Накануне празднования 140-летия Актобе в течение семи дней горожане смотрели фильм о родном крае «Мой город на белом холме». Лица знакомых, позабытые страницы истории родной земли, волнующие мелодии, задевающие за душу слова, голоса, кадры — все это было снято с большой теплотой. Как создавался историко-документальный сериал на канале «Казахстан — Актобе», рассказывает читателям автор идеи и режиссер фильма Гульбану Укетайкызы.
— В мае по заказу городского маслихата было решено снять фильм об истории города, — говорит Гульбану Укетайкызы. — Конечно, тогда никто не собирался снимать сериал. Шла кропотливая работа по воссозданию хронологии развития города. Старейший работник областного музея, талантливый краевед Роза Баяновна Балдыгарина любезно предоставила свои экскурсоводческие лекции и была редактором проекта с самого начала работы до его завершения. А консультантом стала заслуженный работник культуры Рысжан Ильясова. Были использованы материалы областного архива, областного музея, книги Федора Тарасенко «Люди. Город. Годы. Жизнь». Кроме того, для фильма из областного архива города Оренбурга взяты редкие материалы. Сценарий переписывался десятки раз. Подбирались актеры, шел поиск реквизита, отрабатывалась актерская речь. Мы пытались в нескольких сериях поведать о людях, чье участие в становлении сегодняшнего города нельзя предавать забвению. Жаль, что анонс о том, что телеканал готовится снимать фильм об Актобе, шел несколько месяцев, а горожане стали приходить с фотографиями и воспоминаниями, когда фильм уже был смонтирован. Во время съемок благодаря горожанам были раскрыты неизвестные уголки истории нашего города. Жительница Актобе Лидия Котенко, внучка купцов Михиных (они построили в Актюбинске первый кинотеатр «Триумф», позже переименованный в «Пионер»), принесла 17 редких фотоснимков. Из них уникальнейший: на фото первый полный состав областного казахского драмтеатра, организованного в 1934 году. А среди актеров — красивая актриса Елемесова, исполнительница роли Шолпан в спектакле «Айман-Шолпан». Из архивов известно, что в 1938 году она изгнана из театра как байская дочь.
Тюльпаны нынче — редкие цветы
— Гульбану Укетаевна, расскажите о самых интересных моментах съемок фильма об Актобе.
— Труднее было работать с материалами прошлых лет. Как передать через часовой фильм, что пережили твои земляки? Приходилось чередовать исторические кадры с монологами актеров. Во вторую серию, где идет речь о годах гражданской войны, мы включили детский хор с песней «Мы красные кавалеристы», чтобы зритель легче воспринимал фильм. В кадрах о современном городе — молодые актюбинцы. Мы «ловили» людей у фонтанов, парков, объясняли, что снимаем фильм о городе. Многие отказывались, а кто согласился, вы их увидели.
— Тюльпаны и дети. Песня тоже запомнилась…
— Я помню из своего детства очень яркий эпизод: наша учительница вывезла в степь весь наш первый класс. Мы собирали тюльпаны, бегали друг за дружкой — и это осталось в памяти. К сожалению, в наше время найти степь с тюльпанами оказалось непросто, вокруг города все поля загрязненные. Дали клич всем знакомым: найти поле с тюльпанами. И однажды ранним утром мой водитель позвонил, мол, я нашел, где тюльпаны, но они уже отцветают. Срочно начали обзванивать всех, у кого есть маленькие дети, чтобы отснять их на фоне тюльпанов. Руководители культурных центров привезли целый автобус детей. Два часа снимали детвору, они собирали весенние цветы и были в восторге, а у нас получились замечательные кадры. Буквально на следующий день пестрая степь отцвела.
Если говорить о песне, она и вправду придала фильму особое обрамление. Это музыка Каната Айтбаева. А стихи об Актобе написаны 10 лет назад Андреем Молчановым по моей просьбе. Там 8 куплетов и все хороши. Не хотелось ничего убирать. Тогда пришла идея записать для фильма три варианта песни. Аранжировка Бахытбека Зейнелова просто замечательная! Песню «Мой город на белом холме» в фильмах исполнили Светлана Айтбаева, Марат Айтимов, Лера Царуш.
Куплеты о целине исполняет сама Гульбану Укетаевна.
Научить любить свой дом
— В фильме очень много воспитательных моментов. Такова была изначальная задумка?
— Да, во всех диалогах отца, дедушки, сына это просматривается. В ролях режиссер драмтеатра Магзом Бахытжанов, актер Азамат Айнагулов, 10-летний Нур Кереев. Отец и дед рассказывают мальчику о героях Великой Отечественной войны, об Алие Молдагуловой, о 312 стрелковой дивизии, о голоде, о великих людях. Это намек родителям, что нам, взрослым, своим детям всегда нужно рассказывать о прошлом. К сожалению, сегодня 20-летние молодые люди уже не знают, кто такой Ленин, кто такие белые и красные, — с горечью в голосе говорит Гульбану Укетаевна.
— Для меня было шоком, что молодые люди ничего не знают о концлагерях и о том, что наш народ перенес голод. Это не их вина, это вина наша, старшего поколения. Мы упустили эти моменты в воспитании. История 20 века — это история наших отцов и дедов. Рассказывать, через какие лишения, страдания прошел наш народ, воспитывать в детях патриотизм, гордость, что его дедушка, родители строили этот завод, эту школу нужно!
Гульбану Укетаевна считает, что ее поколение, тем, кому 50 и более, несет особую миссию.
— Мы рождены и воспитаны в советское время. Мое детство прошло именно в годы оттепели, в 60-е годы. Когда был особый дух, атмосфера очищения. А становление человека происходит в первые годы жизни. Затем мы пережили сумбурные 90-е и видим, что происходит в нынешнее рыночное время. Мы, как связующий мост с 20 и 21 веком.
Я немало поездила по миру, видела много красивейших мест, всегда поражалась чистоте улиц, парков, скверов. В Европе, в Америке не увидишь, что люди относятся варварски к цветам, растущим на улице. А что у нас? Построены новые дома, выделены квартиры по программе «Жаңа үй». Но зайдешь в подъезд — и все впечатления складываются о хозяевах с порога. Посмотришь на людей, вроде бы солидные на вид. Но по тому, как они относятся к месту, в котором живут, в котором растят своих детей, то это точно по Булгакову — «дети Шарикова». Кстати, параллельно с фильмом по просьбе акимата города был отснят социальный ролик о чистоте. О том, как относились к месту проживания первые поселенцы Актюбинска, как сажали деревья, писали расписку о том, что будут вести себя благочинно, не будут воровать и т.д. А кадры сегодняшнего дня сняты в одном подъезде дома, построенного по программе «Жаңа үй» по улице Кунаева. Увидите, сравните. Стыдно.
Поэтому таких людей, как Василий Мощенский, Кудайберген Жубанов, Федор Амурин (выпускник Ленинградского архитектурного института, репрессированный архитектор, им были спроектированы и построены здания в Жилгородке), нужно помнить. И неустанно пропагандировать их великие дела во благо города.
Режиссер с детства
— Гульбану Укетаевна, все актюбинцы знают вас как педагога, как супругу известной политической фигуры. Вы в качестве режиссера — для многих открытие.
— Друзья и близкие знают, что я снимаю фильмы, и получила образование за рубежом. Было так. Мои дети учились в Америке. Я была с ними и решила использовать это время для новых знаний. Имея за плечами высшее педагогическое образование, кандидатскую степень, выбрала магистратуру в университете School of Film and Television в штате Калифорния по специальности режиссер-сценарист. Слушала лекции на английском языке с 25-летними студентами, после занятий просматривала фильмы, сдавала тесты, бегала с камерой и штативом. Признаюсь, иногда ревела, потому что не понимала специфические термины. Американцы не привыкли откликаться на просьбу о помощи, они мне просто отвечали: «Гулбану, мы также, как и ты, учимся, помочь не можем». И только два китайских мальчика иногда помогали мне в монтаже и в операторском деле. Освоив ремесло, поняла, что предпосылки заложены еще в детстве. Тогда с одноклассниками мы играли на школьной сцене, а во дворе дома устраивали концерты для родителей, возвращавшихся с работы.
Раз судьба распорядилась так, что мне пришлось работать над проектом, то пусть это будет моей благодарностью за все, что вложила в меня моя родная актюбинская земля. И пусть это будет нашим подарком к юбилею города.
Мистический момент
Однажды ночью мы сидели в монтажной и работали над проектом. Ждали актера Азамата Айнагулова, он поехал к родственникам в район. Телефон Азамата Айнагулова не отвечал, нужно было его чтение. Телефоны молчат. Мы стали тревожиться. В 2.30 ночи Азамат добежал до поселка и сообщил, что застрял на трассе, машина сломалась, ее чинят. Приехал он в город рано утром взъерошенным и взволнованным. Оказывается, всю дорогу в полудреме ему казалось, что рядом с ним сидел седой старик и говорил: «Ты знаешь, кто я? Я — Кожахметов Тотанбай». Откуда это имя? Кто это? И только приближаясь к Актобе, он вспомнил, что это один из участников парада Победы в 1945 году. Как раз в тот вечер по ТВ показывали серию о Великой Отечественной войне. Через Азамата этот человек передавал свою благодарность потомкам за память о нем. И таких моментов было много. Если человек сделал для города что-либо хорошее и полезное, рано или поздно земляки его вспомнят.
Алия Турниязова