Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На пути к суверенитету

Приближается важная и дорогая сердцу каждого казахстанца дата — День Независимости нашего государства.

В связи с этим хотелось бы вспомнить историческую логику событий более чем 20-летней давности, предшествовавших обретению Казахстаном суверенитета.

Как известно, СССР унаследовал большую часть территории и многонациональную структуру Российской империи. В 1917-1921 годах Финляндия и Польша получили независимость, самостоятельность обрели Литва, Латвия, Эстония и Тува. В 1939-1946 годах к СССР были присоединены некоторые территории (Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия и Северная Буковина, Тувинская Народная Республика).

Многонациональное государство было централизованным: все его важнейшие решения утверждались центральными органами правившей партии — КПСС. Фактическое положение дел реально отличалось от идеализированной конструкции, описанной в Конституции СССР. Лишь Белорусская ССР и Украинская ССР, по результатам достигнутых на Ялтинской конференции 1945 года договоренностей, имели своих представителей в ООН с момента ее основания.

О причинах распада СССР, возможностях его предотвращения в науке нет единой точки зрения. Среди главных причин называются: подрывная деятельность стран Запада во главе с США и их агентов влияния; некомпетентность союзного руководства, эгоистичное желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачевские демократические реформы для разрушения основ государства и общества; центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику; диспропорции экстенсивной экономики, следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности; неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем к развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы; инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР; афганская война; непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря; развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики; ряд техногенных катастроф и сокрытие информации о них.

Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате, в республиках прошла целая волна выражения недовольства тоталитарной системой власти и стремления к суверенности республик. Так, 30 августа 1990 года Верховный Совет Татар-ской АССР принял декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан. В де-кларации, в отличие от некоторых союзных и почти всех автономных российских республик, кроме Чечено-Ингушетии, не было указано нахождение республики ни в составе РСФСР, ни СССР, и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами.

Летом того же года группа видных представителей чеченской интеллигенции вы-ступила с инициативой проведения Чеченского национального съезда для обсуждения проблем возрождения национальной культуры, языка, традиций, исторической памяти. Чеченский национальный съезд избрал исполнительный комитет во главе с председателем Джохаром Дудаевым. 27 ноября Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР под давлением исполкома ЧНС и массовых акций принял декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики. 8-9 июня 1991 года прошла 2-я сессия первого Чеченского национального съезда, который объявил себя Общенациональным конгрессом чеченского народа (ОКЧН). Сессия приняла решение о низложении Верховного Совета ЧИР и провозгласила Чеченскую Республику Нохчи-чо, а временным органом власти провозгласила исполком ОКЧН во главе с Джохаром Дудаевым.

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором за «сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик» проголосовало более 76 процентов от числа принявших участие в референдуме, в том числе более 70 процентов в РСФСР и в Украинской ССР.

На основе концепции референдума и с учетом его результатов предполагалось заключение 20 августа 1991 года нового образования — Союза Суверенных Государств (ССГ) как «мягкой федерации». Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым к следующим действиям: проведению общесоюзного референдума; учреждению поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти; подготовке нового Союзного договора, существенно расширяющего права республик.

Однако ряд государственных и партийных деятелей под лозунгами сохранения единства страны и восстановления жесткого партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни предпринял попытку государственного переворота, известную также как августовский путч.

19 августа 1991 года группа политиков из окружения Горбачева объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Они потребовали от находившегося на отдыхе в Крыму президента введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Геннадию Янаеву. Только две союзные республики поддержали ГКЧП — Азербайджанская и Белорусская ССР.

После создания ГКЧП и изоляции Горбачева в Крыму Борис Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России в центр сопротивления. Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КП РСФСР. Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза.

Незамедлительно в сентябре 1991 года западными странами была массово признана независимость прибалтийских республик, которая была объявлена ими еще в начале 1990-го года. 2 октября 1991 года на аэродроме Юбилейный (Байконур) прошла встреча руководителей 12 республик СССР (не присутствовали лидеры Латвии, Литвы и Эстонии). 6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Бориса Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.

14 ноября 1991 года семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.

Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР».

В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР — Белоруссии, России и Украины — собрались в Беловежской пуще для подписания договора о создании ССГ. Однако ранние договоренности были отвергнуты Украиной. 8 декабря 1991 года лидеры трех стран констатировали, что СССР прекращает свое существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Руслана Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года. Вследствие отзыва депутатов Совет Союза лишился кворума. 18 декабря Совет Республик принял заявление, согласно которому он с пониманием воспринимает Соглашение Республики Беларусь, РСФСР и Украины о создании Содружества Независимых Государств и считает его реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса.

21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате к СНГ присоединилось еще 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Было подписано так называемое Алма-Атинское соглашение, ставшее основой СНГ. Нурсултан Назарбаев во всех событиях принимал более оптимистичную и реальную позицию. И нынешнее состояние отношений на пост-советском пространстве, их постоянное оздоровление следует всецело связывать с его благими устремлениями.

С именем Президента РК связано появление СНГ, которое было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, характеризующаяся интеграцией. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 года и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25-26 декабря 1991 года. Россия объявила себя правопреемником и государством-продолжателем СССР. По данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 миллиарда долларов, а активы — в 110,1 миллиарда. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. В Соглашении государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 30 декабря 1991 года предусматривалось, что каждое из государств-участников СНГ получает справедливую долю в собственности СССР за рубежом: размеры долей были определены Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 года. Однако впоследствии Россия на двусторонней основе договорилась с государствами-участниками СНГ, за исключением Украины, о принятии их долей внешнего долга бывшего СССР и долей в активах бывшего СССР за границей.

На постсоветском пространстве стали формироваться национальные государства. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”, который провозгласил Казахстан независимым, демократическим и правовым государством. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

16 декабря 1991 года независимость Казахстана признала Турция. На следующий день после принятия Закона о независимости, 17 декабря 1991 года, Казахстан в качестве суверенного государства признали Россия и Румыния.

2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. К концу 1995 года Казахстан признали 111 государств мира, с 92 из них установлены дипломатические отношения. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других международных организаций.

С обретением суверенитета главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности.

В первой половине 1992 года руководство республики выработало основные стратегические направления развития Казахстана, изложенные в работе Н. Назарбаева “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”. В сфере экономики поставлены задачи: формирование социальной рыночной экономики; создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека; введение национальной валюты и обеспечение ее внутренней, а затем и внешней конвертируемости; завоевание собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых товарных рынках; насыщение потребительского рынка; привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.

Были определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей:

на первом этапе — 1992-1995 гг. — разгосударствление, приватизация собственности и насыщение потребительского рынка товарами;

на втором — 1996-2005 гг. — постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков — капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности.

Третий этап, продолжительностью 5-7 лет, предполагал ускоренное формирование экономики открытого типа, достижение на этой основе стратегических целей переходного периода, укрепление позиций Казахстана в мировой торговле и вступление в разряд новых индустриальных государств.

В результате распада СССР возникла неопределенность границ между бывшими союзными республиками. Процесс делимитации границ растянулся до 2000-х годов. Делимитация российско-казахстанской границы была закончена только в 2005 году.

…В Коране, Библии и других святых книгах черным по белому записано, что человек приходит в этот мир с криком, возвещающим о свободе, равенстве. И никто, никакая система не должны препятствовать волеизъявлению каждого из нас и каждого этноса. При этом каждый член общества должен свято блюсти принятые в стране законы, продолжать и развивать этническую культуру, язык и исконные традиции.

Нуртаза АБДУЛЛАЕВ,

доктор исторических наук, профессор АРГУ им. К. Жубанова

Колонка "Взгляд"