Несовершенство законодательства в части регулирования рекреационных зон влияет на права потребителей.
В департамент торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области поступают многочисленные жалобы от граждан о нарушении прав со стороны субъектов предпринимательства в рекреационных зонах отдыха (парки, аквапарки, пляжи, базы отдыха и другие объекты, на которых оказываются услуги по организации отдыха). Посетителей там не знакомят с внутренними правилами о запрете проносить с собой продукты. Уже после оплаты входного билета отдыхающим с продуктами отказывали в оказании услуг.
При таких обстоятельствах Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК был дан комментарий о незаконности действий таких субъектов, организующих услуги отдыха и досуга, и о правах потребителей входить в зону отдыха со своими напитками и едой.
В соответствии с требованиями статьи 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона РК «О языках в Республике Казахстан». Информация о товаре (работе, услуге) в обязательном порядке должна содержать наименование товара (работы, услуги), а также виды и особенности предлагаемых работ (услуг).
Информация доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товару (работе, услуге), на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Если посетитель, оплатив входной билет, вошел в зону отдыха со своими продуктами, при этом владелец зоны не уведомил о существующих запретах, то отказ в предоставлении услуг потребителю по этой причине является незаконным.
Вместе с тем не все субъекты зон отдыха могут устанавливать правила о запрете доступа посетителей со своими продуктами, если это предусмотрено законодательством.
Так, рассматриваемые правоотношения, возникающие между потребителем и субъектами предпринимательства, относятся к публичным правоотношениям. Согласно статье 387 Гражданского кодекса РК, публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
В соответствии с пунктом 4 статьи 387 Кодекса, в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство РК может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).
Следует отметить, что вопросы деятельности рекреационных зон регулируются различными нормативными правовыми актами (в сферах туристкой, экологической, здравоохранения, архитектурной, градостроительной и строительной и др.). Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» регулируются общественные отношения касательно рекреационной ценности.
В этой связи в определенной сфере, к примеру, туристкой деятельности, уполномоченный орган вправе законодательно предусмотреть специальные правила посещения рекреационных туристских зон отдыха.
Проблемные вопросы правового регулирования рекреационных зон в части оказания услуг субъектами зон отдыха потребителям были подняты и обсуждены на видеоконференции 22-23 июня с участием представителей Комитета по защите прав потребителей, Комитета индустрии туризма, местных исполнительных органов, НПП Атамекен, Национальной лиги потребителей и других общественных организаций.
Поступали вопросы от представителей бизнеса о несении убытков и антисанитарии в случаях запрета на доступ в зоны отдыха посетителей со своими продуктами. А представители общественных организаций по защите прав потребителей поднимали проблемы о безосновательных запретах субъектами баз отдыха на посещение таких зон со своими продуктами. Иногда потребитель, оплатив входной билет и аренду домика, не может получить услуги, к примеру, по использованию мангальной зоны.
По итогам конференции участники пришли к мнению о дальнейшем совершенствовании законодательства по деятельности рекреационных зон, связанной с организацией отдыха.
Комитетом по защите прав потребителей будут направлены соответствующие рекомендации государственным органам.
Жумамурат АЛДАШЕВ,
руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Министерства торговли и интеграции РК
Фото из открытых интернет-источников