Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Мы лучшие во всем!

— считает Зейнолла Толеубай, директор Актюбинского гуманитарного колледжа. Руководитель ссуза рассказал о деятельности своего учебного заведения, достижениях, а также намеченных планах. Одному из старейших ссузов области, которому в этом году исполняется 90 лет, действительно есть чем гордиться.

Учебное заведение было образовано в 1922 году как педагогический техникум. Затем в 1937 году техникум преобразовали в педучилище, а в 1993 году оно приняло статус педагогического колледжа. В 1997 году педколледж путем присоединения к нему Актюбинского колледжа культуры реорганизовали в Актюбинский гуманитарный.

Это одно из немногих в республике учебных заведений, имеющих богатый исторический и педагогический опыт деятельности.

В разные годы в нем учились видные деятели государства, науки, искусства и литературы, такие как

Узакбай Кулымбетов,Ахмет Жубанов, Утебай Канахин,Рабига Сыздыкова, Бакир Тажибаев и другие.

 

— Зейнолла Кемейдоллаевич, каковы достижения на сегодняшний день?

— Колледж действует в непрерывно развивающейся конкурентной среде, оказывает образовательные услуги на областном и региональном уровне в рамках государственного образовательного заказа и на договорной основе.

Главным критерием педагогической работы, безусловно, является задача дать обучающимся прочные профессиональные знания и навыки. В этом вопросе роль внешней и независимой оценки качества профессиональной подготовленности специалистов особо подчеркнута Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана.

Республиканский центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации дал независимую оценку знаниям выпускников нашего колледжа. Итоги, на мой взгляд, блестящие: 94 процента выпускников подтвердили свои знания на «отлично» и «хорошо» на тестовых экзаменах 16-18 мая текущего года. Учащиеся Анаргуль Жакупова, Гульжанат Жубанова, Суюмхан Калдыбаева, Асем Уразалиева, Лайла Абиева и Асылзат Исабек набрали 100 баллов из ста возможных. Качество образования улучшилось на 46 процентов по сравнению с 2010 годом и на 13 процентов по сравнению с 2011 годом. Колледж подтвердил грант акима области «Лучший колледж области», полученный в 2011 году по итогам областного конкурса педагогических достижений. Такие показатели являются результатом системной творческой работы всего педагогического коллектива.

— По каким специальностям на данный момент колледж готовит кадры? Каковы ваши дальнейшие перспективы?

— Мы готовим кадры со средним специальным профессиональным образованием для сферы образования по восьми специальностям: «учитель начального образования», «учитель казахского языка и литературы основной школы», «учитель иностранного языка начального образования», «учитель музыки в огранизациях дошкольного и основного среднего образования», «учитель математики основной школы», «воспитатель дошкольных организаций», «педагог дополнительного образования», «учитель технологии основной школы». Для сферы культуры по трем специальностям: «руководитель хореографического коллектива», «дизайнер», «библиотекарь».

Основная задача колледжа — обеспечение педагогических учреждений области кадрами соответствующей квалификации. К примеру, в нашей области 67,5 процента школ являются малокомплектными. Вопрос подготовки кадров стоит остро. Проблема очень актуальна. Для ее решения в колледже с 2012 года вводится специальный курс по предмету «методика преподавания в малокомплектной начальной школе». А с 2013 года планируется начать подготовку учителей русского языка в основной школе и учителей информатики.

Немаловажным остается для нас вопрос трудоустройства молодых специалистов. Поэтому в планах расширение перечня педагогических специальностей, по которым в перспективе необходимо готовить востребованные кадры.

— Раз уж заговорили о трудоустройстве, расскажите, насколько востребованы выпускники колледжа на современном рынке труда. И потом, сейчас много внимания придается реализации республиканской программы «С дипломом — в село». Много ли ваших выпускников начинают свой трудовой опыт с села?

— В колледже обучаются в основном учащиеся из сельской местности нашей области и их трудоустройство опять-таки связано с селом. Поэтому, выполняя программу «С дипломом — в село», мы тесно работаем с акиматами районов в рамках подписанного между сторонами договора о сотрудничестве.

В 2011 году 122 наших выпускника устроились на работу в сельской местности. Это 85 процентов от всех выпускников колледжа. В этом году в педагогический корпус области вольются 447 молодых специалистов — выпускников нашего колледжа. Это 56 воспитателей дошкольных организаций, 38 учителей начальных классов, 55 учителей английского языка в начальной школе, 27 учителей казахского языка и литературы, 40 учителей математики основной школы, 18 учителей музыки. Выпускаются еще 49 специалистов в сфере культуры.

Наши выпускники имеют высокую профессиональную подготовку и поэтому все они на самом деле востребованы.

— Что вы можете сказать о качественном составе педагогического коллектива?

— В колледже трудятся более 200 преподавателей, практически половина из них имеет высшую и первую квалификационную категорию. Среди них 8 магистров, 2 обладателя нагрудного знака «Ы. Алтынсарин», 11 имеют звания «Почетный работник образования Республики Казахстан». Преподаватели колледжа принимают активное участие в научных семинарах и конференциях, а также в общественной жизни города и области. Наше методическое объединение разработало более 20 пособий и практикумов.

— Расскажите о социальных партнерах колледжа и условиях для обучающихся в вашем колледже детей-сирот.

— Мы тесно сотрудничаем с акиматами районов, со школами и дошкольными учреждениями города и области. База профессиональной практики насчитывает 9 средних школ и 7 до-школьных учреждений. Практикой руководят опытные методисты, воспитатели и учителя — наставники, оказывающие методическую помощь.

Дети-сироты находятся под опекой и заботой государства. За каждым из них закреплен общественный педагог, контролирующий успеваемость и посещаемость, своевременную выдачу им социальных пособий. В течение всего учебного периода им оказывается материальная помощь и выделяются финансовые средства на питание, одежду и проезд в общественном транспорте, бесплатно предоставляется общежитие. К тому же 12 детей из малообеспеченных семей стоят у нас в очереди на приобретение жилья. Для поддержки детей-сирот привлекаются спонсоры. Педагогический коллектив благодарен за тесное социальное партнерство ТОО «Емшан», «Алем пласт», «Айс».

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития профессионального образования?

— Однозначно сформулировать ответ сложно. На мой взгляд, за прошедший период государство уделяло приоритетное внимание дошкольному и школьному образованию. Реализация целого ряда проектов, инициированных Главой государства, таких как «Информатизация общеобразовательных школ», «Балапан», «Переход на 12-летнее образование», «100 школ, 100 больниц» дала в области реальные позитивные результаты.

Система профессионального образования за эти годы прошла более сложный путь, пережила «лихие» годы оптимизации, когда повсюду в республике закрывались профессиональные училища и лицеи, преподаватели оставались без работы, материальная база приходила в упадок.

Но сейчас положение кардинально меняется. Президент страны в своем ежегодном Послании народу Казахстана поставил конкретные задачи перед Министерством образования и науки и акимами областей по модернизации системы профессионального образования.

В Актюбинской области, которая является локомотивом индустриально-инновационного развития Казахстана, система подготовки профессиональных кадров, безусловно, должна быть адекватной.

И сегодня мы видим, что выполнение поручения Президента проводится в области на основе глубокого экономического и социального мониторинга под системным контролем руководства области.

Колонка "Взгляд"