Актюбинские хлебопеки могут остаться без 2,5 тысячи тонн пшеницы.
После неоднократных и неудачных попыток решить вопрос с пересечением российско-казахстанской границы 35 зерновозами для ТОО «Рамазан», руководство компании обратилось в палату предпринимателей Актюбинской области.
Как рассказал заместитель директора РПП Руслан Куйшинов, была проведена онлайн-встреча в рамках Международной экспертной площадки «Перспективы торгово-экономических отношений России и Казахстана в новых условиях», поднят вопрос товарищества об оказании содействия в разрешении вопроса, связанного с запретом на вывоз зерновых культур из России в Казахстан.
Зерновозы застряли на границе из-за введения запрета на вывоз зерна, а именно соответствующего постановления Правительства РФ № 362 от 14 марта 2022 года.
Одного дня не хватило
— Если бы вагоны прибыли на границу днем ранее – проблем не было бы. А они пришли на станцию Шильда, что в 120 километрах от Орска (Оренбургская область) и в 150 километрах от российско-казахстанской границы 15 марта, в то время как постановление правительства о временном запрете экспорта пшеницы в страны ЕАЭС вышло днем ранее. До этого все согласовали для переезда границы, а тут такое вот событие.
Контракт на поставку был заключен еще несколько месяцев назад. И предприятие партиями завозило пшеницу из России. Мы, казахстанская сторона, уверяем, что российский поставщик несет убытки из-за простоя вагонов. Он уже готов отказаться от поставок. Провели переговоры с уполномоченным по защите прав предпринимателей Оренбургской области Виктором Коршуновым с просьбой оказать содействие ТОО «Рамазан» по вопросу выдачи разрешения на отпуск вагонов с приграничных станций Оренбургской области Российской Федерации, также написали соответствующее письмо, отправили все необходимые документы.
— С утра Виктор Александрович уже мне позвонил и рассказал, что по своей линии все уточнил. Как оказалось, вся загвоздка по линии Российских железных дорог. На основании запрета они ставят препоны для отправки через границу, — сообщил Руслан Куйшинов.
Сейчас Виктор Коршунов ведет переговоры с представителями РЖД, результаты которых сообщит актюбинским коллегам. Но, скорее всего, вопрос придется решать на уровне правительства. Хотя постановление действует на всей территории России, возможно, будут какие-то варианты.
Контракты надо исполнять
Естественно, что будет ставиться вопрос об альтернативных поставках зерна. И в Актобе и по Казахстану мукомольных предприятий и производителей хлеба много. По словам замдиректора РПП, Национальная палата выносит это вопрос на уровень Министерства сельского хозяйства, Министерства торговли и интеграции, чтобы они провели переговоры с уполномоченными органами России.
— Мол, ребята, поймите, что контракты заключены гораздо раньше, чем введен запрет. Многие сделали предоплату. Дайте завезти контрактный объем, войдите в наше положение. Тот же Коршунов в телефонном разговоре мне сказал, что все документы хорошо подготовлены, придраться не к чему. Претензий к актюбинскому предпринимателю нет. Он переговорил с российским поставщиком. Там тоже все нормально с контрактом. Как-никак не первый год работают. Если Коршунов не решит с РЖД, то вся надежда остается только на наше Правительство, — резюмирует замдиректора РПП.
Неустойку придется платить нам
А вот что рассказал генеральный директор ТОО «Рамазан» Тимур Шаймагамбетов.
— У нас есть действующий контракт с российским поставщиком, который должен нам поставить пшеницу III класса в объеме 2 450 тонн, а это 35 зерновозов (вагонов). Ожидали их в середине марта, но… Мы получили все разрешительные документы на вывоз зерна в Казахстан, но 15 марта на границе груз остановили из-за введения запрета. Мы зависим от зерна российского поставщика.
Вопрос стоит очень остро. Мы подключили всех, кого могли: РПП «Атамекен», написали письмо на имя уполномоченного по защите прав предпринимателей Оренбургской области Виктора Коршунова. Созвонились с поставщиком.
Почему мы зависим от российского зерна? Во-первых, нам выгодно закупать егов России, а именно в Оренбургской области, которая ближе по логистике, чем Северо-Казахстанская область. Во-вторых, у них всегда есть тот объем, который нам нужен. И, в-третьих, у соседей есть зерно необходимого нам качества, — говорит Тимур Шаймагамбетов.
По его словам, тот объем зерна, который сейчас застрял на границе, составляет 70% от всех запасов ТОО. Есть и казахстанское зерно, которое поставляется по контракту, заключенному с нашим акиматом, для производства муки и выпечки из нее социального хлеба для Актобе.
На вопрос, была ли осуществлена предоплата, гендиректор ТОО ответил:
— Мы оплачиваем по факту. У нас очень хорошие отношения с поставщиком. При этом сумма оплаты фиксирована в контракте. Но проблема в том, что каждый день задержки вагона – это простой. Есть риск в том, что сумму простоя поставщики нам включат в стоимость зерна. А это деньги немаленькие. Поэтому в наших интересах, чтобы этот вопрос как можно быстрее решился. Цену зерна озвучить не могу – коммерческая тайна. Но в нынешних условиях она довольно привлекательна, поэтому не хотим потерять поставщика.
Владимир БУРЬЯНОВ
Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников