Отгремели салюты выпускных, школьный звонок прощальным эхом огласил новый этап в жизни будущих абитуриентов. Дело только за малым – определить профессию будущего, которая и финансово обеспечит, и эмоционально заряжать будет. Как в поговорке: чтобы на работу, как на праздник. Перед вчерашними школьниками открываются большие перспективы. Специальности ассортиментом ресторанного меню расположены на сайтах учебных заведений. Все работы хороши — выбирай на вкус. Дилемма, казалось бы, решена. Пройди ряд формальностей — и зачислен в студенты по итогам тестирования.
Но получить желанный диплом, а после пополнить ряды работников индустрии красоты (визажистов, мастеров татуажа и прокола ушей) малоперспективно, да и требует личного желания, эстетического вкуса.
Для многих горизонты открывающихся возможностей видны с детства. Есть понятие «семейные династии» — врачей, учителей, экономистов, военнослужащих – когда ориентиром служат генетические способности ребенка и заложенный с малых лет интерес к профессии матери или отца. Примером могут служить коллеги родителей, посещение ребенком места работы. Так человек растет в окружении определенных знаний и терминов.
На страницах «АВ» героям рубрики «Профессионал» часто задаем вопрос: «С чем связан ваш выбор?». Ответы обычно получаем простые и внятные, например, папа — врач, мама — учитель, дед — военный или фермер, все расписано картами семейных уз. Для некоторых и финансовая стабильность служит крепким фундаментом в таком выборе. Учиться в другом государстве, найти заведение по своим интересам и пристрастиям, а в будущем создать основу для бизнес-проекта – возможности безграничны при условии платежеспособности семьи.
Но есть дети, которые при получении аттестата ломают голову над определением профессии. Не знают, куда направить стрелу своих надежд, чтобы потом не каяться. Главный вопрос с трудоустройством тоже имеет значение. Во многих школах ввиду деления классов на гуманитарные и физико-математические отдельные дисциплины становятся недоступны. От этого ученики теряются при выборе профильных предметов на ЕНТ. Нет должной профориентационной работы среди выпускников 9-11 классов. Уроки труда канули в прошлое, их место заняли основы бизнеса, которым учат прежние учителя труда. Уважение и почет к человеку рабочей профессии размываются. Престиж не синонимичен этим специальностям.
В пору МОН РК задуматься о введении экскурсий на производства, фабрики, в офисы, мастерские, чтобы мир взрослых для ребят стал ближе.