Почти 14 миллиардов тенге выделяется в этом году в области на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог. Подрядные работы охватят дороги как местного, так и международного значения.
В минувшую субботу глава региона Архимед Мухамбетов провел еженедельную планерку, в ходе которой был рассмотрен актуальный вопрос — предстоящее строительство, реконструкция и ремонт автодорог. В работе совещания приняли участие руководители местных, территориальных подразделений центральных исполнительных органов власти, а также заинтересованных подрядных организаций.
В роли основных докладчиков выступили руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аскар Есжанов и директор филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Баглан Баймагамбетов.
В своем выступлении Аскар Есжанов отметил ежегодную положительную динамику выделения бюджетных средств на строительно-восстановительные дорожные мероприятия. Так, в 2011 году на развитие транспортной инфраструктуры было отпущено без малого
4 миллиарда тенге, в 2012-м — 5 миллиардов 907 миллионов, в 2013-м —
6 миллиардов 750 миллионов.
— Благодаря выделенным средствам, капитальным и средним ремонтом было охвачено 138 километров дорог областного и районного значения, 40 улиц районных центров общей протяженностью 36 километров. За 2011-2013 годы капитальному ремонту подверглось 62 километра автомобильных дорог города Актобе, — сказал Аскар Есжанов.
На начало 2014 года управлению было выделено почти восемь миллиардов тенге. По словам докладчика, на эти деньги планируется охватить капитальным и средним ремонтом 60 километров дорог местного значения. Например, будут завершены работы на таких участках, как «Покровка-Темир-Кенкияк-Эмба», «Карабутак-Комсомольское-Теренсай-Ушкатты», подъезды к селу Иргиз и к городу Эмба. В Айтекебийском районе реализуется проект «Подъезд к селу Аралтобе» длиною 2 километра.
Плюс ко всему отремонтируют 38 улиц малых городов и сельских населенных пунктов. В областном центре капремонт коснется 15 улиц, в том числе Асау-Барака, Жангельдина, Кунаева. На последней улице расширят проезжую часть и устройство остановочных карманов.
Кроме того, в связи с интенсивным развитием микрорайона Батыс-2 в ближайших планах ремонт автодороги по проспекту А. Молдагуловой с расширением до 6-ти полос от проспекта Санкибай батыра до улицы С. Баишева и до 4-х полос от С. Баишева до выезда на хобдинскую трассу. Также в этом году введут в строй новый путепровод на трассе Актобе-Мартук в районе рельсобалочного завода.
Руководитель управления не преминул заметить, что один из важных вопросов, требующих особого внимания, это качество производимых работ:
— Анализ некоторых участков дорог, принятых в эксплуатацию, показал, что имеются случаи недобросовестного проведения работ подрядными организациями. Подобные факты выявлены на таких улицах города, как Некрасова, Уалиханова и других. В связи с этим материалы на три компании переданы в уполномоченный орган на предмет проверки их деятельности. Восстановление разрушенного дорожного полотна подрядчики проведут за свой счет.
Впрочем, аким области Архимед Мухамбетов попросил не сгущать краски по этому поводу:
— Из более чем сотни дорог, отремонтированных в регионе за последние три года, только 4 или 5 выполнены некачественно. Поэтому не надо поднимать шума, как это делают отдельные СМИ. Необратимых последствий не произошло. Подрядчики в срок устранят все недостатки за свой счет. Для них это большой урок. Многие приводят свои причины, почему так произошло. Я имею в виду как раз дорожное покрытие на улицах Уалиханова, Некрасова. Вместе с тем замечу, что на качество дорожного полотна в тех местах повлияло сразу несколько факторов: это и погода, и сжатые сроки, и некачественные материалы. Но нам нельзя самоуспокаиваться, чтобы не допустить такого впредь.
Следующим слово взял Баглан Баймагамбетов. Он поделился с присутствующими планами местного филиала «КазАвтоЖола» до конца года. Так, на завершение реконструкции автомобильной трассы международного значения Самара — Шымкент затратят 4,7 миллиарда тенге. По территории области протяженность указанной дороги составляет 684 километра, из них 666 километров реконструировано в прошлые годы. Осталось завершить работы на 18 километрах трассы.
900 миллионов тенге пойдет на содержание дорог республиканского значения общей протяженностью 1 894 километра. Правда, это всего 50 процентов от потребности. Тем более, по словам Баглана Баймагамбетова, только 939 километров находится в хорошем состоянии, 92 — в удовлетворительном, а 859 — в плохом.
Далее директор филиала поднял важные вопросы, требующие к себе повышенного внимания. Первый из них касался систематического нарушения ограничения нагрузки на ось 8 тонн и выше. Согласно приказу министра транспорта и коммуникаций РК в Актюбинской области с 23 марта по 15 мая введено временное ограничение нагрузки на ось 8 тонн и выше. Это было сделано для того, чтобы не допустить потерь несущей способности автомобильных дорог вследствие паводковых явлений. Однако территориальный орган в лице инспекции транспортного контроля, который должен обеспечивать контроль над соблюдением перевозчиками ограничения, не в полной мере выполняет свои функции.
— Так, с карьера ТОО «КазКупер» бесперебойно осуществляется перевозка инертных материалов. Аналогичная ситуация на автодороге Орск-Актобе. По ней осуществляется транспортировка нефтепродуктов, леса, цемента. Вследствие этого дорога, и без того находящаяся в неудовлетворительном состоянии, подвергается еще большему разрушению, — подчеркнул Баглан Ауельбекович.
Другая проблема заключается в том, что для реконструкции автодороги Самара-Шымкент предусматривалась разработка карьера в районе поселка Жанаконыс. Однако подрядчику было отказано в добыче глинистых пород. Причина — планируемая на этом месте застройка в 2016 году. Хотя подрядная организация обязуется провести рекультивацию земли и предоставить застройщику готовую площадку под строительство.
Не дожидаясь окончания доклада, Архимед Мухамбетов поднял с места замруководителя межрегиональной инспекции транспортного контроля Сергея Карашиева и потребовал:
— Усильте контроль и жестко наказывайте нарушителей! Чьи бы интересы они ни представляли.
Транспортник пообещал разобраться и в ситуации, сложившейся в Айтекебийском районе. Что касается орского направления, то он признался, что не в силах повлиять на исход, поскольку на международных перевозчиков ограничения не распространяются.
Глава региона поручил одному из своих заместителей найти законный способ ограничения движения большегрузного транспорта в паводковый период.
Что касается разработки карьера, то Архимед Бегежанович поручил соответствующим управлениям рассмотреть вопрос о его предоставлении.
Одним из набивших оскомину вопросов является строительство дороги Актобе-Астрахань, которое планировалось на 2014-2020 гг. Но до сих пор он остается открытым, несмотря на не-однократные попытки руководства двух областей, Актюбинской и Атырауской, получить деньги из республиканского бюджета. По предварительным подсчетам, дорога обойдется казне в 102 миллиарда тенге (участок Актобе-Атырау). В филиале «КазАвтоЖола» предпочитают не дожидаться реального финансирования из Астаны, а уже сейчас что-то предпринимать.
— Дорога Актобе-Астрахань имеет важнейшее экономико-хозяйственное значение для всего Западного Казахстана. По ней в сутки проезжает более 9 тысяч машин. Прошу вас оказать содействие по финансированию проектно-изыскательных работ на 173 километра направления Актобе-Шубаркудук, — попросил Баглан Баймагамбетов, обращаясь к акиму области. Тот в свою очередь пообещал тщательно проработать вопрос и оказать содействие.
По итогам совещания Архимед Мухамбетов дал руководителям государственных органов ряд протокольных поручений.
Асхат КАЛЖАНОВ