Представительницы прекрасного пола рвутся в мужские профессии. ЕЕ можно встретить не только за рулем такси, в кабине тяжелого К-700, но даже… со сварочным аппаратом в шахте. Хотя теперь этим никого не удивишь — женщины давно доказали всему миру, что их не следует безоговорочно считать «слабым полом».
Крепче за баранку держись, Айгуль!
Айгуль Тансыкбаева села за руль своего «Мицубиси» пять лет назад. Сначала, чтобы проверить себя, потом — заработать. Вот уже полгода она работает… водителем такси.
Причина, которая толкнула ее взяться за баранку, достаточно банальна — КРИЗИС. Айгуль решила применить свои водительские навыки на новом и необычном для представительницы слабой половины поприще.
— Как вы считаете, почему у нас женщины неохотно идут в таксисты, ведь в Алматы и соседнем Уральске даже имеются службы «Леди такси»?
— Честно говоря, не знаю. И меня все отговаривали, мол, это очень тяжело. В качестве аргумента приводили факт, что женщина за рулем — преступник. Я же считаю, что, напротив, мы народ более дисциплинированный, и клиенты, особенно женщины, чувствуют себя намного спокойнее, если за рулем водитель в юбке.
— Сколько в среднем времени за смену вы проводите за рулем?
— По-разному, но не менее 10-12 часов. Работаю только днем.
— А как родные относятся к вашей профессии, ведь профессия таксиста сама по себе очень опасна: возможные аварии, не говоря уже об угрозе от пассажиров — люди всякие бывают?
— Конечно, очень волнуются, переживают. Муж сначала всячески противился, мол, не женское это дело. Сейчас, никуда не денешься, привык. Мама перед каждой сменой наставляет: будь осторожней, не торопись и прочее. Согласна, в этой профессии есть определенный риск и огромная ответственность, ведь мы отвечаем за жизнь пассажиров. Но не думаю, что когда я за рулем, мне что-то угрожает. Постоянно держу связь с диспетчером, который всегда знает, где я нахожусь в данный момент. А главный фактор моей безопасности — мой здравый смысл. За все время, что я работаю в такси, со мной не случилось ничего плохого.
Таксист должен быть хорошим психологом. Если сомневаюсь, брать или не брать этого пассажира, стараюсь не рисковать. Нередко коллеги по цеху жалуются, что их «кидают» клиенты. Пассажиры, как правило, садятся в салон и говорят: «Братан, подвези меня по такому-то адресу». Увидев, что за рулем не «братан», удивляются и, возможно, поэтому у них, даже если и возникают какие-то темные мысли меня обмануть, не делают этого.
Что касается серьезных аварий — Бог миловал.
— Приятно сидеть в таком уютном салоне. Чувствуется женская рука. Это ваша личная машина? Вы сами ее ремонтируете?
— Да, это моя личная машина. Я всегда очень бережно и с любовью отношусь к своей кормилице. Но сама не ремонтирую. Я ведь все-таки женщина. Конечно, у меня не всегда получается открутить какую-нибудь гайку, в таких случаях пользуюсь услугами автосервиса. Что я точно умею делать совершенно самостоятельно, это… поменять колесо.
Рабочий инструмент — руль «Мицубиси». Стаж — 6 месяцев.
Электрик с маникюром
Нет, наша героиня, миловидная женщина, не поднимается на столбы и не протягивает электропровода, ее наманикюренные пальчики не видят масла и грязи. Она собирает мелкие, на первый взгляд, но такие важные детали для рентгеновских аппаратов. На весь «Актюбрентген» таких специалистов, которых сегодня днем с огнем не найти, всего пятеро. И все они представительницы прекрасной половины.
Выпускница Ленинградского электромедицинского техникума по специальности «техник-электрик» Акжаркын Омарова пришла на завод в 1977-м. За 33 года запись в трудовой книжке изменилась лишь единожды — сегодня она электромонтажница-схемщица.
— Узнав, кем я работаю, люди, как правило, удивляются и переспрашивают: «Кем, кем?». Сразу возникают ассоциации со столбами и счетчиками. Приходится объяснять, что связи с ними никакой нет, — рассказывает она.
Дело в том, что Акжаркын Омарова — продолжатель семейной династии Батановых. Родители ушли на заслуженный отдых ветеранами предприятия, все девять братьев и сестер работали и работают здесь — старший брат Абай — главным технологом, Роза — электромонтажницей, Гульжан — товароведом и т. д.
— Огромное предприятие, интересная работа. Чем она хороша? Тем, что мы работаем для людей. Частичка нашего труда, нашей души в рентгеновских аппаратах 12ФК, КРФ, которые стоят почти в каждой поликлинике, — рассказывает Акжаркын Телагизовна и продолжает:
— Работа должна приносить, прежде всего, моральное удовлетворение. Это очень важно.
Электромонтажница применяет нередко профессиональные навыки и дома. Отремонтировать утюг, розетку? Нечего делать…
— Но я все-таки считаю, что на 50 процентов электромонтаж — не женское дело. Нет-нет да приходится стучать молоточком. Хотя сейчас, наверное, неженских профессий нет, — смеется Акжаркын Омарова.
Рабочие инструменты — паяльник, молоток, пинцет, бокорезы. Стаж — 33 года.
Профессионал
Именно так говорят про таких, как Ирина Крастынь. Неудивительно: за плечами хрупкой, на первый взгляд, женщины — двадцать лет безупречной работы крановым машинистом в первом плавильном цехе Актюбинского завода ферросплавов.
Молодой девушкой пришла на завод в 1989-м. Думала, поработает немного, а там посмотрит. Так и осталась.
На вопрос, а женское ли это дело — такой махиной управлять, Ирина Александровна смеется и говорит: «Наверное, только женщина сможет осилить такую работу. Разве есть такие профессии, которые нам не по плечу?».
А работа у нее, надо сказать, не из легких. График жесткий, по секундам. Вокруг металл градусов под тысячу. Но Ирине Крастынь это по вкусу — иначе не проработала бы здесь всю свою жизнь.
— Мне нравится динамика движения, и саму машину я тоже люблю. Это очень сильное чувство: машина громадная, все движется при помощи твоих рук, — добавляет она.
Находясь на высоте в несколько десятков метров, машинист должна наблюдать за размещением людей, которые работают внизу, так как она в крюковой подвеске транспортирует горячий металл в цехе. Но наша героиня не пасует перед трудностями, ведь главное в ее деле — соблюдение техники безопасности и сосредоточенность.
Зимой еще ничего — терпимо, а вот летом, когда на улице при +30 все изнывают от жары, в кабине крана температура поднимается до 60 градусов. Как заводские крановщицы спасаются от пекла — профессиональный секрет. Все эти «плюсы» не остановили и старшую дочь Крастынь — Тамару. Как и мама, девушка на АЗФ сегодня одна из ценных крановщиц. Она не скрывает — были и слезы, и желание все бросить и уйти на менее хлопотную работу. Но не ушла же!
— Главное, чтобы работа была по душе! — считают мама и дочь.
Рабочий инструмент — руль крана, крюковая подвеска. Стаж — 20 лет.
Эх, горячо!
На Донском ГОКе, оказывается, работают электросварщицы!
— А почему вы выбрали такую не женскую профессию? — спрашиваю электросварщицу ремонтных мастерских Донского ГОКа — филиала АО «ТНК «Казхром» Татьяну Леонидовну Ерошеву.
Она искренне удивляется:
— Почему не женскую? Очень хорошая работа для женщины!
Ну, конечно! Расплавленный металл, высокое напряжение, активно пахнущий дымок… Практически пирожки на кухонной плите.
А Татьяна Леонидовна трудится сварщицей в своем цехе с 1978 года. Пришла она сюда 18-летней после окончания Актюбинского строительного училища. Итого 32 года стажа.
За эти годы Татьяна ни разу не опоздала на работу. И на больничном не была, только дважды уходила в декретный отпуск. И все. Главная черта ее характера — ответственность.
У ее мужа Николая Ерошева — водителя тяжелой техники — 34 года стажа работы на Донском ГОКе.
Работа в горячем цехе уравновешивается спокойным земным трудом дома. Огород, живность, неторопливые вечера в кругу семьи. Любимый муж, любящие сыновья.
Это и есть женское счастье? Татьяна Леонидовна утверждает, что — да. И ее счастливые глаза тоже свидетельствуют об этом.
Рабочий инструмент — сварочный аппарат. Стаж — 32 года.
Право руля
Оказывается, в нашей области на дорогах работают всего две сотрудницы управления дорожной полиции ДВД. Об одной из них — Айымгуль Бектыбаевой мы и хотим рассказать.
В органах дорожной полиции наша героиня трудится с 1996 года, правда, на «линии», а именно так по «гаишному» звучит дежурство на дорогах с жезлом в руках, она находится с 2004 года.
— Можно сказать, что я с детства мечтала стать дорожным полицейским. Подвигло меня на это то, что отец свыше 20 лет проработал в дорожной полиции, — признается Айымгуль.
Несколько лет назад после выхода приказа министра внутренних дел РК о создании женских взводов УДП в каждой области многие женщины страны решили испытать судьбу. Отбор кандидаток был очень серьезным. От претенденток требовалось не только умение хорошо водить автомобиль, но и безупречная репутация, положительная характеристика, физическая подготовка, не считая, разумеется, отличного здоровья. В итоге Айымгуль Бектыбаева сумела оказаться в числе пяти счастливиц, и, выдержав решающий экзамен в столице, пополнила ряды дорожных полицейских. Кстати, экзамен у нашей землячки в Астане принимали лично Омирзак Тусумов и Иван Отто, тогдашние председатель Комитета дорожной полиции и замминистра МВД РК соответственно.
С первого рабочего дня на посту Айымгуль руководствуется исключительно законом. Поэтому, когда некоторые водители, нарушив правила дорожного движения, пытаются с ней, что называется, «развести проблему», то она, не ругаясь, соблюдая все процессуальные нормы, молча, составляет протокол об административном правонарушении. Иногда, если автолюбитель совершил совсем незначительное нарушение, сержант в юбке может простить его, но только на первый раз. Однако она никогда и ни за что не спустит «на тормозах» нарушение, связанное с употреблением спиртного, и, конечно, если в результате ДТП пострадали люди.
В свою очередь Айымгуль сетует на тех водителей, которые не только нарушают правила, но и видят в дорожных полицейских недругов. А зря. Однажды мужчине, находящемуся за рулем, стало плохо прямо на дороге. Недолго думая, наша героиня при поддержке напарника оказала пострадавшему первую медицинскую помощь и по рации вызвала «скорую». Того увезли в больницу, а оставшуюся без присмотра машину доставили по месту жительства водителя.
— В таких ситуациях мы всегда готовы прийти на помощь людям и, если необходимо, оказать первую медицинскую помощь, защитить, доставить домой. Это наш долг, — считает Айымгуль Бектыбаева.
Отдельно она упомянула своих напарников-мужчин. Она всегда чувствует их поддержку, особенно в критические моменты, хотя сама владеет приемами самообороны и хорошо стреляет из огнестрельного оружия. О том, что это не просто слова, свидетельствует грамота от начальника ДВД области за второе место по стрельбе из боевого оружия среди сотрудников полиции. Между прочим, муж у Айымгуль вовсе не полицейский, и даже не военный, как многие ошибочно полагают, а предприниматель. Вместе они растят двух детей: девочку и мальчика.
Рабочие инструменты — жезл и свисток. Стаж — 6 лет.
Комментарий психолога
Оставайтесь женственными
Женщины, которых в ближайшие дни ждет праздник, как известно, коня на скаку остановят, в горящую избу войдут. Однако стоит ли дамам браться за «мужскую» работу?
На этот вопрос отвечает психолог центра психологического развития «Айна Line» Наталья Гузенкова:
— Прежде всего, в последние годы женщины стали на себя очень много брать. Некоторые хотят быть наравне с мужчинами, а иногда и выше них. А ведь сила женщины в ее слабости. Может быть, ОНА не может проявить себя иначе, некоторых вынуждают обстоятельства — у нас, к сожалению, много неполных семей. Так или иначе, но это непосильная ноша. И даже если внешне все выглядит более или менее благополучно, то в душе представительницам слабого пола очень нелегко, потому что от природы женщина — это женственность, а мужчина — мужественность.
Представляете, каково жить сильному мужчине рядом с ней? В наш центр на консультации приходят актюбинцы и просят поговорить с их супругами: «Ну что она строит из себя железного робота? Я хочу, чтобы она оставалась девочкой, хочу дарить ей цветы, баловать, защищать ее». Это все, что им нужно. А что они слышат изо дня в день? «Давай деньги, я сама куплю то, что мне нужно». Когда мужчина видит, что женщина берет все в свои руки, он перестает бороться, опускает руки. Некогда сильный духом бизнесмен сдает свои позиции и становится безвольным, начинает пить, искать самоутверждения на стороне. Многие, как правило, уходят из семьи. Таких случаев очень много. А бывшие жены не понимают, что послужило причиной разрыва.
Такой женщине можно помочь, если она этого хочет.