Радикальное изменение социальных, экономических и политических отношений последних двадцати пяти лет вместе с демократическими ценностями и рыночной экономикой принесло в Казахстан сопутствующее реформированию явление — коррупцию. В кратчайшие сроки оно приняло размеры, угрожающие национальной безопасности и стабильности в обществе.
В соответствии со стратегией «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» Лидер нации в декабре 2014 года утвердил Антикоррупционную стратегию РК на 2015-2025 годы. В ноябре следующего года был принят закон «О противодействии коррупции», который является важным импульсом в реализации пяти институциональных реформ.
Принятию данного закона предшествовало объемное изучение передового опыта США и ряда европейских стран. В конечном виде он направлен на правовое регулирование общественных отношений, повышение степени защиты прав, свобод и законных интересов граждан от коррупционных проявлений.
Следует заметить, что закон «О противодействии коррупции» в корне отличается от закона «О борьбе с коррупцией». Основным приоритетом являются предупредительные меры. Некоторые нормы новаторского характера. В частности, расширен круг субъектов противодействия коррупции.
Статья 18 к субъектам противодействия коррупции причисляет Министерство по делам государственной службы и его территориальные подразделения, а также государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, иные физические и юридические лица. Данная мера позволяет вести масштабную работу во всех сферах общества. Предусмотрен и ряд системных мер, одной из которых является мониторинг.
Антикоррупционный мониторинг предполагает сбор, обработку, обобщение, анализ и оценку информации по эффективности и правоприменительной практике, а также восприятия и оценки уровня восприятия обществом. В этом деле законодательство позволяет применять правовую статистику, обращения физических и юридических лиц, сведения неправительственных и международных организаций, данные социологических опросов и публикации в средствах массовой информации, а также другие, не запрещенные законом, источники информации.
В итоге специальный мониторинг позволит нам увидеть уровень коррупции в той или иной сфере власти. Его результаты могут стать основанием для проведения анализа рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование определенной культуры поведения.
Даурен АЛДАНИЯЗОВ,
главный специалист управления профилактики коррупции департамента по делам государственной службы