Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На чем добраться в город из района

Жители шести дальних районов не имеют регулярного автобусного сообщения с областным центром. На действующих направлениях внутриобластные пассажирские маршруты работают с перебоями. Сельчанам приходится раскошеливаться на таксистов. Стоимость поездки из райцентра в Актобе доходит до 5 000 тенге в один конец.

В Хромтау ездят с перебоями

В здании автовокзала «Сапар» стоит мертвая тишина – людей практически нет, хотя на часах полдень. У касс висит расписание. В нем указаны маршруты в Хромтау, Алгу, Родниковку и Кобду. Но регулярность перевозок и время движения, как объясняют в кассе, не соответствуют реальности. Рейсы могут в любой момент отменить, если не наберется нужное количество пассажиров или сломается автобус.

Например, 17 октября, во время рейса из Хромтау в Актобе, случилась поломка. В социальных сетях появилось видео, на котором пассажиры едут в автобусе с трещиной поперек салона.

– Из-за ужасного качества автодороги сломалось крепление на пневмоподушку, в салоне автобуса треснул металлический пол, – прокомментировал директор ТОО «Qala trans» Садыржан Ашимов. – Никто из пассажиров не пострадал, салон не был полным. Оставалось 20 км до города, людей благополучно довезли.

Он заметил, что в планах поставить пять новых автобусов на маршрут Актобе – Хромтау. Власти области просят сделать это до 15 ноября.

26 октября на автовокзале вновь отменили 12-часовой рейс в моногород. Большинству недовольных пассажиров пришлось сдать билеты и отправиться к таксистам. На автобусе поездка в Хромтау стоит 600 тенге, на такси она обойдется уже в 1 500 тенге. Оплачивать втридорога могут не все. Несколько человек остались ждать рейса на 14.00.

– Я пенсионер, ездил в город по делам, – рассказал посетитель автовокзала «Сапар» Марат. – Потратить на поездку в оба конца тысячу двести или три тысячи тенге для меня большая разница. Хотел уехать в полдень, теперь отправлюсь только через два часа. В здании автовокзала холодно, сиденья металлические, жесткие. Душу негде согреть, даже кафешка не работает.
Но больше ждать негде.

По данным управления пассажирского транспорта и автодорог, на 2022-2023 годы бюджет выделил для субсидирования перевозчика по маршруту Актобе – Хромтау более 39 миллионов 800 тысяч тенге. Однако всю эту сумму частник не получит, потому что выполняет не все рейсы.

– Сложная ситуация наблюдается на этом маршруте, – соглашается руководитель отдела пассажирского транспорта управления Есбол Базаргалиев. – Из-за технической неисправности участились простои машин. В Хромтау ездят автобусы 1993-го и 2008-го годов выпуска, изношенные на 90 процентов.

Из-за плохого состояния дорог и автобусов вместо десяти рейсов перевозчик ежедневно выполнят всего по три-пять. Частнику поручили принять срочные меры и улучшить качество обслуживания населения. По программе лизингового финансирования он подал в АО «Фонд развития промышленности» заявку на приобретение 10 автобусов марки Yutong общей стоимостью 770 миллионов тенге.


Транспорт будут обновлять

Кстати, около 70% подвижного состава имеет срок службы свыше 12 лет. Перевозчики внутриобластных маршрутов подали заявки в АО «Фонд развития промышленности» на приобретение 14 микроавтобусов марки JAC Sunray и
ГАЗель Некст. Заявки находятся на стадии рассмотрения.


В Алгу нужны вечерние рейсы

Жительница города Алги Гульсым Маханова уезжала из Актобе тоже с автовокзала «Сапар»:

– Раньше билет на автобус в Алгу стоил 300 тенге, но проезд не окупался, тариф подняли до 400 тенге, – говорит она. – Последний ПАЗик в Алгу уходит с автовокзала в 17.00. Значит, всем работающим в городе и проживающим в Алге  приходится ездить на такси.

На них же цены кусаются. Днем таксисты берут в Алгу по 700 тенге с человека, вечером – по 1000 тенге. Если бы сделали последний рейс автобуса из города в Алгу хотя бы в 18.30, больше наших земляков смогли бы найти работу в Актобе. В первую очередь автобусные перевозки нужны безработным. Обеспеченные семьи ездят на личном транспорте.

По данным управления пассажирского транспорта и автодорог области, перевозчик в райцентр Алга не получает из бюджета никаких субсидий.


135,3 млн тенге выделили из бюджета за 9 месяцев этого года для субсидирования убытков перевозчиков межрайонных автобусных перевозок.
Из них освоили лишь 66,7 млн тенге.


В Маржанбулак можно уехать от рынка «Табыс»

Далеко не все регулярные пассажирские маршруты в районы выполняются от автовокзала «Сапар». К примеру, ГАЗели в аул Маржанбулак Алгинского района отходят каждый час с 6.00 до 19.30 от коммунального рынка «Табыс».

В это же самое время вторая машина выезжает в город из Маржанбулака. Аул находится в 25 км от областного центра. Маршрут обслуживает две единицы транспорта, проезд стоит 150 тенге, дети ездят за 75 тенге, дошкольников возят бесплатно. Годовая сумма субсидий из бюджета превышает 10,5 млн тенге.

– На первой машине по маршруту Актобе – Маржанбулак я накатал один миллион километров, – говорит водитель Владимир Киппер. – Это уже вторая ГАЗель. Ее взяли из салона, она уже девять лет отработала на маршруте. В день наматываю на ней по 500 километров. Если ломается, на ходу ремонтирую. Руководство обещает передать нам скоро новый транспорт. Ждем.

В Мартук и Сарыжар от «Алақая»

Автобус Актобе – Мартук удалось найти на остановке «Алақай» в районе Жилгородок. Из Актобе в Мартук автобусы ездят каждый день в 8.00 и 14.00. Из Мартука в Актобе набирают пассажиров в центре поселка в 11.00 и  17.00. Стоимость проезда составляет 400 тенге, детский билет наполовину дешевле. Для дошколят проезд бесплатный.

Перевозками по маршруту Актобе – Мартук занимается ИП «Ермухамбетов».

– Мы хотим, чтобы жители могли ездить чаще и дешевле. Просим за счет увеличения субсидий снизить стоимость проезда с 400 до 300 тенге, увеличить количество маршрутов, – рассказывает индивидуальный предприниматель Канай Ермухамбетов. – Аким Мартукского района тоже обращался в управление пассажирского транспорта и автодорог в интересах населения. Однако нам отказали.

По договору перевозчики обязаны обновлять свой транспорт. Наверное, это сделали только мы. Приобрели два микроавтобуса по 16 миллионов тенге: один на маршрут Актобе – Мартук, второй – на маршрут Актобе – Сарыжар.

Как рассказал Ермухамбетов, по маршруту Актобе – Мартук ездят новый 16-местный микроавтобус марки ГАЗель Некст и 19-местные марки Nissan и  Iveco.

Этот же перевозчик обслуживает маршрут Актобе – Сарыжар (бывшая Хлебодаровка). По этому направлению автобус тоже набирает пассажиров на остановке «Алақай». Проезд стоит 200 тенге, рейсы осуществляют каждый час.

В год субсидии перевозчику за разницу между установленным тарифом для пассажиров и реальной стоимостью проезда по маршруту Актобе – Мартук составляют 7,3 млн тенге, по маршруту Актобе – Сарыжар – 21,5 млн тенге.

У следующих двух маршрутов другие точки сбора пассажиров. Автобус в Карауылкельды Байганинского района ездит дважды в день, его можно найти на площади железнодорожного вокзала в Актобе, стоимость проезда – 1 300 тенге.

Автобус в Уил отъезжает от площади перед рынком «Арай», цена — 1 500 тенге. Среди жалоб населения на маршрут в Карауылкельды – перебои в поездках.


На такси опасно

Автобусы ездят на меньшей скорости, что снижает вероятность аварий. Компании оформляют страхование перевозчика перед пассажирами. А это означает, что в случае смерти пассажира общественного транспорта иждивенцы погибшего получат 5 000 МРП (17 млн 250 тысяч тенге).
Если пассажир погиб во время аварии у таксиста, не имеющего страхования перевозчика перед пассажирами, иждивенцы получат от страховой компании только 2 000 МРП (6 миллионов 900 тысяч тенге). В разы отличаются также суммы в случае получения травм и инвалидности пострадавшими в ДТП.


Маршруты есть, перевозчиков нет

Управление пассажирского транспорта и автодорог утвердило субсидии для перевозчиков на поездки в села Иргиз и Темирбека Жургенова (административный центр Айтекебийского района). Они составляют по 10 млн тенге в год. Депутаты утвердили стоимость проезда в Иргиз на автобусе в размере 1 800 тенге, в село Темирбека Жургенова – 1 300 тенге. Однако организовать туда перевозки пока не получается.

– Мы ездили в Иргиз в качестве перевозчиков с 2021-го по август 2022 года, – рассказывает Канай Ермухамбетов.

В интересах населения  предложили снизить стоимость проезда до 1 500 тенге и учесть все расходы, чтобы увеличили субсидии.

В Иргиз очень плохая дорога: это самый дальний и сложный маршрут в области. Но нам на встречу не пошли. Мы вынуждены были отказаться от этого маршрута.

Сейчас в Иргиз хотят установить новые цены, по 2 300 тенге, в Темирбека Жургенова – 2 000 тенге с пассажира.

Лично я считаю, что это неправильно. Для развития автобусных перевозок надо снижать стоимость билетов по социально значимым маршрутам и увеличивать размер субсидий.

Руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автодорог области Есбол Базаргалиев прокомментировал:

– В связи с убыточностью прекратили движение автобусов в Иргиз, Шубаркудык, Бадамшу, Кандыагаш, Эмбу и Кенкияк.

В этом году неоднократно подавали объявления о проведении конкурса на маршруты Актобе – Иргиз, Актобе – Шубаркудык и Актобе – Бадамша. Однако из-за отсутствия перевозчиков-участников  конкурсы признают
несостоявшимися.

По данным Базаргалиева, с марта по май маршрут Актобе – Т. Жургенова обслуживал выигравший конкурс перевозчик ТОО «АвтоМиг Актобе». Однако из-за неудовлетворительного состояния автодороги он прекратил движение автобусов.

На организации рейсов сказывается длительность процедуры для получения субсидий перевозчиками. Им нужно сначала два месяца отработать, потом подать заявку в управление пассажирского транспорта и автодорог. Ее сначала направят на рассмотрение бюджетной комиссии, потом маслихата. И лишь затем, собрав документы и справки в районе, перевозчик сможет получить субсидии. На такую процедуру уходит порой по полгода. Что касается временных перевозчиков, то для них субсидии вообще не предусмотрены.

Таким образом, у актюбинских таксистов еще долго будет работы невпроворот. Жителям Иргиза приходится платить за проезд в родное село из города на такси по 5 000 тенге. Добраться из села Темирбека Жургенова в Актобе стоит 3 500 тенге. Чтобы попасть в город из Бадамши, нужно отдать таксисту 1 800 тенге с человека. Альтернативы в виде автобусов у жителей Иргизского, Каргалинского, Айтекебийского, Мугалжарского, Шалкарского, Темирского районов сейчас нет.

Мы поговорили с таксистами, которые работают на направлении Мартук – Актобе и берут за рейс с каждого человека по 1 000 тенге:

– На перевозках по маршруту Актобе – Мартук у нас работает шесть таксопарков, – утверждают таксисты. – Мы начинаем возить людей с пяти часов.

Каждый день туда-сюда ездит как минимум 300 человек. Если мы, таксисты, перестанем возить людей, настанет коллапс. Автобусы с такой нагрузкой не справятся.

Если мы посмотрим Закон «О транспорте в Республике Казахстан», то увидим, что между районами и областным центром должны функционировать регулярные пассажирские перевозки (общественный транспорт).

Сегодня из 12 районов области автобусы ездят лишь в шесть. Передвигаться быстро и дорого на такси либо медленно, без особого комфорта и дешево на автобусе – такое право выбора должно быть у каждого пассажира. Тем более  когда речь идет о жителях удаленных от города райцентров.


Автовокзал стоит без дела

– Такой ситуации, как сейчас, у нас никогда не было, – утверждает директор и учредитель ТОО «Автовокзал Сапар» Азат Ерасилов, работающий с 1997 года. – Даже в 90-х годах было огромное количество автобусных рейсов, практически по всем районным центрам. В лучшие годы с нашего вокзала проходило до 197 автобусных отправлений в день. К 2019 году их количество сократилось до 70.
Во время вспышки коронавируса регулярные пассажирские перевозки закрывали, но разрешали ездить такси. Теперь восстановление регулярных рейсов идет с трудом, нишу заняли таксисты.
В то же время у меня есть много заявлений от граждан. Они спрашивают, почему не все районы соединены с областным центром регулярными пассажирскими перевозками? Не у всех же есть средства, чтобы ездить в город на такси!
По законодательству отправление регулярных пассажирских перевозок возможно только с автовокзала. Он необходим для удобства пассажиров, чтобы приехавший, к примеру, из Мартука мог быстро найти рейс в Иргиз. А сегодня пассажиры даже расписание автобусов, которые ездят из непонятных точек города, днем с огнем найти не могут. Впереди зима, людям ни согреться, ни от бурана на улице спрятаться негде. Это неправильно.
Надо сказать, что продажа билетов в кассах автовокзала не бесплатна для перевозчиков. По данным управления пассажирского транспорта и автодорог, вокзал берет 18% от стоимости каждого билета.

Татьяна ТОКАРЬ

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"