Перемены, происходящие в нашем государстве, затронули и одну из важных сфер духовной культуры – систему учебно-воспитательной работы. Многое для ее развития педагоги и ученые могут почерпнуть из богатого духовного наследия передовой интеллигенции прошлого, в частности Мухтара Омархановича Ауэзова, 125-летие которого 28 сентября широко отметит передовая общественность нашей страны.
В советскую эпоху при централизованном управлении в рамках идеологических концепций разрабатывались различные теории педагогической науки. Однако многолетний опыт доказал: они были оторваны от жизни, ее традиционного социального уклада. Придуманные идеологами в тиши кабинетов рецепты воспитания предлагались подрастающему поколению всех национальностей. Результат был предсказуем, идеи, спущенные сверху, зашли в тупик, так как они были оторваны от народной педагогики.
Видимо, поэтому многие инициативные учителя и ученые в этой сфере не зря говорят о широком использовании богатого опыта народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
Где же искать источники народной педагогики? Найти ответы на эти вопросы поможет богатое духовное наследие, оставленное нам представителями передовой интеллигенции прошлого. Одним из первых обратился к этой теме Мухтар Омарханович Ауэзов.
Взгляды ученого-педагога, писателя-мыслителя на историю ее развития отражены в его творчестве. Мухтар Омарханович еще в 1920-е годы впервые обратился к этим проблемам и до конца своей жизни систематизировал накопленные знания и опыт, умело пропагандировал их. Его труды в области литературоведения можно смело назвать учебниками о народной литературе, так как они составлены с учетом мировоззрения нашего этноса, широты его интересов, уровня и степени познания.
Отдельного внимания заслуживают его научно-исследовательские статьи о народных традициях, сознании, обычаях, необходимости их глубокого изучения, их значении в обучении и воспитании.
Ауэзов писал: «У народа, письменность которго исчезла в силу ряда исторически сложившихся причин (поэже отдельные псевдоисторики утверждали, что ее вообще не было. – Прим. авт.), тем не менее развивались наука и культура».
Наследие отцов передавалось устно из поколения в поколение в виде общих знаний и широко распространялось в массах. Знания и приемы воспитания, как прибретенное достояние народа, не только сохранялись, но и обогащались новыми поколениями. Поэтому устное творчество отражало познание и общее мировоззрение народа. Ауэзов открыто и доходчиво разъяснял значение народной литературы в деле воспитания детей, молодежи и призывал сохранить ее для будущих поколений.
Народ в процессе исторического развития переходил от старых традиций к новым. Песни, стихи, пословицы, айтысы и другие виды культурного и литературного наследия прошлого становились популярными и навсегда оставались в памяти потомков.
Мудрый педагог пояснял, что народы, живущие рядом и тесно связанные бытом и общением с другими этносами, оказывают большое влияние на эволюцию образа жизни друг друга. Люди, особенно молодежь, исподволь начинают перенимать иные обычаи, привычки и образ жизни. Все это приводит к тому, что со временем теряется самобытность и возникает реальная угроза того, что в будущем ее можно потерять навсегда.
История подтвердила правильность сказанного и написанного Ауэзовым. Ничем не оправданное «великое переселение народов» в советскую эпоху, отсутствие свободы в развитии национальной культуры, литературы, искусства в том числе оказало отрицательное влияние на язык, существенно ограничив сферу его применения. Об этом в последнее время много пишется и говорится в нашем обществе.
Мухтар Омарханович считал устное народное творчество зеркалом общественной жизни. По его мнению, песни и сказания, поэмы и легенды, бытовые лирические песни, пословицы и поговорки, назидания, афоризмы, героические эпосы, социально-бытовые поэмы отражают жизнь народа, его труд и борьбу за независимость.
В фундаментальном труде «Эпос и фольклор казахского народа» Ауэзов высоко оценил устное литературное творчество народа, показал его значение в духовном развитии. Он писал: «Казахский народ – вечный странник, веками кочевавший в поисках счастья – не смог оставить нам памятников архитектуры и скульптуры, образцов изобразительного искусства. Но оставил самое неоценимое наследие – устное поэтическое творчество».
Напомню, казахские эпические поэмы и фольклор были записаны и опубликованы лишь в середине XIX века, оттого роль поэтов-хранителей эпосов и фольклора приобретает особое значение. Ведь их творчество сыграло большую роль в формировании духовного уклада народа, особенно молодежи.
Ауэзов является первым ученым-фольклористом советского востока, глубоко изучившим с научной точки зрения народную поэзию, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, айтысы. Некоторые из них незаменимы в процессе воспитания молодого поколения, сохранения преемственности поколений. Особое место в творчестве педагога занимали песни свадебных обрядов (плач невесты и «Жар-жар», песня, исполняемая при знакомстве невесты с родней мужа, прощальная, сообщение о случившемся горе, оплакивание.
Исследователь писал, что песня «Жар-жар» – это наставление невесте быть разумной, ласковой, терпеливой к невзгодам, верить в счастье и быть хранительницей очага, добродетельной матерью. Раскрывая значение песни о девичьей доле, писатель дает читателям исторически систематизированные сведения о старинных казахских обычаях, традициях.
К примеру, по старинному обычаю казахи не вступали в брак с родственниками до седьмого колена. Поэтому девушек выдавали замуж в дальние аулы, незнакомые края. Прощальные песни некоторых девушек с богатым словарным запасом передавались из уст в уста.
Ауэзов отмечал и воспитательное значение песни «Беташар» в таком деликатном вопросе, как открывание лица невесты перед родственниками мужа. Это наставления и пожелания, которые она должна внимательно выслушать и запомнить, так как «у каждого рода свои обычаи, законы и правила». И келин, которая становилась полноправной жительницей аула, должна была знать, как себя вести в новом доме.
Кстати, эти народные обычаи накануне создания новой семьи не мешало бы знать и современным девушкам. Если бы родители с раннего детства воспитывали дочерей – будущих невест, матерей, хранительниц семейного очага – в духе народных обычаев, то сегодня, может, и не было бы таких негативных явлений, как противоречие между невестой и свекровью, проявление неуважения к старшим, мужу. Возможно, разводы и брошенные дети имеют место быть в в нашем обществе из-за того, что многими забыты народные обычаи и традиции.
В статье «Обычаи и традиции нашего народа» Ауэзов широко рассматривал их роль в воспитании и рекомендовал эффективно использовать в процессе обучения. Обновление и расцвет традиций напрямую связаны с историческими переменами, жизненными факторами и возрождением нового времени. Поэтому народ, создавший искусство, науку, накопил и сохранил их лучшие образцы и донес до нашего времени.
Среди них писатель особо выделял национальные праздники. «Как не бывает народа без традиций, так не бывает его и без праздников. Но с развитием и с расцветом истории, искусства, науки формируется новое поколение, новое общество, которое изменяет формы праздников».
Преследуя цель донести до нас традиции, обычаи и суть праздников предков, писатель делает обзор истории. Он подразделяет народные праздники на три вида: семейные торжества; общественные события; государственные праздники (офицальные).
Фольклорист знакомит нас с этими видами, напоминает о забытом, разъясняет то, чего мы не знаем или утратили в советское время. К ним относятся празднества, связанные с рождением ребенка; свадьбы; кокпар; конные состязания; козлодрание; состязания борцов; современные праздники, рожденные новой эпохой, и др.
«Сейчас среди представителей казахской интеллигенции нет человека, который не поет, не танцует, не понимает кюй, так как праздники являются одними из ценных проявлений души народа», – писал мастер.
Он был убежден: народное искусство и творчество способствуют развитию родного языка. Поэтому еще с начала 1920-х годов Ауэзов занимался этой проблемой. Об этом он писал и говорил с различных трибун всегда и везде.
Этой теме посвящена статья «Любите родной язык», опубликованная в 1957 г. в газете «Учитель Казахстана». В ней ученый просил не забывать о том, что народ любит и почитает литературу, которая является источником национального воспитания.
В связи с этим Ауэзов подчеркивал необходимость знания литературы, языка и вообще гуманитарных наук для каждого образованного человека. Он отмечал, что «человек, не владеющий и не уважающий родной язык и литературу, не может быть настоящим интеллигентным человеком».
Писатель с огорчением говорил, что многие представители казахской молодежи, специалисты с высшим образованием, руководящие работники не читали книг на родном языке, а члены их семей пользовались литературой только на русском языке.
Такое положение он считал бедственным и считал, что «такие люди и их домочадцы недостаточно глубоко знают и русскую литературу». Он указывал на то, что у учителей математики, физики и других негуманитарных наук очень бедный язык и ученикам трудно воспринять их разъяснения.
В этой короткой статье, касаясь изложенных негативных явлений, Ауэзов пишет: «Учащиеся казахской школы, прежде чем стать специалистами, в первую очередь должны любить и знать родной язык и литературу. Эту любовь необходимо сохранить за порогом школы и продолжать учиться в высшей школе… Если учитель сумеет воспитать учеников в таком духе, то может считать, что выполнил свой долг педагога и гражданина».
По сей день в результате однобокой политики в республике считалось, что интернациональное воспитание нужно только для казахов. Мы упустили из виду напоминания Ауэзова о том, что если человек не испил из родника духовной жизни своего народа, не впитал в себя его ценных качеств, то он не оценит нравственных достоинств и особенностей других наций и народностей.
Эти негативные явления в определенные исторические моменты связаны и с некоторыми отрицательными сторонами человеческой психологии. Всякому человеку свойственно желание достигнуть определенного уровня в личном плане, стремление занять достойное место в обществе. Если объявить язык одной из наций великим и постоянно возвышать и превозносить его, а его культуру ставить выше культуры других народов, то представители иных национальностей будут стремиться изучить этот язык и приобщаться к этой культуре, стать представителями этой нации.
Самой дикой формой деградации народа является предание забвению своего родного языка, его принижение, непонимание родных напевов, пренебрежение наследием отцов.
Чем глубже человек знает свою историю, проникает в ее глубину, тем больше задумывается о судьбе нации и ее будущем. Это закономерно. Этому же следовал Ауэзов. Он неустанно говорил, что если мы хотим сохраниться как народ, сохранить его черты и особенности, нужно изначально проявлять заботу о будущем поколении, его судьбе, помочь сделать ему правильный выбор. Лишь здоровое и умное поколение способно возвысить свой народ и обеспечить себе достойное место среди других наций мира. Это неопровержимая истина.
Естественно, в рамках этой статьи невозможно охватить все стороны творческого наследия Ауэзова, обращенные к богатому духовному наследию народной мудрости, искусству и культуре, поэтому здесь мы затронули лишь малую толику его взглядов на народную педагогику и национальное воспитание.
Почетной миссией образованного человека, имеющего отношение к воспитанию, является задача донести до сознания подрастающего поколения заветы мудрого Педагога. Потому что мы должны знать, что язык, традиции и обычаи национальной культуры, миропонимание и общее познание человек лучше воспринимает и усваивает в раннем детстве, впитывает с молоком матери. И лишь тогда это образование даст положительные и благотворные результаты.
Алтай ТАЙЖАНОВ,
доктор философских наук, профессор