В Астане, в Президентском центре культуры состоялась презентация
уникального по форме и содержанию проекта «Қазақтың дәстурлі мың күйі» («1000 казахских традиционных кюев»), которая, несомненно, войдет в анналы новейшей истории нашей страны. Как отметил министр культуры РК Мухтар Кул-Мухаммед, по поручению Главы государства в рамках программы «Культурное наследие» впервыев результате многочисленных поисков,экспедиций, исследований было собрано и систематизировано богатейшее музыкальное наследие Казахстана.
М узыкальные произведения, вошедшие в антологию, соб-
раны из материалов Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи, «Золотого фонда» Казахского радио, Национальной библиотеки РК и частных архивов, а также записаны в исполнении отдельных музыкантов на студии.
Редакционную коллегию возглавил министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед. В нее вошли также вице-министр культуры Аскар Бурибаев и художественный руководитель «EL production company» Галым Доскен, известные кюйши Сержан Шакират, Каршыга Ахмедьяров, Айтжан Токтаган, Билял Искаков, Базархан Косбасаров, Талгат Мукыш. Прекрасное подарочное издание состоит из книги на трех языках и альбома с 41 CD.
Книга открывается своеобразным предисловием «Вершинное искусство нации», в котором Президент Нурсултан Назарбаев дает высокую оценку проекту. Далее следует обстоятельный обзор «Инструментальная музыка казахского народа», который сделали искусствоведы и исполнители Айтжан Токтаган, Мурат Абугазы, Талгат Мукыш и Саян Акмолда. Они анализируют особенности исполнительских традиций разных регионов, называют имена известных кюйши, причем речь идет не только о домбровой музыке, но и о кюях для кобыза и сыбызгы.
Инструментальная музыка казахского народа
Казахи — прямые наследники неповторимой культуры тюркской кочевой цивилизации. Жившие до начала прошлого века в условиях кочевничества, они, несмотря на коренные изменения условий жизни в современную эпоху, смогли сохранить основы своей духовной культуры. И самым прекрасным, и одновременно самым сокровенным наследием этой культуры является традиционная музыка, насчитывающая тысячи образцов самого разнообразного по видам и жанрам музыкального и музыкально-поэтического творчества.
Кюи — богатейшая часть этого музыкального достояния; это — один из самых высоких жанров инструментальной музыки, содержание и форма которой, развиваясь, достигли совершенства.
Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация. Говоря в общем, кюи — это инструментальные пьесы, весьма небольшие по времени звучания (2-4 мин.), но очень глубокие по содержанию и отточенные по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления.
Домбровые кюи
Кюи исполнялись, в основном, на трех инструментах — домбре, кобызе и сыбызгы (продольная флейта). Наиболее распространенной и одновременно самой развитой, достигшей профессионального уровня областью инструментальной музыки являются домбровые кюи.
Казахская домбра, которую казахи ставят в доме на самое почетное место (төр), отличается мягкостью, бархатистостью звучания и большими выразительными возможностями.
Одна из причин популярности домбры в том, что под ее аккомпанемент звучат также и традиционные казахские песни устно-профессиональной традиции. Но жанром, по-настоящему раскрывшим тембровые, звуковысотные и технико-исполнительские возможности инструмента, является, конечно, кюй, который, начав формироваться еще в древности, достиг пика своего развития и совершенства в XIX веке.
В целом в домбровой музыке по исполнительско-стилевым и музыкально-структурным параметрам кюи подразделяются на 2 традиции — шертпе и токпе (төкпе).
Восточно- казахстанская домбровая традиция
Территория восточной домбровой традиции охватывает весьма обширное пространство, так как к ней относятся не только области Казахстана, но и прилегающие территории КНР (Синьцзян) и Монголии (Баян-Ульгей). Истоки этой традиции, основу которой составляют древние кюи-легенды, лежат очень глубоко. Значительное место занимают в восточных кюях также исторические кюи.
Один из самых примечательных персонажей казахской истории — кюйши Кетбуга. Знаменитый Кетбуга был современником Чингисхана и прославился как мужественный батыр, мудрый бий и выдающийся кюйши. В антологию вошел «Кюй Кетбуги» как историческое произведение той эпохи.
Самый крупный представитель восточноказахстанской домбровой традиции — кюйши Байжигит, который внес выдающийся вклад в развитие инструментальной музыки и расцвет кюев-шертпе. Живший во времена хана Абылая, Байжигит по народным преданиям сочинил около 300 кюев, за что был прозван «демоном кюев». До нашего времени кюи Байжигита донес домбрист Жунисбай, а сегодня их лучшим исполнителем является его внук Таласбек Асемкулов, активно пропагандирующий творчество великого кюйши.
Весьма разнообразны по тематике кюи Бейсенби Доненбайулы, основавшего в окрестностях Алтайско-Тарбагатайского и Илийского округов Синьцзянского края свою школу.
Еще один выходец из Тарбагатайского края — Кайракбай Шалекен-улы — замечателен тем, что был не только кюйши-домбристом, но и кюйши-сыбызгистом. Также часть восточной домбровой традиции представляет Илийский округ Синьцзянского края, где жил и творил его видный представитель Ашим Дуншиулы. Большинство кюев Ашима, которого за мастерство исполнения прозвали «Золотые пальцы», дошли до нас благодаря замечательному домбристу Камалу Макайулы.
Домбровая традиция Жетису
Весьма интересной и многостилевой представляется и инструментальная музыка Жетису, которая до недавнего времени оставалась малоисследованной.
По причине того, что плохо сохранились не только древние кюи, но и имена авторов этого региона, многие дошедшие до нашего времени кюи-легенды стали народными. Загадочны названия древних кюев и содержание их легенд: «Аққу» (Лебедь), «Аққудың зары» (Плач лебедя), «Жеті атан — Ерке атан» (атан — холощеный верблюд), «Мұңлық — Зарлық» (имена героев легенды) и др. В домбровой традиции Жетису, корни которой, как мы видим, тянутся из глубины веков, сложились к XIX веку две крупные школы, связанные с именами выдающихся кюйши — Байсерке и Кожеке. К нашему глубочайшему сожалению, сохранилась лишь небольшая часть кюев Байсерке, которая дошла до нас благодаря домбристам Кожабеку, Саткынбаю, Катшыбаю, Темирбеку Ахметову.
Особняком стоит в регионе Жетису домбровая школа Кожеке Назарулы, которая тесно взаимосвязана с синьцзянскими школами восточного региона.
Аркинская домбровая традиция
Самый выдающийся представитель домбровой традиции региона Арка, вобравшего в себя обширную территорию северо-восточных и центральных областей Казахстана, — Таттимбет Казангапулы. В кюях Таттимбета очень активно использовались такие приемы игры, как алма-кезек (поочередная игра на струнах, рождающая одноголосную фактуру), прием длительного звучания одной струны и другие.
Большинство кюев Таттимбета дошло до нас благодаря кюйши-домбристу Абикену Хасенову. Талантливыми последователями, активно пропагандировавшими наследие великого кюйши, были Аккыз Ахметова, Апике Абенова, Жаксылык Омашев, Уали Бекенов, Магауия Хамзин.
Приверженцами обновленной традиции шертпе, верными спутниками, учениками и последователями Таттимбета были видные кюйши аркинского региона Тока, Абди, Сембек, Кыздарбек. Когда речь заходит о школе Таттимбета, в первую очередь называют имя самого видного кюйши этой школы — Тоқа Шон-манулы. В народе его называли по родовой его принадлежности «Сайдалы сары Тоқа». Будучи младше Таттимбета на 15 лет, он стал его учеником, а позже — соратником по искусству. Все, что знал и умел, Тоқа передал своим последователям — Кыздарбеку, Абди, Баубеку. Дошли до нас весьма многочисленные кюи и самого Тоқа.
Одной из неразгаданных личностей в домбровой традиции шертпе остался кюйши Ашимтай, который в своем единственно сохранившемся кюе «Қоңыр қаз» («Коричневый гусь») языком кюя смог передать одно из прекрасных мгновений, состояний самой природы. Не дошло до нас и творчество (кроме одного кюя) именитого кюйши Дайрабая. Эти единичные образцы кюев передал нам известный домбрист Магауия Хамзин.
Каратауская домбровая традиция
Самым видным представителем каратауской домбровой традиции является Сугур Алиулы. Мастер шертпе-кюя, оставивший глубокий след в инструментальной музыке, Сугур блестяще освоил творчество представителей предыдущего поколения — Таттимбета и Тоқа, а затем развил далее в своем творчестве искусство шертпе как в плане содержания, так и в плане расширения средств музыкально-художественной выразительности. Поскольку Сугур был учеником знаменитого кюйши-кобызиста Ыхласа Дукенулы, он в своем творчестве осуществил синтез двух традиций — кылкобызовой и домбровой, и это наложило определенный отпечаток на кюи Сугура, отличающиеся особым интонационным складом.
Особое место в ряду мастеров-исполнителей кюев Сугура занимает кюйши и домбрист Толеген Момбеков. Его отличает своеобразная манера исполнения таких кюев Сугура, как «Қосбасар», «Жолаушының жолды қоңыры», «Бес жорға», «Қаратау шертпесі», «Телқоңыр», «Шалқыма», «Бозінген». Видный представитель школы Сугура
Т. Момбеков — автор множества собственных кюев. Итак, в антологии весомое место заняли творения каратауских кюйши — Сугура, Бапыша, Толегена, Жаппаса, Боранкула, Айкена.
Домбровая традиция Сырдарьинского края
До последнего времени малоис-следованные кюи сырдарьинского региона в настоящее время активно собираются и входят в исполнительскую практику и научный оборот благодаря усилиям жыршы и филолога Б. Жусупова (сборник «Кюи Жидели Байсына», А., 2000 г.). В этом регионе нашли продолжение музыкальные традиции, заложенные еще в конце XVIII века такими кюйши, как Курманай Торемурат, Асан Конек, Бекпенбет. В числе кюйши последующих поколений можно назвать имена трех выдающихся кюйши — Мырза Токтаболатулы, Алшекей Бекпенбетулы, Досжан Куракулы.
Сегодня известно свыше 20 кюев Мырзы, среди которых «Асан Қайғы» (Легендарная личность — Асан Печальный), «Бұғының күйі» (бұғы — олень ), «Баулы ешкі» (Ручная или привязанная коза), «Алпыс екі Ақжелеңнің бауыр шешпесі» (Развязка «родственного узла» 62 акжеленов), «Ташауыз» (название местности).
Кюи Мырзы, Курманая Торемурата, Жалдыбая, сохранившиеся в регионе народные кюи с большим мастерством и оригинальной манерой игры исполнял и активно пропагандировал прекрасный домбрист из Казалинска Наби Жалимбетов.
Западно- казахстанская домбровая традиция
Западный Казахстан — край самобытного развития инструментальной музыки, которая предстает здесь во всем своем богатстве и расцвете. Блестящая плеяда кюйши этого региона — Богда, Махамбет, Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Мамен, Туркеш и другие — обогатили сокровищницу не только казахской музыки, но и общетюркской. Историческая личность, батыр, жырау и кюйши, который стоял у истоков создания домбровых школ Западного Казахстана, — Махамбет Отемисов. Кюи Махамбета созвучны с образцами древней эпической традиции жырау, являясь одновременно «музыкальным портретом» военного времени (середина XIX века) и его героев — Исатая и Махамбета, которые всю свою жизнь провели во Внутренней (Бокеев-ской) орде.
Мотивы мужественности, героики, которые есть в толгау (эпический жанр) Махамбета, нашли свое продолжение и в творчестве его последователя — Курмангазы, равных которому по масштабу музыкального дарования не было во всем Западном Казахстане. Величайший представитель западноказахстанской традиции, прозванный в народе «күй атасы» («отец кюев»), Курмангазы Сагырбайулы — композитор, известный всему миру. Творчество Курмангазы отличается разнообразием тематики, насыщенностью музыкально-звуковой палитры, мощной динамикой и развитостью ритмо-штриховой техники.
Таков же масштаб дарования талантливой ученицы Курмангазы — Дины Нурпеисовой. Женщина-кюйши не только достойно продолжила, но и развила в своем исполнительском и композиторском творчестве достижения Курмангазы, героико-драматическое и гражданственно-демократическое направление его школы, соединив традиции XIX и XX веков. В ее кюях нашло также продолжение новаторство Курмангазы в области жанров и тем домбровой музыки.
Глава второй школы, второго направления западноказахстанской домбровой традиции XIX века Даулеткерей Шыгайулы — личность особенная, а его творчество — неповторимая страница истории казахской музыки. В домбровой традиции в связи с особой манерой исполнения и характером инструментальной мелодики в кюях сложились понятия «төре күйлері» (кюи торе — чингизидов), «төре тартыс» (стиль исполнения торе), «төре қағыс» (штрихи торе).
Большое место в казахской инструментальной музыке XIX-XX вв. занимает творчество Казангапа Тлепбергенулы. Пробивший в западноказахстанской домбровой традиции свою дорогу, Казангап основал самостоятельную композиторско-исполнительскую традицию. Одной из несомненных его заслуг является развитие жанра «Ақжелең», основу которого составляли, по преданиям, 62 кюя.
Домбровая традиция Мангыстау
На Мангыстау хорошо сохранились как древние кюи, так и исторические, сопровождаемые интереснейшими легендами и рассказами, в том числе об айтысах и тартысах; среди них — кюи многочастного, циклического строения. Крупнейший представитель, глава и старейшина мангыстауской домбровой традиции — Абыл Таракулы. Дошедшие до нас величаво-эпические, философские по содержанию кюи Абыла «Абыл» и «Нарату» — в ряду вершинных произведений казах-ской музыки.
Еще один выдающийся представитель региона Мангыстау — Есбай Балустаулы — автор циклического кюя «Үш ананың тартысы» («Тартыс трех родов»), который можно назвать украшением творчества этого кюйши. Таким же прославленным кюйши полуострова Мангышлак является Есир Айшуакулы, который создал произведение вроде степной симфонии — многочастный циклический кюй под общим названием «Тоғыз түйеші» (Девять погонщиков верблюдов). Автором айтысов, тартыс-кюев стал также известный, популярный в Мангыстау кюйши Кулшар, один из циклических кюев которого состоит из отдельных кюев с интересными рассказами-әңгіме: «Қыз қамаған», «Кербез керік», «Ат жортақ», «Сық-сақ», «Кебіс қалған», достойные театра миниатюр.
Всегда по-особому упоминается среди мангыстауских кюйши имя Оскенбая — одного из самых знаменитых личностей Мангыстау: он был не только прекрасным кюйши и жыршы, но и одним из «Адайдың жеті қайқысы» («семеро лучших певцов рода адай»).
Кюи новой эпохи
В антологию отдельной группой вошли произведения современных кюйши, которые вносят свой вклад в дальнейшее профессиональное развитие казахской музыки. Наряду с произведениями основателей современно-композиторской школы Казахстана, такими, как академик
А. Жубанов, С. Мухамеджанов,
М. Койшибаев, Х. Тастанов, Р. Омаров, Н. Тлендиев, К. Кумисбеков, здесь даны современные кюи следующего поколения музыкантов —
М. Аубакирова, А. Мырзабекова,
М. Калауова, А. Ескалиева, С. Балмагамбетова, Ш. Абильтаева, К. Ахмедиярова, А. Жаимова, К. Тасбергенова, С. Турысбекова, С. Кусаинова, А. Желдибаева, М. Сыдыкова.
Кюи для кобыза и сыбызгы
В 70-е, 80-е годы прошлого столетия европейские исследователи В.Бахман и С.Дончев убедительно доказали, что кобыз и ему подобные смычковые инструменты кочевых народов Центральной Азии — древние прототипы таких распространенных сегодня во всем мире красивых струнных инструментов, как скрипка и виолончель.
Древними кобызистами были бақсы, абызы (жрецы, старейшины) и жырау (древний тип эпического певца-сказителя), но дошли лишь имена некоторых из них. Так, мы можем говорить об известных по казахскому эпосу и легендам Сыпыра жырау, Кетбуга жырау, о бақсы Койлыбае, Кербале, Каракоже, Шумене, Баубеке, Жамансарте, Тилеке и др. Загадочный цикл кюев Коркута (о Коркуте) унаследовал Сокыр Нышан, который будучи бақсы, был, вероятно, замыкающим в традиции исполнения кобызовых кюев в сфере шаманского ритуала.
Но «золотым веком» расцвета кобызовой инструментальной музыки нужно считать XIX век. В это время жили и творили такие известные кюйши, как Ханкожа, Ерден, Дукен. И все же самым крупным, можно сказать, великим кюйши, наследие которого в более или менее полном виде дошло до нас, стал Ыхылас: он направил развитие традиции в новое русло и оставил нам бессмертные творения. Род Ыхыласа называют семипоколенным родом кобызистов.
В антологию «1000 казахских традиционных кюев» вошли кюи Коркута (о Коркуте), кюи баксы XVIII-XIX века — Баубека, Козбена, Тлепа.
Еще один казахский музыкальный инструмент, дошедший к нам из глубины веков — сыбызгы. Этот инструмент, который относится к типу самых древних, особенных по конструкции духовых инструментов, завораживал своими волшебными звуками тысячи поколений кочевников-казахов.
Несмотря на простую конструкцию сыбызгы по сравнению с другими духовыми инструментами, весьма сложна техника извлечения звука. Искусство игры на сыбызгы было развито еще в XIX в регионах Восточного и Западного Казахстана, где сформировались собственные исполнительские традиции.
Вершинное искусство нации
Кюй — вершинное, полное магии и очарования, завещанное предками священное искусство, неразрывная часть души народа с древнейших времен до наших дней. Осуществление проекта «1000 казахских традиционных кюев» в рамках Государственной программы «Культурное наследие», задуманной с целью изучения, систематизации и осмысления исконной национальной культуры, я расцениваю как значительное событие в истории национального музыкального искусства.
Как говорил великий Абай: «Проникнув в душу, слух ласкает душевная песня и сладостный кюй», не одно поколение казахов выросло и было воспитано на высоком и благородном наследии таких великих кюйши, как Курмангазы, Даулеткерей, Байжигит, Таттимбет, Казангап, Сугир, Тока и Абыл.
Строгий и тщательный отбор в проект «1000 казахских традиционных кюев», охватывающий также кюи для кобыза от Коркыта до Ыхыласа, а также кюи для сыбызгы-флейты от Сармалая до современных мастеров-исполнителей, несомненно, повышает значимость и ценность данного проекта.
Ярким свидетельством культурной общности и единства нашего народа с его древними музыкальными корнями следует признать тот уникальный и отрадный факт, что в данном проекте нашли отражение и гармонию музыкальные традиции и школы не только разных регионов страны — запада, востока, Арки, Каратау, Семиречья, Присырдарьи и Мангыстау, но и казахов Монголии и Китая.
Тысяча избранных кюев в исполнении выдающихся, всенародно признанных казахских домбристов —
Д. Нурпеисовой, К. Жантлеуова,
Ж. Каламбаева, Д. Мыктыбаева,
Т. Момбекова, Г. Аскарова, У. Бекенова, К. Ахмедьярова, А. Ескалиева, А. Улькенбаевой и других, как золотое сокровище нации, обрели путь к сердцу народа. И я убежден в том, что это благородное искусство останется духовным достоянием и богатством нынешнего и будущих поколений, будет источником вдохновения и найдет свое гармоничное продолжение.
Нурсултан Назарбаев