В 1982 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день танца. А 29 апреля выбрано в силу того, что в этот день в 1727 году родился балетмейстер Жан-Жорж Новерр, отец современного балета. Трудно представить цивилизацию без этого вида искусства. Как обстоят дела на малой родине первой казахской балерины Нурсулу Тапаловой, уроженки Уилского района – в разговоре «АВ» с актюбинскими хореографами.
Воспитывающее занятие
Одним из самых известных танцевальных коллективов области является образцовый ансамбль «Искорки», созданный Полиной Озерной в 1973 году при ГДШ. Семилетнего Костю Фролова в «Искорки» привела тетушка – чтобы мальчик был занят.
– И я с удовольствием посещал занятия, – вспоминает нынешний худрук «Искорок». – Когда случились поползновения прогуливать, Полина Петровна сигнализировала родителям, отец со мной поговорил, и я успокоился.
Отец собеседника, дядья – из служивых, дед погиб на Курской дуге, и тем не менее никто в семье не препятствовал выбору Константина стать хореографом. В Оренбургском училище культуры педагогами собеседника были Бронислав Адамович и Василий Швец, готовившие к профессии основательно. Получив диплом, Константин Владимирович вернулся в родные «Искорки».
– Тогда в ансамбле было шесть педагогов, сейчас – три, – продолжает хореограф. – Правда, и детворы в разы меньше. Но и тогда, и сейчас после шести лет учебы в ансамбле каждый выпускник получает документ с оценками, согласно которому может работать в танцевальном коллективе артистом или тренером. Большинство сегодняшних актюбинских хореографов – из «Искорок».
– Много ли мальчиков в вашем детстве занималось танцами?
– Меньше, чем девочек, но для постановок хватало. Сейчас ситуация критическая. Хочется напомнить, что этот вид искусства создали мужчины: перед охотой или боем они совершали ритуальные движения, демонстрируя ловкость, силу. Яркий пример, понятный каждому из нас, – лезгинка, где женская партия необязательна. Ею воодушевлялись перед боем кавказцы, а терские казаки переняли красивый ритуал, подкорректировав фигуры на свой лад. Бывая на конкурсах за рубежом, видя количество мальчиков среди участников, понимаю: мнение о том, что хореография – занятие немужское, чисто актюбинского происхождения. Самые зажигательные танцы – кара жорга, перепляс, гопак, адаму, та же лезгинка – мужские, потому как их фигуры женщине физически не по силам.
– Что скажете про уровень подготовки в актюбинских студиях сегодня?
– Он не тот, который в «Искорках» задавала Полина Петровна и ее коллеги. Сейчас редкий педагог заинтересован в качестве воспитанников, большинство предпочитает иметь доход с количества. В детстве мы оттачивали мастерство, выступая перед заводчанами, хлеборобами, лучшей наградой были аплодисменты взрослых. И требования были высокие. За получением звания образцового осенью 1983 года директор ГДШ Павел Карпенко повез «Искорки» и Полину Петровну в Алма-Ату. Мы конкурировали со столичным ансамблем «Аққу», жюри выбрало нас. Подтверждающие документы пришли весной 1984 года – все рассматривалось тщательно. Может, поэтому в послужном списке «Искорок» такое количество побед!
Выход из ситуации упадка Константин Фролов видит в создании условий для полноценного творчества профессионалов:
– Нужно делать все, чтобы вчерашние выпускники танцевальных студий, а сегодня дипломированные хореографы, возвращались в Актобе. Какая картина сейчас? Максимум, что ждет их в родном городе, – открытие частной студии. В развитии же хореографии должно быть заинтересовано государство: это и престиж танца поднимет, и популяризацию обеспечит, и мужчин привлечет.
С младых ногтей
Еще дошкольника Станислава Данилевского в студию «Фантазия» при ДК железнодорожников привела мама.
– Я сразу влюбился в танец и занятия посещал с удовольствием, – рассказывает Станислав. – Получив диплом по окончании «Фантазии», перешел в ансамбль «Айгөлек» при областном Дворце школьников (ныне ЦДЮТ – Прим. автора). Без танца уже не мог, тем более что в обоих коллективах работала мой педагог Альфия Нигматуллина. Она и второй педагог Альфия Файзрахманова сделали из меня танцора.
После получения Станиславом второго диплома его друг Кирилл Смертынюк пригласил на турнир «Ақпан айшықтары» в качестве зрителя.
– Я понял, что мне нравятся спортивные танцы, и сразу записался в группу к Алексею Феопемптову, где занимался до окончания школы, – продолжил собеседник. – Планируя поступление в Оренбургский государственный университет, уже знал, в какой из клубов пойду. Безусловно, участвовал в сотнях турниров, без этого нельзя. Результаты? Двукратный чемпион Оренбурга и Оренбургской области, финалист, призер и победитель региональных и международных соревнований по танцевальному спорту. Вернувшись домой после университета, стал представлять «Тагридис» под руководством Алексея Алексеевича. Под знаменем этого клуба в партнерстве с Александрой Сливенко был финалистом чемпионата РК. Сейчас карьеру спортсмена окончил, сосредоточен на тренерстве – вместе с Кириллом Смертынюком в 2016 году открыли клуб «Проект».
– Какую проблему в хореографии, танцевальном спорте обозначишь главной?
– Отсутствие объективности при судействе и отсутствие популяризации. Второй пункт лишает девочек партнеров и чреват умиранием этого вида искусства. Эстетика спортивно-бального танца – в гармоничном взаимодействии пары, и в памяти всплывают кружащиеся пары из фильмов. Какая эстетика в их костюмах! Кто из девочек не мечтает о бальном платье? Для актюбинцев есть вероятность видеть подобное только на экране…
– В чем, по-твоему, главный воспитательный аспект танца?..
– Жесткая дисциплина. У мальчиков же уважение к партнерше переходит в уважительное отношение к прекрасной половине вообще. Если говорить о сексуальном воспитании, то здесь с раннего возраста прививается отсутствие страха к тактильности. Я знаю, что, не боясь протянуть руку сверстнице, танцор первым подаст руку помощи человеку, находящемуся в опасной ситуации.
– …а эстетический?
– Первый судейский критерий на соревнованиях – музыкальность танца (ритм, пластика движений). В соответствии с ней развивается музыкальный вкус, восприятие в целом становится тоньше.
– Как в тебе совмещаются маркетолог согласно диплому ОГУ и хореограф согласно двум сертификатам танцевальных студий?
– Маркетолог помогает вести страничку в Инстаграме, быстро прирастающую подписчиками, желающими обучаться в «Проекте». К педагогической работе подтолкнула оренбургский тренер Анжелика Нестерова, девять лет назад доверившая мне младшую группу. А пробуждению интереса у подопечных научил Алексей Алексеевич, многие ученики которого – хореографы. Мне всегда хотелось танцевать, показывать людям эстетику движений, но тренерство дает кайф другого уровня: видеть в финале турнира или на пьедестале своих воспитанников – радость непередаваемая.
О проблемах – начистоту
Представитель российской хореографической школы Каршыга Дандагариев в Актобе проработал 18 лет, известен у нас как педагог, хореограф-постановщик мероприятий, в том числе международного уровня, и спектаклей театра имени Т. Ахтанова. Сегодня он ведет общую хореографию и хореографию оперных спектаклей на кафедре социально-гуманитарных дисциплин консерватории имени Курмангазы, преподает народно-сценический танец в республиканском эстрадно-цирковом колледже имени Ж. Елебекова и в КазНПУ имени Абая. В Оренбургском училище культуры педагогом Каршыги был названный выше Василий Швец.
– Меня, артиста балета, Василий Дмитриевич влюбил в народный танец, – рассказывает Каршыга Хамзиевич. – Родился и вырос я в России. На тамошних сценах азиатская внешность диссонировала с русским народным костюмом, но муштра педагога привела к тому, что публика всегда взрывалась аплодисментами. В разные годы я учился у Владимира Чернова, Гульнары Юсуповой, Светланы Швец, Александра Кайзера, педагога Василия Швеца (большинство наставников – мужчины — Прим. автора).
Апеллируя к опыту работы Каршыги Дандагариева, мы спросили его о видении ситуации с хореографией в нашем городе:
– Когда я приехал в 2000-м в Актобе, самым ярким коллективом был ансамбль «Искорки». Уровень, заданный Полиной Озерной, и сейчас поддерживается, и нынешнего худрука ансамбля Константина Фролова я назвал бы одним из тех, коих в Актобе единицы. Еще выделю Жаннат Сатыбалдиеву, преподавателя кафедры музыки и хореографии АРУ имени Жубанова, и Ляззат Мухамедалину, основательно готовящую девочек в ансамбле эстрадного танца «Самрук». Главным преткновением развития хореографии в городе и области нахожу отсутствие сплоченности между педагогами и заинтересованности госорганов в развитии этого вида искусства. Кроме прозрачной аттестации, необходимы круглые столы и мастер-классы – хореограф должен делиться всем, что умеет сам, иначе развития не будет.
Татьяна ВИНОГРАДОВА