Седьмая глава Послания Главы государства «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» посвящена основам модернизации человеческого капитала. Особое место в ней уделено улучшению качества образования.[divider]
Бауыржан ЕРДЕМБЕКОВ, ректор Актюбинского государственного регионального университета имени Кудайбергена Жубанова, доктор филологических наук, профессор[divider]
Модернизация начинается с учителя
АРГУ начинался как педагогический институт, с физико-математического и исторического отделений, открытых 1 января 1935 года. Пережив ряд реорганизаций, в 1996 году он получил статус университета, который продолжает готовить педагогов всех специальностей, кроме преподавателей НВП.
В последнее время основной акцент делается на технические специальности, но не забываем — техников готовят школьные учителя химии, физики, математики. Если в школе, к примеру, не будет хорошего химика, то этот предмет учащиеся не выберут четвертым при сдаче ЕНТ, откуда же он возьмется для производства. Вот почему так важно поднять статус педагога.
Мухтар Ауэзов говорил: «Ел боламын десең, бесігіңді түзе» («Страна начинается с колыбели»). Этот посыл, в первую очередь, применим к педагогам дошкольного и начального обучения. Скрывать не стану, данная специальность не пользуется сейчас популярностью у молодежи. Отличники ее не выбирают, предпочитают получившие низкие баллы, рассчитывающие на грант. А ведь призвание работать в детском саду имеет не каждый абитуриент.
Статус учителя заключается не только в хорошей зарплате, хотя и это существенно, важнее уважение к нему, чего он, бесспорно, достоин. Вспомните, школьниками мы буквально прижимались к стене, когда навстречу шел учитель. Раньше, если учитель наказывал ученика, родитель принимал сторону педагога. Хорошо помню, как с друзьями бегал по крышам за голубями. Мы рисковали слететь с высоты, задеть оголенные электрические провода. Узнав об очередной нашей беспечной шалости, отец, а он был директором школы, заводил нас в кабинет и наказание начинал с меня. Ругал крепко, никогда ни один родитель не возмущался, потому что знал: педагог прав. Сегодня педагогу в воспитании приходится значительно труднее. Тут же в соцсетях поднимается шум: детей нельзя трогать, нельзя ругать. Хотя воспитание детей — первоочередная задача не учителя, не акима, а родителей. С них и должен быть первый спрос.
В профориентации простая агитация давно уже неэффективна. Наш центр маркетинга сделал ставку на многовекторную деятельность. Системно проводим встречи в городских и сельских школах. Профессора читают лекции, молодые ученые делятся своими достижениями. Студенты выступают с концертами. Широко присутствуем в соцсетях, активизировали наш сайт. Разработали гибкую систему предоставления льгот студентам.
Открываем новые и смежные специальности. Впервые у нас появились двойные образовательные программы: «химия — биология», «математика — физика», «математика — информатика», «физика — информатика», «география — история», «история — религиоведение». Такой шаг вызван реалиями.
К сожалению, наша область лидирует в республике по количеству малокомплектных школ.
Поэтапно переходим к полиязычию. По шести специальностям — физика, информатика, химия, биология, математика, дефектология — студенты сами выбирают язык обучения: казахский, русский или английский.
Итогом комплексной работы стало то, что в 2017 году в университет приняли около четырех тысяч студентов, это лучший результат среди региональных вузов. Сейчас у нас обучаются почти 11 тысяч человек, в планах довести этот показатель до 13 тысяч.[divider]
Жилье для студентов
Пятого марта Глава государства выступил с пятью социальными инициативами. Третья — о повышении доступности и качества высшего образования. Выделение дополнительно 20 тысяч грантов — новая возможность для молодежи получить знания, обрести жизненный фундамент и стать полезным обществу. Мы пересмотрели наш план приема и решили в этом году принять на первый курс около пяти тысяч абитуриентов. Задача амбициозная, если учесть, что окончат учебу полторы тысячи студентов.
На очном отделении обучается около 7 тысяч студентов, в основном иногородние. Полторы тысячи поселились в общежитиях, остальные снимают квартиры, живут у родственников. Эту проблему я вынес на обсуждение областного актива, посвященного инициативам Президента страны.
Мы имеем два общежития на 1 000 мест. В прошлом году построили новое девятиэтажное здание секционного типа на 500 мест, здесь внедрены цифровые информационные технологии. С этого момента охват составляет 90 процентов, но это формальная цифра, потому что в комнатах, где должны жить три студента, фактически разместились четыре. Следующим шагом стало переселение физико-математического факультета на ул. Гришина в учебный корпус по соседству с технопарком. Освободившееся здание переоборудуем в общежитие, вернем ему первоначальное предназначение. В итоге получим еще 500 мест. Сейчас готовим проектно-сметную документацию на новое строительство, чтобы к началу следующего года обеспечить жильем всех студентов, нуждающихся в общежитии.[divider]
Кадры для региона
Актюбинская область объявлена одной из четырех будущих агломераций. Имея статус регионального, АРГУ должен быть лучшим вузом Западного Казахстана. С этого года мы приглашаем абитуриентов из других стран. Наступивший год Глава государства объявил Годом Узбекистана в РК. Наша профориентационная группа уже съездила в Нукус и другие города соседней страны. Оказалось, там достаточно желающих приехать к нам. Мы предусмотрели льготы для этнических казахов, в том числе стопроцентную скидку на первый год обучения. Надеемся, что вслед за одаренной молодежью на историческую родину вернутся и их родители.
Конечно же, в поле зрения и местные старшеклассники. Будем проводить Дни районов с приглашением акимов районов. Они должны увидеть нашу базу, в каких условиях готовим специалистов, узнать, кто учится из их района, ведь этот выпускник через несколько лет вернется домой с дипломом. Мы заинтересованы в том, чтобы молодой специалист был обеспечен не только работой, но и жильем, другими социальными благами.
Важно не только обучить, но и позаботиться о трудоустройстве наших выпускников. Сегодня по государственной социальной программе «Серпін-2050» у нас обучаются 625 выходцев из Кызылординской, Мангыстауской, Атырауской областей, 130 из них оканчивают учебу. Откуда бы ни приехали, работать они должны в нашей области.
Парк координации инноваций
Заинтересованы мы и в привлечении молодых ученых. Для них приготовили жилплощадь в общежитии. По конкурсу уже приняли четыре человека. В начале учебного года пригласили и трудоустроили около 70 магистрантов. К 15 специальностям магистратуры в прошлом году добавили сразу 10, одна из них предполагает обучение на английском языке. Эффективно осваивать иностранный язык позволяет компьютерная программа «Rossetta stone».
Академическая мобильность в сотрудничестве с иностранными вузами наших студентов значительно возросла. В этом учебном году обучение в зарубежных вузах прошли 230 студентов. Приятно отметить, что мы получаем хорошие отклики о них.
В командировках — в Польше, Турции, Корее — узнал, что за рубежом технопарки автономны. Они не принадлежат конкретному учебному заведению, объединяя ученых ради решения глобальной задачи, реализации серьезных проектов. У нас же каждый университет может похвастать двумя-тремя сильными физиками, химиками, которые работают разобщенно, не сотрудничая друг с другом.
Наши технопарки больше похожи на экскурсионные площадки. Коллеги согласились с тем, что, объединившись, можем получить нормальную тему, выиграть солидный грант и реально развиваться. На днях пригласил в университет всех ректоров актюбинских вузов, чтобы поделиться этими мыслями, предложил объединить ресурсы. К примеру, наш парк инновационных технологий с двадцатью лабораториями имеет огромные возможности, которые могут возрасти в разы, если мы скооперируем весь научный потенциал.
Активно работаем над цифровизацией вуза. Создан центр цифровых технологий, призванный реализовать информационно-программный комплекс «Univer». Запущен центр обслуживания студентов «Темір қазық» по принципу одного окна. Полностью автоматизирован учебный процесс, начиная с приема и зачисления абитуриентов, планирования учебного процесса, проведения аттестации и заканчивая выпуском студентов. Продолжается цифровизация документооборота вуза, включая библиотеку, бухгалтерию.[divider]
Кабинеты воспитания патриотов
Важное значение придаем программной статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Открыты специализированные кабинеты и центры оказания содействия студентам в более глубоком освоении учебного материала. Это центр ораторского искусства, центр социализации «Сенім», кабинет психологической консультации «Сана», кабинет национального воспитания «Шолпы», коворкинг-центр и центр этнопсихологии.
Совместно с областным акиматом создали пилотный кабинет «Рухани жанғыру». Спонсоры помогли укомплектовать именные кабинеты: имени Кабак баба Айтулы, Тилеу батыра Айтулы, Дербисалы Беркимбаева, Мухтара Арына, Галымжана Нурышева.
В нашей области по инициативе акима области Бердыбека Сапарбаева нынешний год проходит под девизом «Бақытты бала» («Счастливый ребенок»). Нашим вкладом должно стать открытие 1 июня детского центра «Зерек», где мы будем приобщать малышей к ментальной арифметике, дадим основы информатики. Большие возможности дают хореографический зал имени Нурсулу Тапаловой, музыкальный зал имени Розы Жамановой.
В целом все эти шаги укрепляют позиции нашего университета как ведущего научно-образовательного центра Западного Казахстана.[divider]
Фото из архива «АВ»