Как и где провести отпуск? Поехать в дальние страны или лучше узнать родные края? И, главное, как сделать, чтобы летний отдых не был испорчен? Об этом наша Главная тема…
Лето, жаркое лето!
На пороге лето, а вместе с ним — пора отпусков. Все едут в разные места: кто-то в Турцию, кто-то посмотреть пирамиды в Египет, кто-то путешествует по европейским городам, а кто-то выбирает экзотические уголки планеты.
Какие курорты и страны пользуются у актюбинцев наибольшей популярностью? И можно ли отдохнуть, не выезжая за пределы области? Об этом нам рассказали заместитель начальника областного управления туризма, физической культуры и спорта Жалгас Балгожин и менеджеры туристической фирмы «Зере Тур».
В гостях хорошо, а дома лучше
В ближайшее время у актюбинцев появится возможность отдохнуть, не выезжая за пределы родной области и не тратя баснословные деньги на путевки.
Областное управление туризма, физической культуры и спорта разрабатывает туристические маршруты в нашей области.
— Совместно с туроператорами мы отрабатываем 4 маршрута — это Меловые горы в Байганинском районе, «Малая Швейцария» в Каргалинском районе, а также ряд достопримечательностей в Мартукском и Уилском районах, но цены на путевки еще не определены, — говорит заместитель начальника управления Жалгас Балгожин.
На пути следования маршрутов планируется установить сезонные базы отдыха типа палаточных лагерей или юрточного городка. В ведомстве витает идея создания крупного места отдыха на берегу реки Илек. Дело осталось за малым: найти инвесторов.
Открытие коридора «Западная Европа — Западный Китай» также сыграет положительную роль в развитии туристического кластера, уверен Жалгас Балгожин.
Кстати, по данным управления статистики, в прошлом году местные красоты оценили около 600 человек, причем 30 из них прибыли из других стран. Думается, что с открытием новых маршрутов желающих станет больше. В целом 69 предприятий области, осуществляющих туристическую деятельность, по итогам 2009 года обслужили свыше 8 тысяч актюбинцев, которые отдыхали в разных местах.
В поисках экзотики
По информации менеджеров турфирмы «Зере Тур», свой выбор горожане останавливают на Турции, Китае и Египте. Именно эта тройка стран бьет рекорды по посещаемости.
— В Израиль зачастую ездят только паломники или же к родственникам. В Германию из-за сложностей с визой отправляются в основном по приглашению. Меньшим спросом пользуются Малайзия и Индия — традиционные места лечения. А вот Таиланд мы сами не рекомендуем жителям города из-за нестабильной политической ситуации, — объяснила представитель фирмы.
В среднем одному человеку отдых обойдется от 900 до 1 500 долларов. В эту стоимость входят проживание, питание, большая часть средств уходит на дорогу.
По-прежнему излюбленным местом отдыха не только актюбинцев, но и граждан других стран остается турецкая Анталия. Несомненно, это связано с тем, что полет длится всего 4 часа, спустя которые люди попадают в совершенно другой мир.
В целях экономии средств выгоднее отправляться в путешествие с семьей, поскольку для нескольких человек предусмотрены скидки. К примеру, семье с одним ребенком придется раскошелиться максимум на 2 500 долларов. Посещение достопримечательностей, не предусмотренных договором, конечно, оплачивается отдельно.
Отпуск в радость
Отдых и путешествия — это замечательно. Отдых укрепляет здоровье, нервную систему, а путешествия в другие страны расширяют кругозор человека. Но всегда важно помнить о безопасности — своей и близких людей. Полагаться лишь на страховку не стоит. Страховка действует только во время тура, а заболевают как раз чаще при возвращении домой. Кроме того, суммы страховки незначительны, а при вирусных, инфекционных и других заболеваниях надо будет оплачивать лечение из своего кармана.
Сертификат в страну дураков
Как не попасться на удочку турфирм, предлагающих эксклюзивный клубный отдых или шикарные апартаменты, а на деле выманивающих деньги у незадачливых туристов?
У нас акция!
Эти приятные на вид, коммуникабельные парни обратились ко мне на заправке «Гелиос», что на улице Тургенева. Было это еще прошедшей осенью. Говорили что-то о социологическом опросе, о проводимой акции. С напором, но без видимой навязчивости провели на ходу свой опрос, записав мой телефон и место работы. Вручили дисконтную карточку зеленого цвета с номером. Обещали позвонить, но звонка от этой фирмы (название они произнесли скороговоркой и оно не запомнилось) не поступило.
Карта так и лежала в портмоне, пока на днях из материалов финансовой полиции, а потом из общения с потерпевшими я не узнал о конфликтной ситуации между турфирмой и ее клиентами и не вспомнил о ней. Оказалось, что их проблемы начались с безобидного социологического опроса в известных торговых домах или на автозаправках, как в моем случае, и с вручения дисконтной карты зеленого цвета. Но потерпевшим, в отличие от меня, позвонили…
Красиво жить не запретишь…
Звонили представители турфирмы и приглашали в свой офис на презентацию. Люди говорят, что сама обстановка на презентации действовала на них особым образом — они были под воздействием какой-то эйфории. Музыка, шумная, сбивающая с толку атмосфера презентации, магия предлагаемой красивой жизни в роскошных апартаментах, возможность вместе с семьей пожить в другом мире действовала без отказа. Вся презентация, частью которой стал и розыгрыш призов, была безупречно срежиссирована и сыграна ее участниками. Видно, что авторы отлично знали психологию человека и методы воздействия на нее.
Сейчас, анализируя по прошествии времени случившееся, все потерпевшие говорят, что три часа, проведенные на «презентации», были ничем иным, как искуснейшей, высокопрофессиональной обработкой их сознания. Они предполагают, что не обошлось и без гипноза. Истории, рассказанные пострадавшими, наводят на мысль о том, что в их обработке использовалось так называемое нейролингвистическое программирование. Все это с одной лишь целью — уговорить клиентов добровольно подписать договор и внести деньги. Причем денежные знаки и обязательно в евро (что только подчеркивало солидность компании) нужно было отдать в этот же день. Никакие откладывания на завтра не принимались категорически. Фирмачи словно боялись, что клиент до завтрашнего утра может передумать.
Так оно и было. Когда один из клиентов в понедельник утром (на следующий день после того, как он в воскресенье вечером подписал договор и отдал турфирме три тысячи евро) передумал и решил, расторгнув договор, забрать свои деньги, ему отказали. Хотя на часах было еще только 9 часов утра, ему сказали, что денег уже нет, они перечислены на счет другого туроператора — их партнера. Как могла фирма перечислить деньги за границу, если ни один банк в ночь с воскресенья на понедельник не работал?
При дальнейшем разбирательстве оказывается, что фирма, «уговорившая» клиента на отдых и получившая с него кругленькую сумму, вообще ни за что не отвечает. Ее обязанности, собственно, заключаются только в том, что она составляет договор клиента с некоей иностранной фирмой, находящейся, например, в Англии, получает деньги и перечисляет их в Туманный Альбион. И все! Клиент, заплатив деньги только за проживание с семьей из четверых человек в апартаментах шикарного отеля на одном из курортов мира, должен еще туда добраться. Билеты же на самолет он, согласно договору, должен купить только лишь в этой фирме, а предлагают их по цене намного выше, чем у других перевозчиков. Нет у клиента никаких гарантий и уверенности в том, что он, даже доехав до места назначения, не останется с семьей на улице. Одним словом, клиент «попадает», и обратного хода у него нет.
И таких случаев — десятки!
Караул! Грабят!
О том, что это действительно настоящий грабеж, а, говоря предметно, мошенничество, свидетельствуют многочисленные факты. Сотрудники фирмы, как посредники, остаются в стороне. Концов не найти. Актюбинский филиал кивает на головной офис в Алматы, те в свою очередь на лондонского партнера, а англичане — на казахстанцев. Этот туристский лохотрон действует в Казахстане не первый год, но управы на него найти не могут.
Группа обманутых граждан Актобе обратилась в финполицию, но в возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» им было отказано. Формальный повод есть: граждане сами подписывали договор и его оспаривание должно вестись в порядке гражданского судопроизводства.
Они так и сделали, и сейчас в городском суде идет процесс по этому делу. Собственно, по этой причине мы не называем фамилии пострадавших. Не хочется, чтобы сегодняшнюю публикацию представители турфирмы, заинтересованные в затягивании процесса, могли бы использовать против истцов. С этой же целью не упоминаем и названия злополучной турфирмы, которая, не исключено, может обратиться в суд с иском уже к нашей газете о защите своей «деловой репутации». Правда, применительно к турфирме эти два слова как-то плохо вяжутся между собой.
Клиент всегда не прав
Есть ли все-таки в этой ситуации признаки уголовно наказуемого деяния? А как можно назвать всю систему недобросовестного «впаривания» людям договоров, которые фирма не выполняет, и выманивания денег? Даже, на первый взгляд, налицо нарушения прав клиента. Рассматривалась ли эта конфликтная ситуация сквозь призму Закона «О защите прав потребителя»?
Есть заявление от еще одного жителя Актобе, так же попавшегося в сети мошенников. Он пишет, что та же турфирма «обманным путем завладела его деньгами» на сумму около 800 тысяч тенге. Фирма и деньги не возвращает, и под разными предлогами не дает возможности своему клиенту съездить на отдых согласно договору. Чем не факт мошенничества?
Кстати, Интернет пестрит такими фактами. «Лохотрон», «Сертификат в страну дураков» — как только не называют этот «бизнес», который ведут, мягко говоря, недобросовестные туроператоры.
* * *
P.S. А знаете, почему мне так не позвонили и не пригласили на презентацию? Не зря при своем «соцопросе» лохотронщики от туризма всегда интересуются местом работы: они предпочитают не иметь дело с работниками правоохранительных органов и журналистами.
Как не купить проблему?
«Таймшер», «клубный отдых» — все это печально известные схемы, на которые ловят простаков, желающих отдохнуть за границей. Меняются названия фирм, но суть остается прежней — отъем денег, причем люди свои кровные отдают как бы сами, что делает весьма проблематичным, а то и безнадежным их возврат.
Схема продумана так, что придраться не к чему. Все бумаги у них в полном порядке. Эти фирмы — посредники, заключающие договоры от имени третьих лиц-иностранных компаний (существование которых подлежит сомнению), не дающие никаких гарантий в случае их банкротства.
Чтобы доказать факт мошенничества, надо, чтобы правоохранительные органы отследили всю цепочку, начиная с презентаций, и собрали доказательства. А для этого необходима более гибкая и настойчивая работа, видимо, с привлечением Интерпола. Это сложно, но на это и рассчитывают организаторы лохотронов.
Чтобы таких проблем не возникало, надо ответственно отнестись к такому важному делу, как собственный отдых за границей, и соблюсти несколько правил.
1. Иметь дело только с известными компаниями. Турфирма должна иметь не только лицензию, но и договор гражданско-правовой ответственности со страховой компанией.
2. Надо внимательно изучить договор обслуживания, при сомнениях обратиться к юристу.
3. Обратить внимание на турпакет. Комплекс услуг — авиабилеты, путевка, визовая поддержка, встречи-проводы — говорит о солидности компании.
В фирмах, предлагающих таймшер, клубный отдых, апартаменты, ничего этого нет. Они, как правило, заключают договоры на бланках с печатями и подписями третьей стороны и не отвечают по их обязанностям.
Рашида ШАЙКЕНОВА, председатель Казахстанской
туристской ассоциации
Хорошо там, где…
Известная туристическая сеть TripAdvisor выявила список лучших туристических направлений. Исследование проводилось международным голосованием:
— Милфорд Саунд (Новая Зеландия) — красивейшее и чистое место.
— Квинстаун (Новая Зеландия) — большой выбор экстремальных видов спорта.
— Озеро Тахо (Калифорния, США).
— Зальцбург (Австрия).
— Кейптаун (Южная Африка).
— Амалфи (Италия).
— Виктория, Британская Колумбия (Канада).
— Озеро Луиза (Канада).
— Брюгге (Бельгия).
Без последствий
1. Во всех странах, куда бы вы ни поехали, соблюдайте правила гигиены.
2. Нигде не пейте воду из-под крана. Также не покупайте воду с рук у торговцев или в маленьких лавочках, потому что зачастую такая вода — водопроводная, разливается в обыкновенные бутылки и продается под видом очищенной воды. Не пейте в барах напитки со льдом — часто лед бывает из водопроводной воды. Особенно это относится к Египту, Турции, Марокко, Индии, где 21 процент инфекционных заболеваний происходит из-за недоброкачественности питьевой воды.
3. Не загорайте на песке без купальника и подстилки.
4. С осторожностью относитесь к любой местной кухне.
5. Не храните деньги и документы в одном месте — во многих странах есть карманные воришки, которые активизируются в летний сезон. В Италии сумочку выхватывают мотоциклисты или проезжающие на мопедах, на турецких или египетских базарах орудуют лихие карманники.
6. На жаре лучше пить теплый зеленый или мятный чай, или нехолодную минеральную воду, чем ледяную воду или газированные сладкие напитки.
7. Если вы едете на отдых в экзотические страны, сделайте перед поездкой все необходимые прививки: против малярии, желтой лихорадки, гриппа и т.д.
8. Часто мойте руки, особенно перед едой, после посещения пляжа, туалета, общественных мест, общественного транспорта.
9. Не купайтесь слишком долго (не более 10 минут), а также не оставайтесь длительное время на мокром песке (не более 30 минут).
10. Если вы страдаете каким-либо хроническим заболеванием, обязательно перед поездкой проконсультируйтесь с врачом. К примеру, сердечникам не рекомендуются сауны, горячие термальные источники, а тем, кто страдает варикозом вен, необходимо с осторожностью относиться к занятиям дайвингом.
Над Главной темой работали Баян САРИЕВА и Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ