Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Молодые профессионалы

В эпоху интернета информация стала доступней. Теперь журналистов называют новыми именами – блогер, влогер, SMMщик. В День работников средств массовой информации мы решили узнать, что думают о современных медиа молодые профессионалы.[divider]

[box type=»shadow» ]Что должен уметь современный журналист?
Иметь навыки программирования, то есть предполагается, что они сами должны уметь вставлять в свои публикации опросы, проводить голосование.
Уметь работать с видео, обрабатывать фотографии, писать и большие, и короткие, лаконичные тексты, уметь добывать информацию из источников на различных языках.
Сегодня в интернете рождается все больше новых специальностей: «trend-watcher», «SMM monitoring», «engagement service specialist», «data scientist», «augmented reality specialist».
Уметь отформатировать сообщение для социальных сетей.
Освоить базовые навыки работы с приложениями для подготовки инфографики – Canva.com, Infogr.am.
Находить темы и эксклюзив через социальные сети. Личный Фейсбук журналиста может принести ему больше инфоповодов, чем все анонсы, вместе взятые. Умение общаться в сети и дружить с ньюсмейкерами. [/box]

Учимся друг у друга

Дина БУКЕНБАЕВА, журналист, блогер

– В журналистику я пришла из социальных сетей. Изначально соцсети для меня были просто средством общения и знакомства с интересными людьми. Я создала группу «Актобе: Что? Где? Когда?» в социальной сети Фейсбук. Мы устраивали встречи по интересам: игры в баскетбол, волейбол, проводили книгообмены и различные мероприятия. В 2015 году меня пригласили на «Рика ТВ». Пришлось учиться буквально на ходу. Работала корреспондентом программного отдела, редактором программ. Позже вела авторскую программу на областном телевидении.
Блогинг для меня хобби. В Фейсбуке я пишу о различных проблемах, Инстаграм же – более личное пространство. Раньше вела колонки на «мамских» блогплатформах. Правда, в последнее время, в связи с загрузкой на основной работе, не успеваю писать на своих страницах.
Блогинг и журналистика – разные вещи, у блогера нет редактора, нет задания, он пишет о том, что его интересует. Однако элементы полноценной журналистики присутствуют и в соцсетях, нас приглашают посетить мероприятия и просят написать об этом. За отзывы денег не беру, я честна перед своей аудиторией. Бывает, пишу для других изданий и сайтов, иногда просят написать SEO статьи.
Я знаю, что журналисты немного ревностно относятся к блогерам, потому что последние зачастую бывают оперативнее СМИ. Кто успел, тот и съел. Коллегам из СМИ есть чему поучиться у блогеров. Но и нам есть чему поучиться у журналистов, потому что бывает так, что информацию размещают без фактчекинга. В погоне за скоростью можно разместить недостоверную информацию, а это чревато последствиями. Подписчики блогеров доверяют им и не всегда могут отличить правду от лжи.[divider]

Будущее за digital

Камила ТУРУМОВА, редактор сайта Catch.today

О мечтах
– Мечта стать журналистом или писателем появилась у меня еще в школе. Поэтому я поступила на факультет журналистики в Казахский национальный университет имени аль-Фараби в 2010 году. Работать начала буквально с первого курса, по крупицам набираясь опыта. Сначала это была какая-то разовая проектная работа в пресс-службе на каких-то крупных мероприятиях типа «Kazakhstan Fashion Week» или концерт Муз-ТВ. Потом стала корреспондентом и спикером молодежного дискуссионного ток-шоу «Начистоту» на телеканале «Ел Арна». Параллельно публиковалась в разных изданиях. На последнем курсе меня заинтересовала сфера рекламы, и я полностью погрузилась в креатив, стала копирайтером. Решила уехать в Москву и продолжить образование, но в рекламном и маркетинговом профиле. Потом решила заняться спецпроектами или нативной рекламой. Это что-то на стыке рекламы и журналистики. А уже в 2016 году стала главным редактором независимого онлайн-издания Catch.today.

О газете и рекламе
– Думаю, у газет нет перспектив. Они устарели как формат и не оправдывают свое существование. Это даже неэкологично! В 2019 году важно быть представленным в digital-среде и придумывать новые форматы взаимодействия с аудиторией. Можно сколько угодно выпускать свою газету и каким угодно тиражом, но статистика и цифры говорят о том, что у современного читателя нет времени и желания листать ее. Даже у старшего поколения. Конечно, это не отменяет ценности печатной версии тех же «Ведомостей» или «Коммерсанта». Но даже у них есть потрясающие лонгриды и спецпроекты на сайтах. С точки зрения монетизации очень сложно продавать рекламные места в напечатанной газете. Думаю, эта схема продолжает работать, в основном, в регионах. Там аудитория неискушенная, наверное, даже ленивая.

О журналистах и блогерах
– У каждого журналиста должно быть академическое образование. Даже несмотря на то, что все вокруг твердят о том, что это бесполезно, я категорически не согласна с этим. Именно потому, что половина из ныне действующих журналистов – самоучки, всю свою писанину они называют «статьями». А статья – это, между прочим, сложный аналитический жанр журналистики, который сейчас крайне сложно встретить в любом издании. Плюс ко всему, какую аналитику могут произвести люди, которые абсолютно не знакомы ни с историей медиа, ни с последовательным развитием теории коммуникаций, ни с моделями? Думаю, у образованных журналистов в этом плане много преимуществ перед блогерами. Самоотверженных мэтров очень мало. На мой взгляд, последним потрясающим казахстанским журналистом был Геннадий Бендицкий.
Живя в эпоху интегрированных коммуникаций, очень сложно поставить границу между блогингом и журналистикой. Сейчас каждый может вещать о чем-то и формировать вокруг себя аудиторию, создавая свое независимое медиа. Одним из преимуществ блогеров является отсутствие давления со стороны редакционной политики, закона или цензуры. Журналист все же действует в рамках своей редакции. Ну и не совсем понятно, можно ли блог отнести к СМИ. Согласно закону «О СМИ» интернет-сайты и издания тиражом от 100 экземпляров должны быть зарегистрированы как средство массовой информации, но какой-либо адекватной нормы касательно блогов там не найти. В целом, я отношусь спокойно и к блогерам, и к традиционным СМИ. Последним приходится непросто в эпоху бурного развития независимых каналов информации. Если ты не придумываешь интересных фишек или новых форматов, если ты игнорируешь уже выросшее поколение Z и продолжаешь работать в рамках старой школы, то завтра уже будешь мертв. О тебе забудут. Это наверняка.
С блогерами всегда нужно быть начеку. Не забывать про фактчекинг и фильтровать информацию. Сами блогеры не всегда это делают.

О современной аудитории
– Сейчас аудиторию не обманешь, она не реагирует на прямую рекламу и на скучные материалы, полные канцеляризмов и клише. Именно поэтому нужно придумывать органичные форматы и партнерские материалы, программы, проекты, которые не только рекламируют клиентов рекламного отдела СМИ, но и несут в себе пользу для зрителя, читателя, слушателя. Мы живем во времена расцвета контент-маркетинга, не стоит об этом забывать. Думаю, рекламные возможности и способы монетизации в течение 10 лет будут расти и приобретать причудливые формы, давая СМИ новые возможности для подачи информации.

О телевидении и YouTube
– YouTube – площадка неисчерпаемых возможностей как для источников информации, так и для аудитории. Любой подросток может создать интересный канал и получить многомиллионную аудиторию. Даже республиканские каналы не могут похвастаться такими цифрами. Более того, телевидение в классическом понимании постепенно отмирает. Во всем мире становятся популярны сервисы по подпискам и формат VoD (Video on Demand), когда ты платишь и смотришь только то, что ты сам выбираешь. Сейчас зритель сам формирует свое телевидение и свою сетку вещания, а сервисы становятся более персонализированными. YouTube тоже планирует переход на систему подписок. Алгоритмы рекомендаций работают на основании твоих предпочтений. Более того, для рекламодателей эта платформа дает много статистики: глубина просмотра, средняя продолжительность, количество просмотров и т.д. То есть продавать рекламные места на YouTube даже проще и оправданней, чем на «телеке».
Поэтому я абсолютно точно уверена, что YouTube вытеснит традиционное телевидение. Это вопрос времени. Если не через 10 лет, то через 15 точно.[divider]

Рожденная для эфира

Анастасия Евсеева, репортер канала «Aqtobe»:

О призвании и признании
– Мои родители говорят: «Ты родилась с микрофоном». Практически все мои родные – творческие люди, профессионально поют и танцуют. И я тоже с малых лет любила выступать на сцене. В начальной школе побеждала в олимпиадах по литературе и русскому языку, писала мини-рассказы, стихи. В 2000 году присудили награду «Золотое перо», тогда меня заметила журналист, учитель русского языка и литературы Галина Иванова. Она попросила родителей отдать меня в ее школу. Так и начался мой путь в мир журналистики. Я стала писать статьи, которые печатались во многих изданиях. В 7 классе начала вести первую программу на телеканале. В 2004 году пригласили в качестве корреспондента на международные спортивные игры «Дети Азии». Именно тогда я сделала выбор в пользу телевизионной журналистики и начала упорно готовиться к поступлению в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Так, благодаря высоким баллам на ЕГЭ, успешно сданным экзаменам и очень толстой папке с творческими работами, меня зачислили на грант. А дальше съемки, 5 канал, проекты, Останкино, «Ленфильм». На телеканале «Актобе» работаю второй год. В любой профессии есть минусы и плюсы. Минус – ненормированный рабочий график и нехватка времени на личную жизнь. Но телеканал стал моим вторым домом, и я очень благодарна нашему телесемейству. Мы настолько привыкли быть универсальными – успеть съездить на съемки, выйти в прямой эфир новостей и записать тематическую программу, что мне кажется, любые трудности таким, как мы, по плечу.

ТV уходит в сеть
– Мы живем в цифровую эпоху, в этой связи в нашей профессии очень многое меняется и будет меняться. И мы к этому готовы. Сейчас наш телеканал ведет активную работу в социальных сетях, любой выпуск новостей или программу можно посмотреть в интернете. Также есть онлайн-версия. Нынешний тележурналист должен быть шустрым, коммуникабельным, разносторонним и уметь подстраиваться под любую ситуацию. Не стоит забывать, что даже у самого профессионального телеведущего, диктора бывают ляпы. Это нормально. В основном, в прямом эфире может подвести техника. Например, отказать суфлер. И тут важно не запаниковать, а спокойно начать читать с верстки (листочка).
Самая лучшая награда для меня – признание учеников. Мне посчастливилось преподавать тележурналистику в Академии творчества. За год мои ученики добились немалых результатов, в том числе удостоились первого места в конкурсе по журналистике. Благодарность и улыбки учеников – высшая награда.[divider]

Над страницей работала Алина ИМАМБАЕВА

Фото из открытых интернет — источников

Колонка "Взгляд"