Актюбинская земля богата талантами. Отрадно, когда земляки достигают высот, и еще приятнее, когда они приезжают на родину, чтобы поделиться успехами. Ерсаин и Едиль Басыгараевы родились в Шалкаре. Они сыновья местного кюйши, домбриста Бакыта Басыгараева. Недавно оба вместе с казахским оркестром областной филармонии приехали в родной город, чтобы отыграть юбилейный концерт Ерсаина Басыгараева.
Край любителей домбры
Шалкарский районный Дом культуры удивляет своими размерами. Среди частных домиков это здание высится как айсберг. Внутри отремонтированный холл, коридоры. А концертный зал не меньше, чем в самой филармонии. «Культуру в Шалкаре уважают!» — замечает кто-то из приехавших артистов. И правда: музыкантов встретили на вокзале, угостили обедом, и вот оркестр расположился в гримерках ДК. Полный зал публики всех возрастов терпеливо ждет начала концерта.
Ерсаин, старший из братьев-музыкантов, как было заявлено в афише, музыкальное училище окончил по классу домры-примы, а теперь возглавляет кафедру шертера в Алматинской консерватории. Но в этот вечер лично меня он удивил: чередуя домру и шертер, Ерсаин Басыгараев исполнял казахские, молдавские мелодии, русские вариации. Присутствовала и старинная музыкальная игрушка – удивительный, пляшущий на дауылпазе козлик — «ортеке». Ортеке очень обрадовал и детей, и взрослых, которые с веселым смехом смотрели на его прыжки, щедро комментируемые музыкантом.
Но, казалось, что молча играть Басыгараеву не очень интересно, поэтому он даже спел несколько песен под гитару приятным мягким тенором. Правда, публика отнеслась ко всему этому разнообразию довольно спокойно. Горячее шалкарцы принимали домбру в чистом виде. Например, когда играл младший брат Ерсаина Едиль.
В отличие от общительного старшего брата Едиль Басыгараев, кажется, вовсе не замечает зала. Тронув струны, он остается с музыкой наедине. Его игра на домбре – это глубоко личный процесс, при котором публике остается только тихо присутствовать и не мешать. Но слушателям трудно сдержать крики одобрения.
Совсем другой домбрист – Жайлау Асылханов. Его исполнение очень артистично, усыпано визуальными эффектами. Зал в восторге, старики довольно кивают, у детей горят глаза.
Правда, в завершение программы домбру в руки взял и сам юбиляр, чем весьма порадовал земляков. В подарок Шалкару Ерсаин Басыгараев привез сборник своих нот, которые вручил директору детской музыкальной школы Алмасу Сулейменову.
В поисках утраченного шертера
Каким образом в 80-е годы прошлого века в жизни домриста может появиться шертер, если тогда на нем почти никто не играл? Это первый вопрос, который я задала Ерсаину Басыгараеву после концерта.
— Я уже учился на последнем курсе консерватории по классу домры-примы. Мне стало интересно: что-то мы знаем про шертер, некоторые даже слышали его. А почему не играем? – начал Ерсаин Бакытович свой рассказ.
Древние и забытые инструменты в те времена искал и восстанавливал музыкант Болат Сарыбаев. А в консерватории факультатив по игре на шертере удалось ввести благодаря заведующему кафедрой Айткали Жаимову, декану Самату Мергалиеву и ректору консерватории Дюсену Касеинову.
Переучиваться на шертер после домры почти не пришлось. Трудности были только с самими инструментами – как их делать, из чего, где заказывать необходимое количество? Древние шертеры, найденные Сарыбаевым, имели деку из сплошного куска кожи, безладовый гриф и жильные струны. Новые стали делать с декой наполовину из клена и нейлоновыми струнами, врезали лады. А репертуар стали набирать из домбровых кюев и сочинений для других родственных инструментов.
В 1989 году Ерсаин Басыгараев съездил в Москву на семинар, проводимый при Гнесинке. Там он со своими учениками дал небольшой концерт на новообретенных шертерах. Необычный инструмент с мягким бархатным звуком вызвал живой интерес у московских музыкантов. А Ерсаин Бакытович увез в консерваторию благожелательный отзыв и настойчивую рекомендацию основать профессиональный класс шертера.
Теперь студенты доцента Басыгараева занимают призовые места, дают концерты. А начиналось все с вопроса: почему мы не играем на шертере?
Каждой публике свой инструмент
Не смогла я обойти вниманием и сдержанную реакцию зала на тембровое разнообразие. Перед какой публикой легче играть – перед профессионалами или тут, на родине, где все знали твоего отца и тебя помнят малышом?
— Так играть, как сегодня, мне легче на академической сцене. Профессионалы оценят тембр, звук, репертуар. Легко мне было играть, например, в вашей филармонии, — объяснил Ерсаин Бакытович. – А здесь люди ценят традиционный звук, домбру. Я так и рассчитывал, что сначала покажу свой главный репертуар, а потом отдам должное домбре!
Шолпан ТУЛЕУЛОВА