Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На 35% увеличилось количество обращений потребителей

Больше всего нарушений выявлено в сфере торговли.

Облдепартаментом торговли и защиты прав потребителей (ДТЗПП) за январь-август этого года рассмотрено 812 обращений против 601 за аналогичный период 2022 года. Количество жалоб от потребителей на нарушения их прав увеличилось на 35%.

Анализ показал, что с каждым годом все чаще нарушения встречаются в сфере розничной (357), электронной (150) торговли и бытовых услуг (144). В результате рассмотрения удовлетворено 427 обращений, оказана правовая помощь 306 потребителям, 70 жалоб направлено на рассмотрение в соответствующие госорганы по их компетенции. Два обращения отозваны в связи с положительным решением вопроса. Потребителям области за 8 месяцев этого года возвращено 22,5 миллиона тенге, за тот же период 2022 года сумма возврата составила 21,9 млн тенге.

Об этом было сказано в отчете о проделанной работе профильного департамента в ходе заседания межотраслевой рабочей группы по вопросам защиты прав потребителей под председательством заместителя акима области Мавра Абдуллина.

— За указанный период к 13 субъектам предпринимательства приняты административные меры в виде предупреждения по факту отказа в возврате товара ненадлежащего качества и непредоставление ответа на претензию потребителя в течение десяти календарных дней продавцами и исполнителями услуг, — рассказала главный специалист облдепартамента торговли и защиты прав потребителей Гулзада Алматбаева.

Спикер также отметила, что Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года отметил: «Нам предстоит глубинная перестройка отношений в триаде «гражданин – бизнес — государство». В первую очередь государство обеспечит равенство возможностей и справедливость для всех» и поручил Правительству усовершенствовать соответствующие законодательные требования.

В этой связи Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции в новой редакции разработан проект Закона РК «О защите прав потребителей», который сейчас рассматривается в Мажилисе Парламента.

Новшеств много. Но главное, революционное изменение – потребитель при нарушении его права, например, при покупке бракованного автомобиля сможет сразу подавать иск в суд. Это очень важно, поскольку дисциплинирует продавцов.

В нем предусмотрено установление базовых принципов, на которых будет строиться законодательное регулирование защиты прав потребителей во всех сферах услуг, оказываемых субъектами предпринимательства, создание института омбудсмена и Национальной ассоциации общественных объединений потребителей.

Рассматривалась также проблема обмана и мошенничества в сфере интернет-торговли. Представители облдепартамента полиции сообщили, что подобные преступления наиболее часто совершаются с использованием сайтов Оlx.kz, Kolesa.kz, Market.kz, Krisha.kz и других торговых площадок путем размещения ложных сообщений, получения предоплаты, привлечения потребителей реализацией товаров и услуг по низким ценам. Обманным путем получаются банковские реквизиты, в основном через  различные фишинговые ссылки.

Жителям области необходимо обратить внимание на информационно-разъяснительную работу уполномоченных госорганов и общественных объединений.

На заседании были внесены предложения о принятии мер по усилению работы государственных органов в сфере защиты прав потребителей.

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото из архива «АВ»

📸Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"