Иран АМИРОВ, депутат Сената Парламента Республики Казахстан
В новом Послании народу Казахстана, обнародованном накануне 21-летия нашей Независимости, Президент Нурсултан Назарбаев изложил программу развития республики до 2050 года. Новая концепция развития на долгосрочный период базируется на качественно комплексной основе, рассчитанной на решение задач на несколько десятилетий вперед. В Стратегическом документе дается оценка достижений в экономической, социальной, политической сферах, подводится итог реализации Стратегии «Казахстан-2030».
В новом долгосрочном плане развития страны не только четко определены вызовы современности, но и сделан упор на то, что эти вызовы будут продолжаться и дальше. Поэтому Казахстану нужно готовиться и адекватно отвечать на них. В этой связи предложены конкретные методы и механизмы реакции на вызовы глобализирующегося мира. Тем самым демонстрируется решимость Казахстана противостоять им и продолжать на основе реальных достижений развивать рыночную инновационную экономику и демократию, проводить свою внешнюю политику в качестве регионального лидера.
Глава государства ставит перед народом Казахстана новую масштабную задачу — войти в число 30 наиболее развитых стран мира. В этих целях определяется семь приоритетных направлений развития, а также предлагается глубокое видение конкретной предстоящей работы государственных органов всех профилей для достижения поставленных целей.
В экономической политике нового курса провозглашается всеобъемлющий экономический прагматизм, основанный на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. Страна будет работать как единая корпорация, где решения будут приниматься только с точки зрения экономической целесообразности и развития глобальной конкурентоспособности Казахстана. Отныне деньги из госбюджета будут не просто распределяться, а продуманно инвестироваться с дальнейшим получением прибыли.
Глава государства отмечает необходимость кардинальной либерализации экономической системы, сокращения до минимума участия государства в регулировании предпринимательства, проведения широкомасштабной приватизации, увеличения доли частного сектора практически во всех сферах деятельности. Правительству предстоит разработать план дальнейшей фазы индустриализации страны, в результате чего доля несырьевого экспорта в общем объеме экономики должна увеличиться в два раза к 2025 году и в три раза к 2040 году. С этой целью Глава государства поручил провести ревизию всех действующих в республике налоговых льгот, ввести благоприятный налоговый режим для бизнеса в сфере производства, новых технологий, индустриализации.
Будет также переосмыслена денежно-кредитная политика, что обеспечит в приоритетном порядке поддержку проектов, позволяющих реализовать следующую фазу индустриализации уже с учетом третьей промышленной революции. Будут созданы наилучшие условия для иностранных инвестиций на всем пространстве Евразии. Максимально ускорится освоение минеральных ресурсов и их экспорт на мировые рынки в обмен на доступ к передовым технологиям и создание новейших производств на территории нашей страны.
В числе масштабных мероприятий, направленных на укрепление государственности и развитие демократии, Президент назвал задачи в сфере борьбы с коррупцией, дальнейшего реформирования правоохранительных органов, охраны общественного порядка. В этой связи подчеркивается, что «развитое общество начинается с дисциплины и порядка во всем, комфортного подъезда, аккуратного двора, чистых улиц и приветливых лиц. Мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни». Также следует отметить необходимость мер наказания за общественные правонарушения, и за свое поведение хулиганы не должны отделываться только штрафами. Их правонарушения в обязательном порядке должны указываться в личных делах и резюме, что, несомненно, скажется не самым лучшим образом при трудоустройстве и создаст серьезные препятствия для карьерного роста. Важнейшей частью этой работы является формирование соответствующего законодательства. Это законы, усиливающие административную ответственность за нарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность. Особое внимание в контексте задач, поставленных в Послании, будет уделяться вопросам совершенствования правовой базы в сфере предупреждения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения.
Планируется разработка законодательства, нацеленного на дальнейшую модернизацию деятельности правоохранительной системы. В последние годы в этой области значительно улучшена правовая база, разграничены функции, существенно гуманизирована уголовная политика. Сегодня перед правоохранительными органами поставлены новые задачи по улучшению их деятельности, повышения доверия со стороны населения. Как известно, в Послании «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» Глава государства объявил о проведении внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов. Как показывает мировой опыт, эта мера позволяет оптимизировать работу правоохранительных органов по соблюдению законности, снизить уровень коррупции, повысить качество работы служб правопорядка. Проведением аттестации был фактически дан старт укреплению и реформированию правоохранительной системы. Согласно Указу по итогам аттестации планируется повышение заработной платы и социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов уже со следующего года. Следует отметить, что участие в аттестации институтов гражданского общества дает повод говорить о расширении гражданского контроля над органами власти.
Другими словами, проведена большая работа по формированию кадрового ресурса, рациональному управлению человеческим капиталом, росту конкурентоспособной личности. Безусловно, аттестация укрепит доверие граждан к правоохранительным органам, внесет существенный вклад в формирование «эффективных механизмов отбора честных и профессиональных сотрудников при одновременном очищении от некомпетентных, скомпрометировавших себя должностных лиц».
В Послании сделан акцент и на реализацию прав граждан на судебную защиту, гарантированную Конституцией. За минувший период в судебной сфере произошли коренные изменения. В Концепции правовой политики на 2010-2020 годы уделяется особое внимание дальнейшему развитию судебно-правовой системы.
Принят и действует Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей РК». Комитет по исполнению судебных актов передан в ведение Министерства юстиции РК, на законодательном уровне разрешены вопросы независимости судей от исполнительной ветви власти, гарантии несменяемости судей, иммунитета, созданы необходимые социальные гарантии. Проводится специализация судов, введено судебное санкционирование ареста, действует суд присяжных. На сегодня созданы и успешно действуют специализированные административные, уголовные, экономические суды, финансовый суд, а также ювенальные суды.
Изменена кадровая политика, в результате которой процедура отбора предусматривает соблюдение демократичности и открытости процесса назначения судей. Особая роль в кадровом обеспечении судов принадлежит Высшему Судебному Совету, который наделен полномочиями по конкурсному отбору лиц, претендующих на должность председателей и судей районных судов, даче рекомендаций для назначения на указанные государственные должности, а также приему квалификационного экзамена у кандидатов в судьи. Внедрена и действует в работе судов единая автоматизированная информационно-аналитическая система, которая создала условия для обеспечения гласности и прозрачности судопроизводства, публичность работы судебной системы.
Проведенные в январе 2010 года реформы оптимизировали надзорные инстанции в Верховном суде. Упразднены апелляционные коллегии по уголовным и гражданским делам, исключена возможность рассмотрения Верховным судом дел по первой инстанции. За Верховным судом остались лишь надзорные функции и обязанность по разъяснению судебной практики. То есть у высшей судебной инстанции сохранены лишь те функции, которые прямо предусмотрены Конституцией страны.
Создана полноценная судебная система, которая во многом отвечает требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан. В целях дальнейшего совершенствования судебной системы, обеспечения правосудия, отвечающего современным требованиям, будут внесены необходимые коррективы в законодательство по вопросам упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур, использования информационных технологий, передачи споров по незначительным вопросам в институты внесудебного урегулирования споров и т.д.
В свете изложенного, а также в соответствии с Концепцией правовой политики на 2010 — 2020 годы предстоит большая работа по укреплению статуса судей, обеспечению открытости и прозрачности судебной системы, что, в свою очередь, открывает широкий простор для реализации правозащитного потенциала казахстанских судов.
В завершение следует подчеркнуть, что Стратегия «Казахстан-2050», заложившая фундаментальные основы для развития нашего государства в ближайшие десятилетия, является руководящим программным документом для всех казахстанцев, которых Лидер нации — Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев призвал объединиться и приложить усилия для дальнейшего укрепления страны. «Я призываю весь народ вооружиться вечными качествами — усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут нам устоять и создать нашей Родине достойное будущее», — сказал Глава государства.