Обретение независимости Казахстаном в 1991 году стало результатом последовательной политики Нурсултана Назарбаева, направленной на обретение реального, а не декларативного суверенитета.
Независимый Казахстан формировался на переломе эпох. Развал СССР и, как следствие, разлад общего экономического пространства привели к разрушительным последствиям. Учебники истории и в малой степени не передают атмосферу того периода, сравнимую, пожалуй, лишь с разрухой послевоенного времени.
Парад суверенитетов сопровождался глубочайшим политическим и экономическим кризисом, породив множество локальных конфликтов, разгул криминала и социальную апатию. Всей Центральной Азии, и Казахстану в том числе, прогнозировали балканский сценарий.
Однако предсказания не сбылись. Наша страна сохранила гражданский мир и спокойствие, стала островком стабильности и на протяжении 30 лет независимости остается консолидирующим центром для всего постсоветского пространства.
В чем особенности этой политики, как удалось преодолеть сложнейшие этапы в жизни страны с наименьшими потерями? «Казахстанская правда» предлагает вниманию читателей новый проект «Независимость: год за годом», в рамках которого мы постараемся раскрыть логику развития государства.
Ведомственный диктат
По большому счету суверенитет нашей страны ковался самой логикой исторического развития. Казахстан в конце 80-х годов XX столетия требовал большей самостоятельности, поскольку громоздкая бюрократия СССР не справлялась с реформированием экономики, а в политике творился настоящий бардак. Перестройка, затеянная Михаилом Горбачевым, корежила умы граждан, но не вела к перестройке народного хозяйства.
Модернизация в большей степени касалась политики. А голоса здравомыслящих людей разбивались о закостеневшие догмы. Сколько раз Нурсултан Назарбаев, и на посту Председателя Совета Министров КазССР, и будучи первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, пытался пробить стену непонимания! И с высокой трибуны, и в кулуарах говорил о системных изъянах, советовал присмотреться к опыту китайских реформ, выступал с резкой критикой центрального аппарата. В целом, поддерживая Горбачева, он пытался конструктивно влиять на руководителя СССР с тем, чтобы он делал более решительные шаги, требовал демонтажа старой командно-административной системы и свободы действий.
Впрочем, даже после учреждения поста Президента Казахской ССР и избрания Главой государства Нурсултана Назарбаева (24 апреля 1990 года) отношения Казахстана с центром не претерпели серьезных изменений. Эрозия центральной власти сводила на нет все серьезные начинания. С другой стороны, именно в этот период закладывалась основа независимого Казахстана.
Президент Казахской ССР наделялся большими правами: выступал гарантом соблюдения прав и свобод граждан на территории республики, принимал необходимые меры по охране суверенитета, безопасности, территориальной целостности страны, представлял Казахстан на международной арене.
Выступая 13 июля 1990 года на Пленуме ЦК КПСС в Москве, Нурсултан Назарбаев с сожалением подчеркивал: «Возьми мы сразу четкий курс на максимальную самостоятельность республик, многих нынешних проблем удалось бы избежать. По крайней мере, центр не сгибался бы сегодня под грузом тяжелейших экономических неурядиц. А чем может помочь, например, Казахстан, если 90% этой индустрии находится под контролем московских ведомств?».
В общей экономической системе Союза нашей стране отводилась роль поставщика дешевых сырьевых ресурсов, что не лучшим образом сказывалось на экономической ситуации.
Поэтому и ратовал Первый Президент за перезагрузку отношений республик и центра. В этом ключе очень важен был процесс подготовки нового Союзного договора, который бы сформировал дальнейшее
взаимодействие на принципах равноправия. Первым шагом на этом пути стала принятая Верховным Советом Казахской ССР Декларация о государственном суверенитете нашей страны (25 октября 1990 года).
Однако, как уже подчеркивалось, все попытки реформ вязли в непроходимой бюрократической трясине.
– Разве ослабла жесткая диктаторская хватка Центрального аппарата? Разве поколебал декларированный суверенитет республик монолитную позицию ведомств? Скажу прямо: чихать они хотели на наш суверенитет! – отмечал Нурсултан Назарбаев на IV съезде народных депутатов СССР 20 декабря 1990 года. – Мы вступаем в рынок, не имея подготовленных людей, досконально знающих рыночные отношения. Такой безответственности не могла себе позволить даже тоталитарная система.
Как видно с высоты сегодняшнего дня, центральная власть СССР допустила критическую ошибку: она пыталась реанимировать низкоэффективную административно-командную систему управления экономикой. А Нурсултан Назарбаев уже тогда видел пагубность этих подходов и призывал: «Давайте не будем опять сворачивать на наезженную колею, дабы не пожинать впредь горькие плоды разочарований»…
На перекрестке
1990 и 1991 годы оказались особыми по накалу страстей. Наша страна, как и другие республики СССР, стояла на перекрестке, выбирая дальнейший путь. Именно тогда была утверждена программа перехода к рыночной экономике Казахстана, реорганизованы органы управления власти, шли активные переговоры с иностранными инвесторами…
– Надо твердо себе уяснить: рынок без конкуренции мертв и может из противоядия превратиться в отраву, – отмечал Нурсултан Назарбаев. – Надеяться быстро создать систему конкуренции только внутренними мерами – это маниловщина. Надо открывать экономику для зарубежных товаров. Отпускать цены. Переходить на этой основе хотя бы к внутренней конвертируемости валюты. С замкнутой экономикой, без привлечения иностранного капитала, без насыщения рынка иностранными и собственными товарами стране трудно будет выйти из глубокого кризиса — об этом говорит весь мировой опыт.
Что касается разработки нового Союзного договора, то Первый Президент выразил свою принципиальную позицию следующим образом: «Не центр определяет, как жить республикам, а республики определяют, каким быть центру, какими полномочиями ему обладать…»
По сути, в этих высказываниях можно увидеть прообраз будущего Евразийского экономического союза. Нурсултан Назарбаев делал ставку на сохранение и развитие экономических отношений.
– Этого ждут и на Западе, особенно бизнесмены, которые пока не знают, с кем иметь дело, – подчеркивал Первый Президент Казахстана.
23–24 июля 1991 года в Ново-Огарево состоялось последнее официальное совещание инициаторов нового союза. На встрече представители республик и автономий договорились о заключении договора, подписание которого должно было произойти 20 августа.
Впрочем, намеченному не суждено было сбыться. Буквально за несколько дней до знаковой даты произошла попытка государственного переворота, организованная реакционной частью ЦК КПСС и правительства СССР.
Путч, продлившийся с 19 по 21 августа, стал еще одной развилкой истории, которая могла породить военный коммунизм нового типа, если бы переворот поддержала армия. Представители ГКЧП методами угроз, увещеваний и откровенной дезинформации старались привлечь региональные элиты на свою сторону. Пытались давить административным ресурсом и на Нурсултана Назарбаева, пользующегося в СССР огромным авторитетом. Однако Первый Президент Казахстана занял принципиальную позицию. 19 августа он объявил о том, что никакого чрезвычайного положения на территории Казахстана не будет.
– В этот же день, то есть 19 августа, позвонил Янаев. Видимо, обеспокоенный активным сопротивлением руководства РСФСР, нарастающим напряжением в Москве, он стремился заручиться нашей поддержкой. Даже пошел на прямую дезинформацию, заверив меня, что, дескать, в других республиках к возглавляемому им комитету относятся лояльно (кстати, с этой дезинформацией он выступил и на известной пресс-конференции). Я прямо сказал Янаеву, что создание им ГКЧП и возложение на себя обязанностей исполняющего обязанности Президента СССР незаконно, спросил, отдает ли он себе отчет в прямом нарушении Конституции СССР? С циничной откровенностью самозваный спаситель Отечества высказался в том смысле, что обстоятельства не позволяют действовать в полном соответствии с конституционными нормами, что потом, так сказать, задним числом Верховный Совет СССР все это узаконит, – вспоминал по итогам этих событий Первый Президент Казахстана.
20 августа Нурсултан Назарбаев выступил с новым еще более жестким заявлением:
– Однозначно могу сказать: объявлять чрезвычайное положение можно было, только опираясь на конституционный, правовой фундамент. Тем более что мы на весь мир заявили о своем стремлении строить правовое государство… Созданный тремя лицами комитет, без участия Верховного Совета СССР и республик, порождает заведомо незаконные документы, которые, кроме всего прочего, попирают республиканские декларации о суверенитете, игнорируют избранный курс на рыночную экономику.
Реакция членов ГКЧП последовала незамедлительно. На центральное телевидение и в газеты поступила команда – ни в коем случае не публиковать заявление Нурсултана Назарбаева. Однако пресс-служба Президента КазССР сумела оперативно передать текст в различные средства массовой информации, в том числе и зарубежные. Веское слово Казахстана услышал весь мир.
Тогда же Нурсултан Назарбаев направил заявление о своем выходе из состава Политбюро и ЦК КПСС, которое поддержало неконституционные действия ГКЧП.
Надо ли говорить, что на карту было поставлено все. Ведь путчисты, которым подчинялись как специальные службы, так и все войска СССР, в том числе дислоцированные в Казахстане, могли в одночасье расправиться со всеми своими оппонентами.
Ситуация была накалена до предела. Только в Москву ввели около 4 тыс. военнослужащих, 362 танка и 427 бронетранспортеров. Войска выдвинулись и к другим городам СССР.
Вечером 20 августа Нурсултан Назарбаев получил информацию о готовящемся ночью штурме здания Верховного Совета РСФСР.
– Я тут же вышел на Крючкова. Бывший председатель КГБ поклялся, что никакого штурма не будет. Понимая, что верить ему нельзя, я по единственному работавшему в здании Верховного Совета РСФСР аппарату несколько раз связывался с Борисом Ельциным, который подтвердил тревожное сообщение. Заверив Бориса Николаевича в своей поддержке, тут же набрал номер Янаева и заявил ему категорический протест, в резкой форме предупредил, что любые силовые действия против Верховного Совета РСФСР будут иметь самые тяжелые последствия. Затем позвонил Язову, заявил ему, что преступно обагрять руки кровью молодых людей, защищающих своего Президента. Видимо, подействовало, поскольку буквально через несколько минут помощники Бориса Ельцина сообщили мне, что движение танков к зданию приостановлено, – рассказывал Нурсултан Назарбаев спустя несколько дней, восстанавливая хронологию событий.
Ситуация могла привести к гражданской войне. Но лидер КазССР сделал все, чтобы кризис разрешился мирно. В итоге ГКЧП потерпел фиаско. Эти события окончательно дискредитировали Коммунистическую партию и ускорили развал
СССР. Еще через несколько дней Нурсултан Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. В то же время был создан Совет безопасности КазССР, предприняты дальнейшие шаги по укреплению суверенитета республики.
Энергия распада
Интересно, что Запад с большим изумлением и даже опасением смотрел на все, что происходило в те дни на территории СССР. Это было вполне закономерно, учитывая ядерный потенциал разваливающейся державы. Хаос мог спровоцировать совершенно непредсказуемые последствия. И так как Нурсултан Назарбаев был одним из немногих политиков, которые могли влиять на ситуацию, в Казахстан зачастили зарубежные делегации.
31 августа 1991 года Нурсултан Назарбаев встретился с бывшим Премьер-Министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Маргарет Тэтчер. Эта встреча была вызвана заинтересованностью британских политических и деловых кругов деятельностью Первого Президента.
– Я считаю, что Президент Назарбаев – это человек, способный в нынешней непростой ситуации, сложившейся в СССР после провалившегося военного переворота, сделать многое для сохранения Союза, – отметила Маргарет Тэтчер.
Опасаясь ядерного бардака, с тревогой на разворачивающиеся события смотрел президент США Джордж Буш-старший.
15 сентября 1991 года прибывший в Казахстан с визитом Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Дж. Бейкер отмечал, что прогрессивная деятельность Нурсултана Назарбаева вызывает доверие американской стороны. Он также подчеркнул: в интересах США и всего мирового сообщества – развивать сотрудничество как с СССР, который сохранился бы в определенных организационных рамках, так и с составляющими его государствами.
Однако центробежные тенденции было не остановить. Пороховая бочка, в которую превратился Советский Союз, продолжала тлеть. Очередной кризис случился 8 декабря 1991 года, когда председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич, глава Украины Леонид Кравчук и президент РСФСР Борис Ельцин подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств».
В результате нашлись силы, которые в ответ на новое славянское образование предлагали создать тюркское, что грозило разделением на отдельные блоки с последующей конфронтацией.
Для предотвращения окончательного распада Нурсултан Назарбаев провел большую работу и смог в итоге уговорить лидеров тюркских и славянских республик учредить СНГ в новом составе с равноправными полномочиями всех его будущих участников. Это важное событие произошло в Алматы 21 декабря 1991 года.
Выступая перед главами государств, Первый Президент Казахстана отметил: «С особым удовлетворением хочу подчеркнуть, что шаг навстречу друг другу мы сделали без подсказки сверху, без привычного указующего перста какого бы то ни было авторитетного дяди из центра. Именно субъекты будущего Содружества стали подлинными инициаторами настоящей встречи».
Независимость
В течение 1990–1991 годов Нурсултан Назарбаев последовательно укреплял суверенитет, территориальную целостность республики, ее авторитет на международной арене. Именно в это время была заложена основа для обретения Казахстаном подлинной независимости.
Проводились решительные экономические реформы, перенимались лучшие международные практики. Большое значение имел приезд в Казахстан в сентябре 1991 года одного из крупнейших мировых авторитетов в области рыночных отношений Ли Куана Ю. Президент Казахской ССР лично пригласил Старшего министра Республики Сингапур.
Ли Куан Ю тогда отметил, что если Назарбаев будет у руля республики, у Казахстана окажется значительно больше шансов на успех.
К тому времени о нашей стране заговорили во всем мире. Ярким символом суверенного пути развития стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона 29 августа 1991 года, полет 2 октября 1991 года в космос первого казахского космонавта Токтара Аубакирова.
Другая важная веха – первые всенародные выборы Президента Казахстана 1 декабря 1991 года.
Нурсултан Назарбаев, что характерно, не обещал скорых побед и всеобщего благоденствия.
– Я не обещаю, как некоторые, райских кущ через строго определенный промежуток времени. Но я убежден, что путь, по которому мы все вместе пойдем, приведет нас не в какое-то туманное и никому не понятное светлое будущее, а на проторенную, столбовую дорогу общемировой цивилизации. На ту самую обыкновенную, нормальную дорогу, по которой движется большая часть человечества, – подчеркивал Первый Президент.
В результате выборов 1 декабря 1991 года за Нурсултана Назарбаева проголосовало 98,78% избирателей.
А 16 декабря Верховный Совет Республики Казахстан торжественно провозгласил государственную независимость Республики Казахстан.
…Впереди был огромный фронт работы, перевод экономики на рыночные рельсы, создание новых институтов, армии, собственной валюты, всего того, что делает независимость реальной, а не декларативной. Ну и конечно, важно было сохранить стабильность, мир и согласие в стране, без которых развитие попросту невозможно.
«Казахстанская правда»