Актер и режиссер алматинского ТЮЗа имени Г. Мусрепова, преподаватель КазНАИ имени Т. Жургенова Ерлан Карибаев известен актюбинским театралам по фестивалю «Балауса».
В 2017 году его спектакль «Ол» («Оно») взял Гран-при, а в 2018-м Ерлан исполнял роль Барона в конкурсном спектакле «На дне». Недавно в драмтеатре имени Т. Ахтанова гость дал мастер-класс по актерскому мастерству по системе Михаила Чехова для актеров обеих трупп, а по окончании его – интервью «АВ».
— Ерлан, что дает актеру эта методика, расширяющая его творческие возможности?
— Когда актер владеет психологическим жестом, умеет направлять энергию, он быстро включается в предполагаемые обстоятельства и быстро выдает эмоции. Каждое направление внутренней энергии отвечает за конкретные эмоции актера. Если нужно сыграть радость, мы используем одно направление. Для этого посылаем в мозг определенный импульс.
— … и мозг взрывается нужными эмоциями?
— Примерно. А точнее – зарождает в актере творческий импульс.
— Где вы овладели этой системой?
— Я пребываю в постоянном поиске: езжу, читаю. Не нужно думать, что это что-то новое. Эта система в природе человека: слушать себя, пребывать в гармонии с самим собой. Психофизику, сущность человека – вот что изучает актер, работающий по системе Михаила Чехова. А подача образа – это уже художественное волеизъявление актера, его гражданская позиция. Чтобы справиться, актер должен быть осознанным всегда.
Для обучения необходимо выстроить план, схему, а мастерство заключается в умении работать с заданной структурой, темой. Ерлан считает, что неважно, какую структуру выставляет режиссер согласно своей задумке, актер принимает ее и оживляет, используя психофизические инструменты.
Вот пример. Режиссер требует пройти смысловой отрезок из точки А в точку Б (сыграть мизансцену, содержащую художественный замысел), а как актер его пройдет – святая святых мастерства, куда режиссер не вмешивается. Эдакий синтез замысла и возможностей.
— И проходя этот отрезок, я должен внести пять-шесть внутренних (эмоциональных) движений, изменений, используя психологические жесты, — продолжил собеседник.
— Имеет ли право режиссер корректировать образ?
— Имеет. Но методика Чехова интересна тем, что, делая одно и то же от спектакля к спектаклю, образ мы подаем всякий раз по-разному, меняя эмоциональные движения: повторения прибивают ощущения, и мы не имеем права повторять те пять-шесть изменений, которые были на прежнем спектакле. Каждую секунду актер должен чувствовать себя художником образа, внося оттенки.
— Как давно театр работает по системе Михаила Чехова?
— С начала ХХ века. Но в силу того, что по его системе работает Запад, Голливуд, а советский театр вскормлен системой Станиславского, имя Чехова малоизвестно. Сейчас по его системе работает одна студия в Санкт-Петербурге, и я охотно у них учусь. В Казахстане она непопулярна, и когда провожу мастер-классы, не заостряю внимание на имени автора.
По Станиславскому все переживания нужно пропустить через себя. Скажем, чтобы заплакать, возможно, перед выходом на сцену я должен убить родного человека. Чехов не призывает кого-то убивать, а призывает работать со своими энергиями, со своей природой, и нужное состояние достигается быстрее. Для поддержания формы актер всегда делает внутренние упражнения, ведь актер – это действие, порождающее эмоции, звуки, переживания. Производителем этого всего является актер.[box type=»shadow» ]Досье «АВ»
Уроженец Алматы Ерлан Карибаев окончил КазНАИ имени Т. Жургенова, распределился в Актау, где в 2003 году стоял у истоков создания театра музыкальной драмы имени Н. Жантурина. Через 4 года вернулся в Алматы, стал работать в ТЮЗе имени Г. Мусрепова и родной альма-матер. Опыт театрального педагога у Ерлана — 13 лет. Методикой М. Чехова увлекся благодаря Юрию Альшицу, Елене Кузиной. Также в творчестве использует технику биомеханики, на которой базируется театр Всеволода Мейерхольда.
Ответ на вопрос «Почему выбрал актерское ремесло?» оказался нетривиальным:
— Хотел избежать участи педагога. Дело в том, что все родственники по линии мамы – учителя. Рос, слушая нотации. Мне это не нравилось, отсюда и решение стать кем угодно, но не педагогом. Поступив в Жургеновку, ликовал, но время показало: от чего бежал, к тому и прибежал – работаю театральным педагогом. Когда понял, что такое актерское мастерство, я им заболел.[/box]
Актерам обеих трупп (34 – в казахской и 20 — в русской) по окончании занятий молодой режиссер вручил сертификаты о том, что они владеют психологическим жестом и направлением энергии по методике М. Чехова. Перед процедурой вручения была представлена постановка на заданную тему. С использованием масок и телодвижений, без единой фразы тема была раскрыта блестяще и душещипательно.
Впечатлениями о мастер-классе Ерлана Карибаева поделилась актриса и режиссер Ольга Павлова:
— Мы получили прекрасный опыт обмена знаниями по актерской технике. Такие встречи необходимы для развития. Двухтомник Михаила Чехова об актерском мастерстве для всего курса в 1983 году заказал наш преподаватель Юрий Батунин, с той поры я и знакома с этой методикой. Спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» взял Гран-при фестиваля имени Аскара Токпанова – постановку я делала полностью по Чехову.
Татьяна Виноградова