В первые годы независимости страны начинала свое становление и актюбинская археология. Если в 1990-е годы исследователи работали на голом энтузиазме, сейчас они занимаются делом, не отвлекаясь на насущные проблемы. Обо всем подробно рассказывает ученый Арман Бисембаев, который стоял у истоков этого направления науки.
35 лет в степи
Кандидат исторических наук Арман Бисембаев в этом году отмечает своеобразный юбилей своей деятельности в археологии. По его словам, на заре независимости он решил посвятить жизнь изучению своих корней и получил благословение от учителя Сергея Юрьевича Гуцалова.
Одним из значимых событий в этом деле он выделяет исследование урочища Оркаш. В 1992 году с могильника недалеко от нынешнего аула Караколь в Мугалжарском районе нашли каменный жертвенник, на ножках которого изображен горный козел (тау теке), не обитающий в наших краях.
— Тогда нам удалось застать прекрасного человека, мир ее праху, Аглен Курмангалиевну Ермагамбетову, директора овцеводческого совхоза. Она помогла всем необходимым, техникой и питанием. Это был один из первых примеров спонсорской помощи руководителя, которая болела душой за дело, — вспоминает Арман Бисембаев. – Могу сказать, отсюда началось мое становление. Тогда, будучи старшекурсником, для себя твердо решил, что стану археологом и буду изучать свой край, свою историю.
Курганы элиты
Местность знаменита прекрасным природным заповедником, где произрастает своеобразная растительность, в том числе хвойные и папоротниковые, бьют родники, есть песчаные массивы. Как утверждает ученый, определенная природно-географическая ниша сохранилась с эпохи конца палеолита-начала мезолита.
Подобных реликтовых урочищ в Западном Казахстане всего два. Аналогичный пейзаж можно встретить на границе ЗКО и нашей области. Пески Аккумы – осколки реликтовых лесов, когда палеолитические фауна и флора отступали на север.
— Эти две местности на территории запада нашей страны привлекали к себе кочевников, и именно там были расположены памятники кочевой элиты. Потому что элита всегда забирала себе лучшие места, — подчеркивает археолог. – Но в отличие от других археологических памятников в урочище Оркаш мой руководитель Сергей Гуцалов выявил смешанную элиту. Тогда мне, еще мальчишке, объяснил, что на этих памятниках четко отражены три составляющие кочевого мира: причерноморские скифы, приаральские саки (массагеты) и автохтонное население.
В 2019 году в области инициировали программу по изучению археологических памятников различных эпох. Кстати, тогда же были найдены в могильнике Таскопа-1 в Темирском районе останки сарматского вождя в золотом обличии и сделана его реконструкция.
В прошлом году ученые снова вернулись в урочище Оркаш для изучения сако-сарматских памятников середины первого тысячелетия до нашей эры.
Кстати, в том же, 2023-м, году Арман Бисембаев награжден медалью «Ерен еңбегі үшін».
К раскопкам подключились известные специалисты Газиз Ахатов из Алматы и Юрий Паршин из Караганды. Арман Ауганович предлагает не заострять внимание на найденных горшках, оружии или других изделиях той эпохи, хотя могильники отличаются богатым своеобразным обрядом, причем элитарность подчеркивается не только золотыми предметами.
— Стоит выделить массивность возведенных насыпей. Это сколько людей должны были трудиться, чтобы построить такое надгробное сооружение! Хотя мы их называем курганами, на самом деле они являются разрушившейся частью замкнутого мавзолея, воздвигнутого вождю, — поясняет руководитель экспедиции.
Край гуннского мира
Другой, не менее уникальный могильник Аксу был исследован недалеко от села Актасты в Айтекебийском районе.
— Могильник Аксу — это некоего рода противоположность Оркашу. Если Оркаш – это кочевая сарматская элита, то Аксу является самой что ни на есть периферией гуннского мира современного Западного Казахстана, — уточняет археолог. – Здесь мы выяснили, как проживало на окраине достаточно бедное население в весьма неспокойный период, в первые века (II-IV) нашей эры, примерно через 700 лет после сарматов. Хотя гунны подчинили себе оставшихся сарматов, значение и сила которых к концу первого тысячелетия значительно снизились. Элита начинает двигаться в северное Причерноморье, покоряя остатки скифов.
Как утверждает ученый, гунны перед рывком на Причерноморье полторы-две сотни лет временно сгруппировались на территории нынешнего Западного Казахстана. После начали трясти всю Европу во главе с Атиллой. На самом деле их родина — Забайкалье-Западная Монголия и территория современной Бурятии (РФ).
Гуннам характерна немного иная система подхода к погребальным обрядам. Они строили самые разнообразные сооружения, которые сейчас представляют собой прямоугольную большую ограду 15 на 15 метров и даже 30 на 30 метров. Или делали наоборот два сооружения, соединенных перемычкой, а хоронили покойника в одном из углов или на выходе.
— Мы наблюдаем интересный момент. Как бы гантелевидные курганы, два круга, соединенные перемычкой, показывают половые различия, — рассказывает археолог. – Мужчин хоронили именно в западной половине, это как бы сторона смерти. Женщин – на противоположной стороне. Восток отвечает за деторождение, появление новой жизни.
Есть другой пример четкого прослеживания гендерного сопровождения. Женщину в могильнике Акбулак (Уилский район) обнаружили в восточной половине, а рядом – бронзовый чайник из Китая. Мужчину сопровождал римский ковш, то есть из западной части мира. В целом Уило-Кобдинский локальный микрорайон был одним из центров обитания гуннов на территории нынешней Актюбинской области.
Напомним, в 2018 году останки вождя с позолоченной воинской амуницией и предметами верхового коня случайно обнаружены в одном из карьеров по добыче стройматериалов недалеко от Актобе на берегу реки Илек. Его скульптурная реконструкция была презентована в прошлом году и сегодня является достоянием историко-краеведческого музея.
Новый подход к изучению
Стоит отметить, что первоначальные результаты исследований впервые будут озвучены буквально на днях, 28 октября, на международном конгрессе кочевничества в Казани. Инициатор мероприятия — институт археологии Татарстана — пригласил также ученых Японии, КНР и других стран.
— Самое время выходить на международный уровень. Хотим, чтобы заговорили о находках и ученых нашей области. На этой конференции намерен пригласить к расширенному сотрудничеству иностранцев, — говорит Арман Бисембаев.
Он считает необходимым привлечь к исследованиям найденных материалов генетиков и других специалистов мультидисциплинарного направления. Несмотря на собранные материалы, такие аспекты, к сожалению, упускаются из вида. Достаточно сделать химический анализ человеческих костей, и можно выяснить, чем питались, болели, какие металлы отлагались, какие были вредные воздействия, связанные с добыванием руды у металлургов той эпохи и многое другое.
К примеру, по бугристости прямых трубчатых костей можно узнать занимался ли человек физическим трудом. Химический анализ животных костных останков или разнообразных изделий может рассказать нам о многом. Даже изучение простого горшка с остатками земли может показать, какая пища была внутри: молочного, животного или растительного происхождения.
Пока есть предварительные договоренности со специалистом из Мичиганского университета (США), с которым Арман Бисембаев намерен вплотную работать по костным останкам.
— Тридцать лет занимаюсь любимым делом, читаю лекции, пишу статьи и книги. Потому что моя земля — Западный Казахстан, а в нем наша область – богатейшая часть общемировой истории. Наш регион находится в районе контактной зоны, оттого нашу территорию ни на какую другую не променяю. Хочу об этом сказать всем. Меня звали работать в Астану и другие города, но не согласился. Я люблю свой край, — делится сокровенным кандидат исторических наук Арман Бисембаев.
Абат КАРАТАЕВ
Фото из архива «АВ»