующее профильное высшее образование (желательно обладать опытом работы в данной конкретной сфере), проводить в жизнь идеи руководства страны, исходя из интересов граждан и опираясь непосредственно на внешнюю и внутреннюю политику государства.
Почему выбирают государственную службу? В первую очередь, на выбор человека непосредственно влияют его способности, особенности психики, черты характера, сложившиеся ценности и приоритеты, интересы, социальное окружение. Все это — индивидуальные внутренние причины. К внешним факторам относятся престиж, стабильная зарплата, комфортные условия труда и социальные гарантии.
Для выпускников вузов работа в госорганах – это хороший старт, фундамент для дальнейшего построения карьеры. Но дело в том, что неопытные ребята представляют госслужбу в розовых тонах. Ввиду отсутствия опыта они не совсем понимают, насколько это ответственная и трудоемкая работа. Это не просто уютные офисы и стабильная зарплата, это ежедневный, кропотливый, порой рутинный труд.
Если вы сделали свой выбор и решили поступить на госслужбу, хочу дать несколько практических советов.
Для поступления необходимо пройти несколько последовательных этапов отбора. Если в госоргане появляются вакантные должности, то проводится конкурсный отбор кандидатов.
С 1 января 2016 года отечественная модель госслужбы перешла с позиционной на карьерную, основанную на компетентностном и конкурсном подходе. То есть, поступление на госслужбу будет осуществляться с нижестоящих должностей с дальнейшим постепенным карьерным перемещением.
Объявления о проведении конкурсов публикуются на сайтах госорганов, имеющих вакантные должности и на сайте Министерства по делам государственной службы РК: www.kyzmet.gov.kz.
Если вы определились с вакансией и точно решили, что хотите работать именно в этом госоргане, то первым делом соберите необходимые документы. Для участия в конкурсе надо будет сдать документы в течение 10 рабочих дней со дня опубликования объявления, в противном случае дальше участвовать в конкурсе не сможете. В объявлениях всегда указываются контакты, по которым можно связаться и проконсультироваться по интересующим вопросам.
Точка отправления к заданной цели начинается со сдачи тестирования на знание законодательства РК. Это первый и самый сложный этап конкурсного отбора. Тесты можно сдать и заранее, необязательно это делать во время отбора. Если есть возможность, то лучше так и поступить. Тем более, при успешной сдаче тестов на руки выдается сертификат по определенной программе сроком действия на один год. С данным сертификатом можно участвовать в любом общем конкурсе по указанным в нем категориям.
Тестирование на госслужбу проходит на компьютере в специально оборудованном зале, где вы отвечаете на вопросы, отмечая правильные ответы. Перечень законов, продолжительность теста и количество вопросов определяются выбранной кандидатом программой тестирования.
Чтобы записаться на тестирование достаточно подать заявление через веб-портал электронного правительства (egov.kz) или обратиться в Государственную корпорацию (Центр обслуживания населения), где можно будет подать заявку, выбрать программу тестирования, дату и время сдачи тестов. При обращении в ЦОН кандидату необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий его личность.
Во время тестирования вас попросят оставить или отключить сотовые телефоны. Шпаргалки и различные распечатки запрещены! В зале установлено видеонаблюдение, и если вдруг вас заметят за попыткой воспользоваться телефоном или шпаргалкой, то сотрудники центра тестирования могут выставить вам нарушение. В таком случае следующие тесты можно будет сдать только через 6 месяцев.
При прохождении тестирования на знание законодательства с результатами выше пороговых значений кандидат в течение 20 минут допускается к тестированию на автоматизированную оценку личных качеств. Это второй этап конкурсного отбора.
В его рамках выявляется уровень развития у кандидатов инициативности, коммуникативности, аналитичности, организованности, этичности, качество ориентации на потребителя и нетерпимости к коррупции. По результатам выдается заключение.
Завершающий и решающий этап — собеседование — проходит в том госоргане, где был объявлен конкурс на вакантную должность. Покажите себя с наиболее лучшей и выгодной стороны, убедите, что обладаете всеми необходимыми профессиональными и личностными качествами.
А что если не получилось? Столько времени и трудов потрачено, а вас не взяли в штат. Не расстраивайтесь. У вас уже есть определенный опыт. Секрет успеха — это настойчивое стремление к цели. Так что дерзайте, успехов!
Департамент в цифрах
На 1 января в штате числится 4 773 госслужащих, фактически их — 4 509 человек.
Количество вакансий в госорганах составляет 264 единицы, штат укомплектован на 94,5 процента.
Более половины госслужащих женщины – 2 534 (56,7%).
Средний возраст гослужащих — 38,5 лет.
Стаж госслужбы составляет в среднем 11 лет, средний стаж работы на занимаемой должности – 3 года и 9 месяцев.
В 2015 году по области были объявлены 843 конкурса на вакантные государственные административные должности. В них приняли участие 1 154 человека, из них женщин — 541 (46,9%), на одно место – 1,4 претендента.
Из кадрового резерва госслужбы корпуса «Б» трудоустроены 114 резервистов, состоят в резерве 70.
С начала прошлого года 173 лицам, впервые принятым на административные госдолжности, назначены наставники.
В региональном центре обучения проведены 12 курсов переподготовки и 17 семинаров повышения квалификации госслужащих, где прошли обучение 1 114 госслужащих.
Проведено 15 заседаний дисциплинарного совета; 45 лиц рекомендовано привлечь к ответственности. 12 — за совершение правонарушений, создающих условия для коррупции, 33 — за нарушение норм Кодекса чести госслужащих РК.
Заслушано 18 акимов и руководителей госорганов. В итоге выработаны 207 рекомендаций по совершенствованию работы.
За 2015 год местными исполнительными органами оказано 3 475 279 госуслуг, территориальными подразделениями центральных госорганов — 1 000 371 услуга.
В рамках планов совместных действий по противодействию коррупции с госорганами, политическими партиями, общественными объединениями и представителями гражданского общества проведены более 400 мероприятий.
Председателем дисциплинарного совета принято 132 человека по личным вопросам, 109 из них в районах области.
Что? Где? Когда?
Ответы на вопросы, наиболее часто поступающие
в департамент государственной службы
по Актюбинской области
— Как осуществляется перевод с одной должности на другую?
Занятие государственной должности в порядке перевода может осуществляться в госорганы на должности, отнесенные к группам категорий «А» и «В» корпуса «Б», а также из госорганов с должностей, отнесенных к группам категорий «А» и «В» корпуса «Б», в другие госорганы. Из загранучреждений РК в госорганы для госслужащих, направленных в порядке перевода в загранучреждения РК до 1 января 2016 года. Внутри госорганов, должности которых отнесены к группам категорий «А» и «В» административных госдолжностей корпуса «Б». На должности помощников и советников первых руководителей госорганов и пресс-секретарей из других госорганов.
Занятие госдолжности в порядке перевода в иных случаях не допускается. Для занятия должности внутри госоргана либо должностей других госорганов можно участвовать во внутренних конкурсах.
— Как можно записаться на тестирование для занятия государственной должности?
Для участия в тестировании кандидаты на должность корпуса «Б» не позднее одного календарного дня до дня тестирования подают заявление через веб-портал электронного правительства (egov.kz) или посредством обращения в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (Центр обслуживания населения — ЦОН), где выбирают программу тестирования, дату и время сдачи тестов. При обращении в Государственную корпорацию необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
— С текущего года в программы тестирования на знание законодательства РК были внесены изменения. В этой связи будут ли действительны сертификаты тестирования, полученные до конца 2015 года? Как можно получить заключение об оценке личных качеств?
Сертификаты по тестированию на знание законодательства, полученные до конца 2015 года, будут действовать в течение года с момента прохождения тестирования.
При наличии такого сертификата для участия в конкурсах кандидатам потребуется прохождение оценки личных качеств и компетенций. Для этого они также, как и при тестировании на законодательство, записываются через веб-портал электронного правительства или посредством обращения в Государственную корпорацию «правительство для граждан» (ЦОН). При этом они должны будут выбрать именно ту категорию, по которой они проходили тестирование на знание законодательства.
— С 2016 года институт кадрового резерва административной государственной службы корпуса «Б» упразднился. Что будет с теми лицами, которые в настоящее время состоят в резерве?
Согласно новому Закону «О государственной службе Республики Казахстан» граждане, зачисленные в кадровый резерв административной госслужбы корпуса «Б» до введения в действие настоящего Закона, могут быть назначены на адмгосдолжности корпуса «Б» до истечения годичного срока пребывания в кадровом резерве корпуса «Б» без проведения конкурса.
Кроме того, закон не ограничивает резервистов в части того, в какой государственной орган они могут быть назначены. В этой связи они могут быть назначены в любой госорган вне зависимости от того, по рекомендации какого госоргана они были зачислены ранее в резерв.
— Что будет с административными госслужащими-пенсионерами, которые сейчас работают по договору?
Согласно новому Закону «О государственной службе Республики Казахстан» срок пребывания на административной государственной службе лиц, достигших пенсионного возраста, может быть продлен только на один год.
При этом пенсионеры, с которыми до конца этого года были заключены такие договора, вправе осуществлять деятельность на госслужбе до истечения срока этих договоров.
— При поступлении на государственную административную службу обязательно ли установление испытательного срока?
Согласно новому Закону «О государственной службе Республики Казахстан» для госслужащих, впервые поступивших на административную госслужбу, а также вновь поступивших на нее после ее прекращения, устанавливается испытательный срок в целях проверки их соответствия занимаемым госдолжностям.
Для госслужащих, поступивших на политическую государственную и административную госслужбу корпуса «А», испытательный срок не устанавливается.
Испытательный срок составляет три месяца. При неудовлетворительном результате испытательный срок продлевается на три месяца без повторного последующего продления.
Увольнение адмгосслужащего корпуса «Б» по результатам испытательного срока осуществляется по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением.
— Как и для каких должностей закрепляются наставники при поступлении на государственную службу?
Наставничество – процесс адаптации и профессиональной подготовки служащих к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. На период испытательного срока, в том числе при его продлении, за госслужащими, впервые поступившими на административную госслужбу, закрепляются наставники. Наставник – это госслужащий, которого закрепляют за служащим для оказания ему практической помощи в его профессиональной адаптации.
— Кем, в какие сроки и в каких целях проводится специальная проверка?
Гражданам, впервые поступающим на госслужбу или вновь поступающим после ее прекращения, необходимо получить положительные результаты специальной проверки, которую проводят органы национальной безопасности в соответствии с Законом о государственной службе и законодательством РК о противодействии коррупции.
Срок проведения спецпроверки составляет до трех месяцев.
В период ее проведения на этих граждан распространяются положения Закона о госслужбе в части обязанностей и ответственности госслужащих, ограничений, связанных с пребыванием на госслужбе. Права этих граждан определяются трудовым договором.