Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Монументы свободы

Памятники, воздвигнутые за годы Независимости, являются символами достижений современного Казахстана. В Актюбинской области за 22 года суверенитета было воздвигнуто 28 памятников, монументов и мемориальных комплексов. Каждое из этих величественных изваяний рассказывает о стремлении многострадального народа обрести желанную свободу и призывает нас, сегодняшних, быть сплоченными

и едиными во имя процветания Отчизны.

Гордость Актобе

Каждая эпоха создает свои памятники, увековечивая людей, творивших Историю. Всего два десятка лет назад, но уже в прошлом столетии, улицы нашего любимого города на белом холме украшали совершенно другие памятники. А сегодня мы не можем представить себе главную площадь Актобе без фигуры величественного всадника Абилкайыр хана, а площадь перед городским акиматом — без памятника Айтеке би. Кажется, что хрупкая Алия с шинелью в руке всегда стояла на каменном постаменте, глядя на Аллею Героев. А Ахмет Жубанов, застывший в бронзе перед филармонией, просто не мог не быть на этом месте рядом со знаменитой дочерью Газизой.

Монументы, воздвигнутые в честь прославленных сыновей земли актюбинской: Монке би, Нурпеиса Байганина, Шыганака Берсиева, Жансена Кереева, Талгата Бегельдинова, Абдуллы Биекенова; уникальная композиция, первая в Казахстане скульптура, посвященная литературным персонажам, — героям трилогии Абдижамала Нурпеисова «Кровь и пот», стали украшением и достопримечательностью областного центра.

Мы помним, как настойчиво, не отступая ни на шаг от своей мечты, добивались возведения памятных скульптур воины-интернационалисты, ликвидаторы Чернобыльской аварии. И вот они — эти памятники, у их подножия не увядают букеты цветов. Изваяния в граните и бронзе, стали напоминанием о подвиге людей и примером для молодежи. Своим бесстрашием, мудрыми решениями, упорным трудом и талантом они приближали время независимой, процветающей Республики Казахстан.

 

Груз особой важности

… В 1718 году, после смерти хана Тауке, Казахское ханство распалось. Осталось три жуза: Старший, Средний и Младший. Абилкайыра выбирают ханом Младшего жуза. С юных лет Абилкайыр активно участвовал в военных набегах и походах казахских ханов и султанов, уже в 17 лет он становится одним из военных предводителей казахского ополчения Богембая. XVIII век в истории казахского народа был особо трагичным: постоянные нападения со стороны джунгарских захватчиков не позволяли народу свободно вздохнуть. Абилкайыр прославился как талантливый полководец, мудрый политик. В 1726 году на съезде трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абилкайыр хана верховным главнокомандующим войска казахского ханства. И уже в 1728 году была одержана первая победа над джунгарами. Армия Абилкайыра развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом.

Доктор исторических наук Абилсеит Мухтар пишет: «История хана Абилкайыра — это путь, пройденный нынешней суверенной страной в тяжкие и непростые времена. И очень важно принять это как урок, признать роль Абилкайыра, посвятившего всю жизнь одолению врагов казахских, не сходившего с седла, дабы сберечь целостность родной земли».

И сегодня хан Младшего жуза Абилкайыр на коне. Его памятник установлен в 2000 году на возвышении перед зданием областного акимата. Автор — заслуженный деятель РК Ескен Сергебаев, архитекторы — Булат Егимбаев и Нурлан Кожагулов.

Точные размеры, вес памятника досконально знает Марат Махамбетов, генеральный директор ТОО «Тау-Кен». Именно он вместе с заместителем директора «ҚазақАвтоДор» Жалгасом Бисеновым руководил доставкой бронзового изваяния из Алматы в Актобе.

— В 2000 году я работал заместителем начальника комитета транспортного контроля по Актюбинской области. В конце октября меня направили в Алматы на завод имени Кирова, где отливался памятник Абилкайыр хану. Он еще не был готов, мы больше месяца каждый день наведывались на завод, встречались со скульптором и архитекторами. Памятник отливался из бронзы, пьедестал из кордайского гранита сделали в Актобе. Одновременно мы готовили машину для доставки груза. Как сейчас помню, вес памятника составлял 11, 2 тонны, ширина — 2,1 метра, длина — почти 6 метров. Общая высота памятника — 6, 5 метра. Ясно, что груз негабаритный, поездом привезти его не было никакой возможности. Поэтому решили везти на машине КрАЗ с тралом, — рассказывает Марат Сагимбаевич.

Выехали в начале декабря, проехали по территории пяти областей: Алматинской, Жамбылской, Шымкентской, Кызылординской и Актюбинской. Груз сопровождали два экипажа с сотрудниками дорожной полиции Актюбинской области. В Алматы еще было тепло, но с каждым километром дорога становилась все хуже, снег сменялся гололедом. То тут, то там случались аварии, напряжение не покидало участников доставки груза до конечного пункта назначения.

— Нам важно было проехать самый опасный участок — горный перевал Кордай, — продолжает собеседник. — Представьте себе: 6-метровый груз, занимающий практически всю ширину трассы! На перевале, да и на всем пути, нам помогали сотрудники полиции и работники дорожной службы, наши бывшие сокурсники. На перевале пришлось перекрыть дорогу с обеих сторон, движение транспорта было приостановлено на 40 минут. На границах областей тогда были установлены посты-рубежи, через шлагбаум груз не мог проехать, приходилось снимать блоки ограждения. Могу сказать, что мы чувствовали поддержку по всему маршруту не только со стороны полиции, дорожников, но и со стороны граждан.

Пять суток ехала машина с важным грузом в Актобе. 11 декабря, в канун Дня Независимости, памятник был установлен перед зданием областного акимата. Сегодня, проходя мимо возвышающегося над площадью Абилкайыр хана, Марат Махамбетов вспоминает то важное задание, дорогу от Алматы до Актобе и испытывает чувство гордости от того, что ему довелось участвовать в создании культурного наследия своего города.

 

Художник-ваятель

Айтеке би (Айтык Байбекулы) с детства отличался находчивостью и красноречием, чем поражал своих сородичей. В юности он смог рассудить спор, предвосхитив прославленного Косуак бия. Рассказывают, что мимо мальчика, пасшего ягнят, проезжали всадники. Айтеке приветствовал их словами: «Разве сыновья казахов чужие друг другу? Если вы из Старшего жуза, то будьте моими старшими братьями, если вы из Среднего жуза, то будьте моими средними братьями, если же вы из Младшего жуза, то будьте моими младшими братьями». Уже в двадцать лет он стал известным бием, а в тридцать — главным бием Младшего жуза. Был одним из разработчиков свода норм «Жеті жарғы», определившего впоследствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве.

Автором памятника Айтеке би на городской площади стал выпускник Академии искусств имени Т. Жургенова 28-летний Женис Жубанкосов. Это была первая самостоятельная работа молодого скульптора.

— Из 11-ти проектов памятника, представленных на конкурс, был выбран один из двух моих эскизов. Над ними я работал почти полгода, с февраля по август 2008 года. Из всех набросков сначала отобрал четыре, потом оставил два. На одном эскизе изобразил Айтеке би сидящего, на другом — в полный рост, со свитком свода законов «Жетi жарғы» в левой руке, — рассказывает Женис.

Чтобы достоверно показать ту эпоху, передать внутренний мир человека, вдохнуть в свое творение жизнь, скульптору необходимо было войти в образ. А для этого перечитать горы исторической литературы, порыться в архивах музея, просмотреть множество рисунков.

— Образ Айтеке би я взял с реконструкции, воспроизведенной в московской лаборатории Герасимова, — продолжает Женис. — Работая над эскизом, я почувствовал величие этого человека. Казахи говорят: «иманды адам». Не могу подобрать подходящего слова в русском языке. В народной памяти сохранилась простота и мудрость его речей, судейских решений. От таких личностей исходит особая энергетика, которая не растворяется даже во времени.

С годами, отмечает скульптор, приходит опыт. Проезжая сегодня мимо своего творения, он задумывается над тем, что можно было бы еще подправить, усовершенствовать. Высота памятника составляет около 4-х метров, вместе с постаментом — 8 метров. Скульптура была отлита из бронзы в Караганде, в Актобе доставлена по железной дороге. Как признается автор, во время установки памятника случились технические неполадки, в результате чего бронзовый плинт в основании скульптуры немного скрывает одну стопу бия. Этот момент не дает покоя Женису до сих пор, он переживает: «Надо было настоять на своем, переделать постамент». Хотя в целом автор гордится первым самостоятельным творением.

Еще одна работа Жубанкосова — памятник актюбинцам-ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, расположенный в сквере Жилгородка. Сегодня ваятель работает над комплексом-памятником народному писателю Тахауи Ахтанову и поэту Куандыку Шангытбаеву.

— Это счастье – узнавать ближе известных людей, лепить их фигуры. После таких работ испытываешь еще большее вдохновение. Я чувствую, как эти люди незримо помогают мне в работе, поддерживают мои идеи. Открытие комплекса планируется в конце декабря, уверен, что эта работа понравится актюбинцам, оставит хорошие впечатления и расскажет потомкам о наших великих современниках.

 

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"