Обучение в рамках дуального образования неэффективно, уверены сельхозпроизводители. Потому за редким исключением все они испытывают острый дефицит в кадрах от чабана до ветврача. Материально-техническая база вузов, ссузов и сама система обучения, по их мнению, не соответствуют современным вызовам.
Пробелы в теории и отсутствие практических навыков вызывают много вопросов и нареканий у потенциальных работодателей. «Финансовые средства государства, то есть наши с вами налоги, должны работать на конечный результат», – считают они и предлагают тем, кто формирует госзаказ на подготовку кадров для АПК – управлениям образования и координации занятости и социальных программ, РПП «Атамекен» и акиматам – свою концепцию дуального образования.
Это лишь один из блоков большого пакета предложений, которые фермеры озвучат министру сельского хозяйства. Сапархана Омарова члены общественного движения (ОД) «Фермерский центр Актобе» всего Западного Казахстана – нашей, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангыстауской областей – ждут в Актобе 15-16 февраля.
Об этом и не только говорили участники рабочей встречи сельхозтоваропроизводителей с представителями управления образования и учебных заведений региона на базе одного из колледжей города. Фермеры, люди прямые и горячие, обсуждали вопросы бурно и живо, но в их огульной, как показалось некоторым, критике соль есть. Немаловажно, что у них есть свое видение решения проблемы. Кстати, резолюцию по этой теме они направили акиму области и руководителю управления образования.[box type=»shadow» ]В области 7 500 крестьянских и фермерских хозяйств[/box]
Приземлить программу
– Активизировать работу и ускорить решение проблемы нас побудила угроза закрытия отдельных сельхозколледжей в районах, в частности, Бадамшинского агротехнического в Каргалинском. Этого нельзя допустить, – заметил в начале встречи ответственный секретарь ОД Александр Мандрыкин. – Многие из нас не могут создать студентам такие условия для практики и проживания, как крупное крестьянское хозяйство «Жантизер». Но мы стремимся и придем к этому. Однако большинство из нас не согласно с нормативами, определяющими эти условия.
Положительный опыт мелких фермерских хозяйств, которые раньше сами готовили для себя кадры, показывает: эту работу необходимо поставить на новые рельсы. Нужно убрать из системы формализм и внести пункты, которые станут основой материально-финансового фундамента для развития ее непосредственных участников – будущих сельских бизнесменов. Именно от них зависит, будет ли светлое завтра у аула, сохранить и развить который призвана госпрограмма «Ауыл – ел бесігі».
Исправить ситуацию, твердо убеждены фермеры, помогут следующие шаги. Детальный анализ состояния дел для моделирования ситуации и принятия решений по развитию дуального образования (ДО). Анкета моделирования должна включать в себя все без исключения аспекты обучающего процесса, трудоустройства, финансовые стороны подготовки и закрепления рабочих кадров.
Необходимо пересмотреть учебные программы с включением практики. Все это должно базироваться на реальной аналитике, информация должна быть доступна и открыта.
Работодатели хотят предложить Министерству сельского хозяйства рассмотреть возможность финансирования национальных сельхозтоваропроизводителей, которые будут принимать потенциальных специалистов в рамках ДО, акимату области – принять собственную кадровую региональную программу в рамках развития АПК.
Фермеры уверены: совместная работа в этом направлении усилит потенциал и эффект от реализации программы, поможет приложить ее к практике, приземлить. Это в конечном итоге приведет к удовлетворению потребностей сельского хозяйства в кадрах, которых днем с огнем не найти. «Сельское хозяйство сегодня в загоне, потому кадры решают все», – напоминают они старую истину.
[box type=»shadow» ]На 1 января 2020 года 267 предприятий стали участниками Дорожной карты дуального обучения совместно с 27 организациями ТиПО по подготовке 1 665 студентов. В том числе по сельскохозяйственным профессиям – 71 предприятие с 4 колледжами по подготовке 211 студентов.
Рост участия субъектов МСБ говорит о заинтересованности работодателей в реализации дуального обучения, в участии подготовки специалистов для себя, под свои конкретные требования.[/box]
9 колледжей, 854 договора
– Мы готовы к диалогу и волнуемся не меньше вас, – заверила фермеров руководитель отдела технического и профессионального образования управления образования Венера Шавкилова. – В настоящее время 9 колледжей области готовят специалистов для сельскохозяйственной отрасли.
Проблемой № 1, с которой мы сталкиваемся при подготовке, является трудоустройство. Директора колледжей озабочены тем, что ТОО и крестьянские хозяйства не всегда готовы принять студентов на практику, чтобы они смогли адаптироваться к производственным отношениям.
Мы учтем ваши замечания при распределении госзаказа на 2020-2021 учебный год. Он будет формироваться исходя из фактической потребности в кадрах на основе информации управления координации занятости и социальных программ, РПП «Атамекен» и акиматов.
По словам руководителя отдела ТиПО, заключено 854 договора в рамках дуального обучения и о соцпартнерстве на прохождение практики. Актюбинским высшим сельскохозяйственным колледжем – 446 и районными: Уилским агротехническим – 133, Алгинским индустриально-техническим – 124, Айтекебийским многопрофильным – 76, Жайсанским многопрофильным – 43, Эмбенским сферы услуг – 16, Шалкарским агротехническим – 16.
Ветеринар до востребования
По информации эксперта отдела развития человеческого капитала РПП «Атамекен» Азамата Бурумбаева, палата предпринимателей ежегодно проводит опрос потребности в кадрах предприятий области.
В сентябре 2019-го было опрошено более 2 000 субъектов предпринимательской деятельности, 52% из них нуждались в специалистах на 2019-2021 годы.
Потребность в кадрах по годам: 2019 – 6 333 вакансии, 2020 – 3 290, 2021 – 3 105. В основном субъектам МСБ требуются рабочие. В том числе в сельском хозяйстве в 2019-м открытыми оставались 628 вакансий. Потребность этого года составляет 252, на 2021-й – 199. Наиболее востребованы скотники, трактористы, механизаторы и ветеринары.
– Итоги опроса направлены в управления образования и координации занятости и социальных программ для формирования госзаказа на подготовку кадров в колледжах и краткосрочного профессионального обучения, – говорит Азамат Бурумбаев.
Кадры под заказ
– Есть еще один путь подготовки кадров. Краткосрочное профессиональное обучение под заказ, для себя, – напоминает эксперт РПП Азамат Бурумбаев. – С июня 2017 года по инициативе НПП «Атамекен» при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения были внесены изменения в госпрограмму развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек».
В соответствии с ее первым направлением работодатель может создать при своем предприятии учебный центр и самостоятельно готовить кадры с компенсацией затрат.
Пионер Руслан Шуиншалин
Пока оптимальное решение проблемы не найдено, фермеры предлагают свой путь – пересмотреть учебные программы для обеспечения всестороннего комплексного подхода. Это профориентация в школах, изменение типажей (вместо вагончиков нормальное жилье), создание центров дуального образования и принципиально новый подход к финансированию.
– Допустим, затраты государства на одного студента составляют 350 тысяч тенге в год, а выхлоп никакой – всего 0,6%, то есть деньги на ветер. Может, стоит эти средства передать фермеру и доплачивать еще 20% за его затраты при подготовке специалиста? Или перечислять их на счет студента для создания стартовой площадки – постоянного места работы, стабильного и достойного заработка, начального капитала, дома. Чем не мотивация для возвращения в аул? Или найти другой путь. Но менять систему финансирования, причем кардинально, необходимо уже сейчас, – считают фермеры.
За примерами, по их словам, далеко ходить не надо. Глава крестьянского хозяйства «РусАрт» Алгинского района, сопредседатель общественного движения «Фермерский центр Актобе» Руслан Шуиншалин принципиально не пользуется господдержкой, работает только за счет собственных средств.
При этом он одним из первых в области обучил учеников из числа воспитанников детского дома, а затем взял их к себе на работу. Одному из них уже построил дом, второму завез стройматериалы. Действительно, кто хочет, ищет возможности, кто не хочет – причины.
Ляззат ЕГИБАЕВА